Дом на Стремянной 11, 1906-1907, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубырь.
Рассказ о творчестве ещё одного известного мастера «северного» модерна А.Ф.Бубыря (1876-1919), мне хочется начать с его совместной работы с Н.В.Васильевым.
Ровесники, знакомые ещё со студенческой скамьи, они были друзьями. Творческое сотрудничество Бубыря и Васильева, начавшееся в 1906 году и продолжавшееся около 10 лет, составляет одну из ярчайших страниц русского модерна. Васильев, как правило, брал на себя общее композиционное решение и художественную разработку фасадов, а Бубырь - планировку.
Дом на Стремянной пожалуй самая знаменитая совместная постройка двух талантливых архитекторов.
Проект дома выполнялся для почётного гражданина К.Н.Угрюмова и его сестёр, но уже в ходе строительства владельцем участка стал
А.Ф. Бубырь.
Расположено здание на узком участке. Шестиэтажные жилые корпуса обступают двор с трёх сторон.
Квартира домовладельца в 10 комнат с просторной гостиной располагалась в верхнем этаже.
С четвёртой стороны двор замкнули невысокие службы с конюшнями и гаражом (сам Бубырь был автолюбителем).
Многие находят в облике дома влияние национального романтизма Финляндии. Увлечённый творчеством Э.Сааринена, Васильев в действительности даже ездил к нему практиковаться. Бубырь побывал в Финляндии ещё в студенческие годы.
Опирались они и на произведения Лидваля, можно также сказать, что эта постройка близка работам рижских архитекторов К.Пекшена и А.Лаубе. На сайте
http://bubyr.narod.ru/buildings/stremjannaja.html вы сможете прочесть, что Васильев, выполняя проект искал «основы формообразования в средневековом псковско-новгородском каменном зодчестве, а также в деревянном строительстве русского севера».
Но так ли уж важно для нас сейчас от чего отталкивались архитекторы? ;)
Дом несомненно наделён оригинальными чертами, а его убранство отличается неповторимым своеобразием авторского почерка.
Фасад снизу доверху населён всяческой живностью.
У входа на лестницу застыли две птицы с длинными клювами, похожие на сову и дятла. Они высечены только на внешней стороне гранитных блоков опор, резкими, лаконичными штрихами:
Так же выразительны схематичные изображения рыб на пятах въездной арки:
Парные фигуры не повторяются - во избежании симметрии и ради живого разнообразия.
На скосы второго этажа выплыли обитатели вод:
Уселись загадочные существа, разинули рты маски, а над проёмами выросли маленькие ёлочки, составленные из маленьких треугольников.
Высоко, под крышей- большой мухомор рядом с крошечными небесными светилами:
К сожалению фасад здания сильно проигрывает из-за невыгодного расположения: он обращён на север, затенён, а неширокая улица не даёт возможности охватить его единым взглядом.
Зато изнанка дома - слепые брандмауэры и верхняя часть дворовых флигелей - случайно осталась открытой к свободному углу квартала. Интересен небольшой округлый выступ парадной лестницы опоясанный на верхнем этаже узкой галереей, соединявшей разные части хозяйской квартиры:
Марши лестниц стремительно взбегают по спирали:
Стоящий в вестибюле камин с трапециевидным верхом типичен для северного модерна:
В квартирах сохранились изразцовые печи, двери с расстекловкой, несложная лепка потолков.
В доме на Стремянной прошли лучшие годы жизни Алексея Бубыря. Здесь была его мастерская. А в 1917 году по этому же адресу поселился и Николай Васильев.
Социальные потрясения оборвали активную творческую деятельность зодчих.
Васильев, как нам уже известно, после долгих странствий, нашёл пристанище в Нью-Йорке, а рассказ о творчестве и трагической судьбе Алексея Фёдоровича Бубыря впереди ...