Dec 01, 2006 02:18
Эта пьеса - с двойным дном. Оно давно исследовано мной и поэтому заметно с первого взгляда. Я уже уплывала в другие моря, но на два театральных часа я вновь погрузилась в забытые глубины. Сидя в зале, я явно видела героев на любые времена и нравы, узнавала типажи, иногда глотая слезы, иногда - искренне смеясь. Эти люди принадлежат прошлому веку, они - детище другой страны, но они так узнаваемы! Многие их черты читаются в каждом из нас. Они все и там и здесь одновременно, под стеклом, в стеклянном зверинце.
В начале спектакля была поражена до глубины души точностью движений прихрамывающей актрисы: вот она встает со стула, едва заметно, робко и как можно быстрее, чтобы не быть на этом пойманной, и поэтому - неуклюже, опирается на стол кончиками напряженных пальцев. Точно также я в реальной жизни совершаю этот привычный жест тысячи раз на дню. Точно также, разный ритм отстукивают набойки моих туфель… Но вот движение ее замедляется и я понимаю - из-за напряжения мышц спины, там чуть-чуть ниже поясницы. Мне было знакомо в мои 13 лет это напряженное
ожидание следующего шага - своего шага, следующего шага мальчика, в которого безмолвно влюблена, шага времени - и что же там будет дальше? Может быть, счастье? Может быть, горе? На последних словах Актера почувствовала: для героини - это шаг в никуда, ее жизнь - это жизнь без надежды на счастье. Но это - лишь ее выбор. Как же я рада, что мой выбор - другой!
Давайте отмотаем несколько «кадров» назад…
Шла на спектакль просто потому, что неожиданно возникла возможность сходить в незанятый вечер в театр бесплатно…
Прозвенел третий звонок, в зале погасили свет, постепенно притихли зрители. На сцену вышел Актер-Автор, предупреждая: вы увидите меня, мою мать, сестру, вы увидите моих призраков.
Он - молодой человек лет 23, мечтающий обрести смысл жизни вместо ежедневной рутинной работы в магазине обуви, чье название смутно напоминает о безграничности горизонтов. Ему грустно жить так, как есть, поэтому каждый вечер - обязательный поход в кинотеатр и местные бары. Великая Иллюзия напополам с виски (или чем-то там еще) добавляет яркости в его жизнь.
Мать - экзальтированная дама неопределенного возраста, у нее немного расшатаны нервы и прекрасно уложены волосы. Она по традиции читает молитву перед едой и непременно, как, наверно, любая заботливая мама, не переставая, напоминает о правилах хорошего тона, доводя нетерпеливого сына до исступления и желания передразнивать и немного высмеять ее. Она, мне кажется, от еще не совсем утраченной наивности, думает, что умение держать вилку правильно -залог его благополучия.
Сестра - молодая, очень застенчивая девушка. Вместе с ней на свет появилось семейное табу - в этом доме никогда не произносят слова «инвалид», но если уж произнесли - то только со слезами на глазах. Лаура - именно таким именем средневековой принцессы назвали ее - собирает крошечные стеклянные фигурки зверей, похожие на «осколки радуги» - это ее стеклянный зверинец. Она даже иногда считает, что счастлива этим.
Это те негласные законы, по которым происходит жизнь героев, все остальное для них - действие второго плана.
А знаете, ведь многим этот спектакль показался скучным…