По понятным причинам в Волгограде из исторической застройки мало что сохранилось.
Но кое-чо всё-таки есть.
Например, практически в историческом центре, во дворе современных многоэтажек есть вот такое:
Хранение фотографий -
безлимитный хостинг iMGSRC.RU (
imgsrc_ru)
В самом центре Волгограда, по адресу проспект Ленина, 2Б, на остановке «Современник», укрытый со всех сторон от досужих глаз коробкой зданий современной постройки, стоит особняк красного кирпича - Дом архитектора. Свое теперешнее название здание, возведенное где-то на рубеже XIX и XX веков (ориентировочно в 1908 году), получило от того, что в нем располагается Союз архитекторов Волгоградской области. Однако в перечне памятников культурно-исторического наследия оно числится как Дом братьев Рысиных.
Хотя и тут надо оговориться, что старое название не совсем отвечает действительности, так как, насколько это известно, фактически, дом принадлежал лишь одному из двух братьев-купцов, занимавшихся торговлей ювелирными изделиями и церковной утварью - Ивану.
Дом представляет собой двухэтажное, в горизонтальной проекции Г-образное здание с высоким цокольным этажом. Это яркий образчик художественной кирпичной кладки: фасад здания украшают колонны, аркатуры и розетки, зигзагообразные бегунцы, выполненные из красного кирпича разного формата. Элементы декора по своим формам характерны для царицынского купеческого строительства конца XIX в. Не менее интересен и интерьер дома - потолки и дверные проемы богато украшены лепниной.
В начале своей истории Дом Рысиных играл заметную роль для Царицына. В годы Гражданской войны и после нее здесь размещались различные учреждения и организации городской исполнительной власти. Во время Сталинградской битвы Дом Рысиных, конечно, сильно пострадал, лишился кровли, но все же сохранил главные свои архитектурные особенности - целыми остались стены здания, металлические элементы, такие как кованные узорные балконные ограждения, сохранились даже практически все столярные изделия, которые впоследствии были использованы при восстановлении здания под общественную организацию.
В конце 1950 года остатки дома Рысиных с земельным участком были переданы Сталинградскому отделению архфонда Союза архитекторов, после чего к зданию сделали пристройку, в которой разместились помещения администрации и библиотека. Проект был выполнен знаменитым архитектором Ефимом Левитаном. Но полностью здание было восстановлено только в 1952 году и уже под новым, нынешним названием - Дом архитектора. -
описание отсюда 02.
03.
04.
05.
06.
07. Ещё одно историческое здание в центре - пожарная часть конца XIX века.
Здание первой пожарной части города Царицына - памятник архитектуры Царицына XIX века регионального значения. Расположен в Центральном районе города Волгограда по адресу: ул. Коммунистическая, 5.
До революции в Царицыне имелось несколько зданий пожарных частей. Две из них сохранились до наших дней (вторая - в Ворошиловском районе).
В 1891 году было принято решение о строительстве пожарной части, а в 1897 году здание введено в эксплуатацию, о чём свидетельствует надпись на фасаде здания.
Во время Сталинградской битвы здание было повреждено. По некоторым сведениям каланча со здания была убрана ещё до войны, в 1930-е годы.
Восстановлено в 1950-х годах без каланчи.
В 1995 году после пожара здание восстановлено в первоначальном виде. -
описание из Вики 08.
09.
10.
11. Частичный новодел по мотивам исторического здания
20 декабря 1915 года в Царицыне был открыт Дом науки и искусства, построенный на средства Царицынского купца Репникова. Зрительный зал вмещал 1100 человек, не считая малый зал. К парадному входу вела гранитная лестница, а внизу стояли белые скульптуры львов. Дом имел библиотеку-читальню, музыкальные классы, музей краеведения. Там же располагался любительский театральный кружок. К тому времени, как Дом науки и искусства был открыт, уже год как шла Первая мировая война. И вскоре здание было отдано под лазарет. В первые годы революции в здании помещался Царицынский Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, а во время гражданской войны в нём располагался военный госпиталь. Только теперь здесь размещали раненых красноармейцев.
В октябре 1922 года в Доме науки и искусства открылся зимний театральный сезон. С 1933 года театр стал называться краевым драматическим театром имени Горького, в память о его приезде в город..
Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Сызрань. Приказ о реэвакуации был выпущен 26 мая 1943 года[2], и уже в августе артисты вернулись в родной город. Во время Сталинградской битвы площадь Павших борцов стала местом ожесточённых боёв, и здание театра сильно пострадало, поэтому "драмтеатр" до ноября 1945 года работал в Бекетовке, затем семь лет в нынешнем здании музыкального театра (раньше его называли Дворцом физкультурников)[источник не указан 1123 дня]. 2 августа 1952 была закончена реконструкция драмтеатра. Центральный фасад здания существенно изменился: перед центральным входом появилась колоннада, увенчанная скульптурами. Однако исторический фасад здания сохранился, его можно увидеть зайдя внутрь колоннады -
Вики 12. Ну и, наконец, полный новодел по мотивам исторического собора - волгоградский аналог ХХС
... нынешний храм - копия кафедрального собора Царицына, который появился в центре города больше века назад. Его было решено возводить в честь спасения императора Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе у станции Борки в 1888 году.
Для малоэтажного Царицына это было огромное сооружение - высота церкви была сравнима с 18-этажным домом. Строили храм долго, целых 15 лет, а открыли только в 1918 году. По словам историков, деньги на его возведение жертвовали неохотно и стройка долгое время «буксовала».
Призывы к горожанам жертвовать на строительство храма публиковались в местных газетах, а на площади у дома купца Сивакова стоял ящик для пожертвований. Но только после того, как к сбору средств подключились известные царицынские купцы и меценаты, строительство сдвинулось с «мертвой точки».
Выглядеть собор мог совершенно иначе, потому что четкой концепции не было - ориентировались на уже существующие приходы в других городах. В итоге, выбор пал на проект Оренбургского кафедрального собора. В 1897 году купцы Рысин и Шлыков даже отправились за документами к оренбургскому епископу Владимиру.
Росписью стен занимались ученики знаменитого художника Васнецова, по его же эскизам. Весьма богатым было и остальное внутреннее убранство. Так, в храме располагалась икона с хрустальными крестами. Это, кстати, послужило основой для городской легенды о таких же хрустальных крестах на куполах, свет которых было видно из-за Волги. На самом же деле историки склоняются к тому, что на крестах были встроенные полоски из зеркал (так действительно раньше делали достаточно часто).
Строили храм «на века», используя красный кирпич и раствор из гашеной извести и куриных яиц. Но история распорядилась иначе…
Склад, не свершившиеся планы и взрыв за премию
С приходом к власти большевиков, в России началась борьба с церквями. Спустя несколько лет собор закрыли закрыли. Затем его использовали то как склад, то как гараж. Были идеи открыть здесь библиотеку, музей или дворец физкультурника. Но в конечном счете, в 1932 году, его попросту взорвали.
Уничтожить церковь поручили будущему известному метростроевцу Александру Самодурову. Ему даже выписали премию в 300 рублей «за хорошее исполнение валки храма». 21 марта собор был оцеплен и в шестом часу прогремел взрыв.
Целых два года храм лежал в центре города кучей кирпича, пока стройматериалам не наши другое применение - их пустили укрепление царицынских мостовых. Так что прямо сейчас под асфальтом и брусчаткой где-то в городе остались части оригинального собора.
Памятная часовня и неожиданные находки
Сегодня многие говорят, что храм восстановлен на исторической локации, но это не совсем так. Старый собор находился ближе к Волге, на нынешней Аллее Героев. Именно здесь в начале XXI века было решено построить часовню Александра Невского. Тогда рабочие и наткнулись на фундамент и часть стен разрушенной церкви, и даже нашли вход в ее подвал.
Стройку приостановили и вызвали геологов. Те обнаружили, что стены уходят на глубину около пяти метров. Удалось даже извлечь части фресок Васнецова и фрагменты напольной керамической плитки.
На площадке нынешнего храма тоже, кстати, нашли не мало артефактов прошлого: фабричный кувшин конца XIX века с ангобом, царицынский штоф, бронзовую спицу и срезы подвалов царицынских зданий.
19 сентября 2021 года в Волгоград вернулся изначальный кафедральный собор. Открывали его торжественно: со световой проекцией и салютом. А на площади перед храмом собрались тысячи горожан и туристов.-
отсюда 13. Так что, выходит, новодел совсем свежий.
14. С симпатичным сквером вокруг.
15.
16.