Президентство Путина ознаменовалось тем, что инструменты, призванные бороться с коррупцией и преступностью сами становились коррупционными ещё быстрей, чем показывали конкретные результаты работы.
Прокуратура, суды, налоговая, борцы с наркотой, счётная палата, ЕГАИС, ведомство Онищенко - нету ни одной силовой/контролирующей структуры, которая-бы не заразилась этой болезнью.
Из последних открытий - ФМС и ФАС, служба судебных приставов.
Благие пожелания озвучивались при каждой реформе этих ведомств, но приводили они к одному результату: инструменты борьбы с коррупцией и преступностью сами становились частью коррупционной машины государства. В немалой степени этому способствовала бездарная дума, отсутствие качественной экспертизы принимаемых законов, игнорирование заключений экспертов и всеобщий одобрямс обывателей, согласных избрать любого чёрта по принципу "лишь-бы не было войны".
При этом соблюдался главный закон коррумпированного государства: где есть больше власти, там больше и коррупции. Таким образом, усиливая новых силовиков, что-бы бороться с преступностью, власть лишь создаёт новый росток коррупции, который обязательно даст свои всходы спустя некоторое время: как только наладится контроль над полученной областью, станет понятно куда и кому заносить, идеалисты превратятся в зажравшихся чиновников, кто-то уйдёт, а кто-то начнёт грести себе в карман.
Самое забавное, что для решения текущих коррупционных проблем (например с госзакупкой лекарств по ценам выше рыночных), государство обращает внимание не на проблемную область (скажем область госзакупок), а на поставщиков лекарств (
см здесь). Т.е. вместо усиления борьбы с существующей коррупцией государство собирается наплодить новые ростки коррупции, дав огромные полномочия чиновникам по регулированию деятельности участников рынка.
Конечно обойтись без регулирующих государственных органов сложно, но ведь совсем не обязательно повторяя свои и чужие ошибки, давать им безбрежные полномочия, только усугубляя существующие проблемы.
А самое главное, необходимо начинать реальную борьбу с коррупцией, которая, по моему убеждению (основанному на опыте развитых стран), невозможна без изменения существующего режима, без свободы СМИ, без политической конкуренции, без ответственности высших лиц государства за свои действия. К сожалению ни Медведев, ни Путин, ни Единая Россия неспособны справиться с этой проблемой. Не думаю, что стоит ожидать сильного ухудшения ситуации, уровень коррупции уже и так запредельный, но и улучшения без полной смены политической элиты произойти не могут.