антимонопольные законы

Dec 20, 2012 21:15

Традиционно считается, что свободный рынок рано или поздно кем-то монополизируется, и всем от этого будет очень-очень плохо.
Якобы именно поэтому общество вынуждено защищаться от произвола монополистов с помощью антимонопольного (антитрастового) законодательства.
Традиционные экономические учебники рассказывают разные страхи про "естественных" монополистов, про то что без государственной поддержки мы-бы все лишились свободной конкуренции, т.к. монополист мог-бы задавить конкурентов.
А что делает монополист потом? Максимизирует прибыль: завышает цены на продукцию, снижает качество и объём выпуска продукции чтобы создать ажиотаж и нажиться.
Ещё утверждается что тот же самый монополист может искуственно, с помощью ценового демпинга убивать конкурентов а потом (хорошо ещё если не одновременно) завышать цены и получать сверхприбыль.

Профессор Дон Арментано из университета Хартворд в своей лекции рассказал о результатов своих исследований (1 час на английском).

Лучший кандидат в президенты США - Рон Пол беседует с ним о том же.
Anti-Trust and Monopoly (with Ron Paul and Dominick T. Armentano)
В противовес тому что написано в википедии исследования показывают, что сложно найти монополию НЕ созданную государственным регулированием и уж тем более доказать существование (не государственных) устойчивых монополий при наличии более качественных, пусть и маленьких по размеру конкурентов.
Само происхождение этого термина (др.Греческий monopōlion) = “a right of exclusive sale”, т.е. ЭКСЛЮЗИВНОЕ ПРАВО на торговлю, подразумевает вмешательство государства в процесс свободной торговли. Государства средневековья традиционно торговали МОНОПОЛИЯМИ на продажу/производство тех или иных товаров, защищали и оберегали монополистов, но и это не всегда им помогало.

В противовес экономическому мейнстриму исследования показывают, что монополии образовавшиеся в конкуретной среде без участия государства это ещё одно проявление конкурентной борьбы.
Крайний случай, когда один из производителей товара с помощью значительного улучшения качества и снижения издержек и цен на товар завоёвывает рынок.
Многие из классических примеров монополий, вопреки общепринятому представлению, показывают как быстро снижались цены и повышались доступность и качество продукта в монопольной среде.

либертарианство, монополии, экономика

Previous post Next post
Up