Кулаки у Тургенева

Sep 18, 2018 02:33



- А мужики? -- спросил Маркелов.

- Мужики? Кулаков меж ними уже теперь завелось довольно и с каждым годом больше будет, а кулаки только свою выгоду знают; остальные - овцы, темнота.(Тургенев И. С., "Новь", 1877).

Не знал, что слово "кулак" в смысле "деревенский буржуй" уже использовалось за полвека до раскулачивания.

Филология, Литература, Россия

Leave a comment

Comments 15

amyatishkin September 18 2018, 04:19:44 UTC
Их где-то с 16 века в документах проклинают.

Reply

zdrager September 18 2018, 08:27:38 UTC
Во как. Не знал.

Reply


someonecurious September 18 2018, 05:32:26 UTC
Это слово именно в этом значении есть в словаре Даля.

Reply

zdrager September 18 2018, 09:26:39 UTC
Буду знать

Reply


stary_pies September 18 2018, 15:33:51 UTC
Кулаков упоминает и Александр Николаевич Энгельгардт в своих «Письмах из деревни», которые он писал в 1872-1887 гг. Весьма любопытный документ, рекомендую.
Преподавал человек химию, а потом его сослали в деревню...

Reply

zdrager September 19 2018, 10:30:16 UTC
Спасибо, посмотрю.

Reply


capat September 19 2018, 07:17:24 UTC
Очень интересное наблюдение. Для меня тоже неожиданность, что кулаки уже в то время были и как их характеризовали

Reply

proseka199 September 20 2018, 07:33:24 UTC
Да, невежество у нас весьма распространено.
Люди во многом питаются "газетными штампами". Мол, кулаками большевики ОБОЗВАЛИ "трудолюбивых крестьян ", чтобы их ограбить и разделить их имущество между "босяками". А на самом деле никаких кулаков не было. (Да и классов, оказывается, нет!...)

... В то время как в СОВЕТСКОМ УЧЕБНИКЕ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 4-ГО КЛАССА говорилось о кулаках до революции. Приводилась карикатура на крестьянина, который, мол, поставил одну ногу на свой надел, а вторую поджал, потому что некуда ее поставить (малоземелье).
...Но, в конце концов, можно лошадь подвести к водопою - а вот заставить пить...

А еще в Атласе по истории для 4-го класса приводилась карта- самая общая и мелкомасштабная - военных действий 1941-45 гг. Из которой следовало, что во время войны был взят Петрозаводск и оккупирована большая часть Карелии.
Однако большая часть людей с "верхним образованием" с готовностью поверили лжи о том, что "финны остановились на старой границе".
Я-то не поверил, поскольку смотрел тот атлас еще до школы...

Reply

zdrager September 20 2018, 07:57:59 UTC
В целом так, только не надо излишних эмоций. И я написал не про "до Революции", а про "за сорок лет до Революции", это несколько другое понятие. "До революции" обычно обозначает "начало 20 века", я же процитировал текст 1877 года, это время обычно называют не "до революции", а "девятнадцатый век".

И мне кажется, ты чуть приврал про " в СОВЕТСКОМ УЧЕБНИКЕ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 4-ГО КЛАССА говорилось о кулаках до революции". Опять-таки, напомню, я написал не про "до революции", а про 19 век.

Про Петрозаводск вообще не понял, зачем это тут.

Reply

proseka199 September 20 2018, 08:16:02 UTC
@@@за сорок лет до Революции", это несколько другое понятие.

А о кулаках в ТЕ времена говорилось в художественных произведениях. У Глеба Успенского, скажем.

@@И мне кажется, ты чуть приврал про " в СОВЕТСКОМ УЧЕБНИКЕ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 4-ГО КЛАССА говорилось о кулаках до революции".

Говорилось о нарастающем расслоении крестьянства после отмены крепостного права. Доступным языком.

...О Петрозаводске - это просто "аналогия".

Reply


rabbit1960 September 21 2018, 03:01:05 UTC
Мироед - хорошее дореволюционное слово. Салтыков-Щедрин достаточно подробно рассмотрел этих зверюшек и провел разницу между ними и просто справными мужиками.

Reply

zdrager September 21 2018, 05:14:22 UTC
Да, хорошее слово. Выразительное.

Reply


Leave a comment

Up