Экскурсия по укреплениям 18 века на Карельском перешейке

Oct 17, 2016 14:55



Эссе фотоблогерско-критическое

Вот где я был: 16 октября - экскурсия по укреплениям 18 века и урок живой истории под предводительством karhu1977.





Я был не один такой, двухэтажный автобус заняли почти полностью. Вот вся компания на мосту в Лосево, похоже на небольшую демонстрацию.



Первым пунктом программы был шанец в Осиновой Роще, показали его издали, из окон автобуса, выглядит как скопление заросших бугров среди квартала новостроек.

Почему-то Баир его постоянно называл "Осиновецким шанцем", хотя суффикс "ец" в прилагательном "осиновецкий" явно относит его к топониму "Осиновец", хорошо известному и очень хорошо заметному месту на Ладоге. Для объекта, расположенного не в Осиновце, а в Осиновой Роще лучше использовать прилагательное "осиноворощинский", или, если хочется покороче - "осиновский". Без неуместного тут суффикса "ец".

Вторым пунктом программы был шанец в Лосево, б. Кивиниеми.

Преставляет собой замкнутый контур валов вокруг ровной площадки внутреннего двора, или плаца, как его называл помогавший Баиру в проведении экскурсии Кирилл Шмелев. Это историк, специализирующийся именно на укреплениях 18 века на Карельском перешейке и лично их раскапывающий.



Вот этот плац,



окруженный такими, ныне живописно заросшими, рвом и валом.



На валах наблюдаются площадки для установки артиллерии, в стенах валов изнутри - остатки ранее существовавших там врытых в валы помещений, типа землянок, для хранения запасов и, возможно, размещения личного состава. Хотя К. Шмелев полагает, что гарнизон по большей части размещался в палатках на плацу. Гарнизон подобного укрепления составлял около батальона пехоты (350-400 человек) с трехфунтовыми пушками.

На сосне - позиция финской кукушки.



Шутка. Там сейчас веревочный парк.

Прощальный взгляд на Вуоксу (ностальгический вздох старого байдарочника),



и поехали дальше.

По ходу движения К. Шмелев отвечал на вопросы любознательной публики, и полностью доказал, что он настоящий профессиональный историк. То есть тот самый флюс, который подобен специалисту. В своей теме - фортификация 18 века на Карельском перешейке более-менее разбирается, во всех же остальных исторических темах - совершенный троглодит, органчик, ретранслирующий представления на уровне того самого 18 века, как будто со времен дедушки Карамзина ничего нового историческая наука не узнала.

Грузил наш профессиональный историк доверчивую публику бредами про то, как монголомоскали угнетали вильный Новгород (я ждал тут еще про вильную Ингерманландию, но, к счастью, этого не прозвучало); про то, как Иван Грозный убил половину новгородцев (на самом деле в ходе наведения конституционного порядка Иван Грозный в Новгороде подверг справедливым репрессиям лишь несколько сот врагов народа, что составляло ничтожный процент из общего количества новгородцев); про то, что карелы были коренным населением Карельского перешейка (на самом деле они мигрировала на Перешеек в 10 веке); про то, что русские появились на Карельском перешейке в новгородские времена (на самом деле носители гаплгруппы R1a1, предки половины современных русских, заселили Русскую равнину около пяти тысяч лет назад); про то, что комендантом шведского Ниеншанца был русский (на самом деле русским у него был только дед, сам же этот комендант уже был чистопородным шведом); про то, что карелы составляли основное население Карельского перешейка до середины 20 века (на самом деле их отгеноцидели шведы с финнами еще в 17 веке, с тех пор от карелов на Перешейке осталось только название). Ну и, как положено, норманист он, тупо повторяет бред, что летописные варяги - это скандинавы, хоть кол на голове теши. Вишенка на профессионально-историческом тортике созрела, когда в каком-то вопросе из зала касаемо Древней Руси прозвучало слово "русичи". "Гыгы", - ответил профессиональный историк, - "я не знаю такого термина. Русичей придумали сочинители советских детских книжек, на самом деле никаких русичей не было". Очевидно, что профессиональный историк уверен, что "Слово о полку Игореве" - это советская детская книжка, так как русичами своих современников и соотечественников называл автор именно этого произведения. Я не знаю, какой нужен более авторитетный источник для понимания, что "русичи" - это реальное самоназвание жителей Руси, но я же и не профессиональный историк.

Следующий объект - Раковые озера, одно из немногих мест на Карельском перешейке, где я почему-то до сих пор не бывал. Пешеходная часть экскурсии - 2-3 км от парковки (1) до Кукушкиной горы (2), и столько же обратно. По пути посмотрели на один из дотов линии Маннергейма (№ 15), на верхнем фото Баир ведет рассказ как раз на фоне руин этого дота.



Озеро Охотничье.



Про природу я тут не пишу, но, конечно, осенние пейзажи, леса, поля, реки и озера Карельского перешейка были мощным эмоциональным фоном всей экскурсии.

Вот такая дорога ведет к Кукушкиной горе, и мимо ее - дальше к нынешнему шоссе. Предположительно, это бывшая Королевская дорога, главная сухопутная коммуникация в этих краях в 18 веке и ранее.



И, тоже предположительно, на Кукушкиной горе, контролирующей эту дорогу в дефиле между двумя озерами (нынешние болота, см. карты, до 19 века были озерами), и был создан Мульский ретраншмент. Ретраншмент - это тыловое укрепление, запасная позиция, вторая линия обороны; имеется в виду, что Выборг - первая линия обороны, и в случае падения Выборга этот ретраншмент должен был остановить неприятеля в узком месте на дороге к Петербургу.

Аргументы за.

Топография Кукушкиной горы похожа на укрепление 18 века, западный склон якобы выровнен, как будто куртина, северо-западный и юго-западный и, отчасти, северный углы горы в плане похожи на бастионы.



Красная линия на этой карте - это та лесная дорога, якобы древний Королевский тракт.

Второй аргумент - при взгляде из космоса Кукушкина гора выглядит слишком правильным и оттого, не исключено, искусственным четырехугольником.



При взгляде с вершины самой Кукушкиной горы она не выглядит слишком правильной. Густой лес не дает возможности охватить взглядом ее рельеф полностью. Невооруженным глазом наблюдается только очевидная ровная терраса на половине примерно вышины ее западного склона, которая, если принять версию о Мульском ретраншменте, и является этой самой куртиной.



Отдаю должное Баиру, в своем рассказе об этом укреплении на самой Кукушкиной горе он избегал твердых заявлений и не раз напоминал, что существование ретраншмента именно в этом месте - лишь гипотеза.

Я, как человек, впервые узнавший о Мульском ретраншменте лишь из программы экскурсии несколько дней назад, с готовностью выскажу свое авторитетное мнение.

Это не он. Не Мульский ретраншмент. И никакой другой.

Аргумент - его положение на половине склона холма. Та терраса, которую можно принять за куртину, и те выступы, которые можно принять за бастионы, расположены на уровне примерно половины высоты Кукушкиной горы. Это видно и из линий равных высот на карте.

На той же карте отмечено, что высота холма - 42 м, а отметки высот у его основания с разных сторон - 15, 17 и 22 м, то есть сам холм возвышается над окружающей местностью на 20-27 м, а та терраса, которую можно принять за куртины и бастионы, находится примерно на половине склона, на высоте 10-15 м над уровнем окружающей местности, а выше террасы, то есть за спинами предполагаемых защитников этих предполагаемых бастионов, возвышается остальной холм еще на половину своей высоты. И тут я Станиславский.

В крепостях 18 века вал с бастионами всегда окружает внутренний двор, или плац, как называет его К. Шмелев, защищенное этими валами и бастионами внутреннее пространство крепости, где размещается гарнизон и хранятся запасы. Без гарнизона и без запасов никакая крепость не существует.

На Кукушкиной горе нет места для гарнизона и запасов, нет внутреннего двора укрепления. Там есть нечто совершенно противоположное - вместо углубленного пространства защищенного двора имеем за террасой возвышающийся еще на 10-15 м холм.

Если терраса действительно имеет искусственное происхождение и боевое назначение, то единственный ее возможный смысл - временная полевая позиция, оборудованная для одного боя. Вырубили лес, выровняли на западном склоне холма площадку для батареи в виде террасы, чтобы держать под обстрелом, вполне вероятно, эту самую дорогу, - ну и все. Снаряды и кашу подвозить из тыла по мере надобности. При угрозе обхода - немедленно отступать, осады такая позиция не выдержит.

Не крепость.

Ровная терраса вполне может иметь естественное происхождение, тем более в краю литориновых озер, которые иногда меняют уровень. Линии, похожие на прямые на космическом снимке, может, и свидетельствуют о каких-то работах в этом месте (не обязательно о работах военного назначения, возможно, о строительных, мелиорационных или сельскохозяйственных работах), а может, и не свидетельствуют. Природа иногда рисует странные линии.

Решить этот вопрос может геологическое исследование. Сама по себе Кукушкина гора никакой загадки не представляет, это холм ледникового происхождения, как и все окрестные холмы, после отступления ледника на нем происходило образование осадочных пород и его размывали дожди и талые снега. Все эти процессы давным-давно досконально изучены в геоморфологии, и отлично известны свойственные подобным холмам слои и структура грунтов. Если же там имеются искусственно сформированные участки рельефа (терраса и "бастионы"), то в них будут наблюдаться масштабные и хорошо заметные нарушения естественной структуры грунта. Осталось только найти геологическую организацию, которая может провести такую работу, и узнать ее смету.

Дальше - Выборг.









Музей Иринчеева находится в комплексе Центральных казарм, это немаленькая территория, гектара три на глазок, расположенная в центре города. Там есть несколько зданий, и большие внутренние дворы. Если весь этот комплекс отвели под музей, то перспективы у него огромные. Пока используется малая часть помещений.

В Музее экскурсию развлекали реконструкторы петровской эпохи, даже со стрельбой из пушек.









Мой сувенир:



Главное достоинство музея Иринчеева - экспонаты трогать МОЖНО.





Общее впечатление от экскурсии - очень хорошо. Всем рекомендую.

Старина, Мифы Баира Иринчеева, География, Карельский перешеек, Музеи

Previous post Next post
Up