Искусство интриги

Sep 01, 2023 15:31


Правила очень простые, потому что занимаются этим недоумки, которые неспособны к полезному делу, но способны только исподтишка тянуть одеяло на себя. Заниматься этим в одиночку трудно, один много не оттянет, поэтому кучкуются. Зависят друг от друга, но поскольку недоумки, выстраивают такую иерархию, чтобы один был зависимым от одного, двум господам служить невозможно, а вот одному господину необходимы несколько слуг. Польза другим от недоумков бывает редко и всегда без их желания, случайно, они просто неспособны пожелать полезное для других и принести им желаемое, а вот вред от скучковавшихся недоумков бывает всегда. Таково содержание книги Михаила Хазина и Сергея Щеглова «Лестница в небо».

У вас никогда так не бывало, когда слушали вроде бы умного человека, и когда он высказывал казалось бы неприемлемые вещи, то поневоле сомневались, а вдруг эти высказывания правильные? Я однажды прочёл в его заметке, «все люди делятся на элиту, обслугу элиты и быдло», и призадумался, звучит цинично, обидно, я-то попадаю в быдло, но вдруг он прав? Себя он не относит к элите, явно, себя он помещает в слой обслуги. Ну, хотя бы не быдло. С другой стороны, чем плохо быть быдлом, пока кормушка полная? Не нужно стараться угождать, элите угождает обслуга, «работай и ни о чём не думай» - как мне однажды посоветовали в молодости.



Забавно, мы с Сергеем Щегловым почти сверстники, четыре дня разницы, но он в отличие от меня закончил свой Политех, работал, написал немного популярной фэнтэзи. Интересно, если он автор литературы, которую называют фэнтэзи, то это намекает на содержание рассматриваемой книги? Подростком я зачитывался фантастикой, но почему-то не потянуло к фэнтэзи, заполонившей книжные прилавки в девяностые годы, так ничего и не прочёл, кроме анонсов.

Михаил Хазин работает консультантом. Один литовский журналист называет его доктором экономической психиатрии. Согласен, очень похоже на работу психотерапевта. Выглядит это странно, человек, который сам не руководил предприятием, не получал прибыль, не играл на рынке, учит других руководить, получать, играть. Вопрос, а как он может научить всему тому, чего сам не делает? Издают массу различных популярных брошюр не тему «как стать богатым», но интересно сравнить количество проданных таких брошюр с количеством действительно разбогатевших. На работающее предприятие приходит консультант, который учит, как лучше, то есть прибыльней, работать, и главная задача консультанта - убедить руководство в том, что своими последующими успехами они обязаны консультации, а неудачи случились по вине клиента, который неправильно следовал советам консультанта. По мере чтения книги моё мнение укрепилось потому, что Хазин с одной стороны рассказывает о довольно простых правилах Власти (именно так, с большой буквы), но с другой стороны рассыпал по книге массу намёков на случайности и таинственности, которые могут свести на нет любые сознательные усилия.

Всякий «человек Власти» интриган, но не всякий интриган - человек власти. Мало интриговать, надо это делать так, чтобы оказывать влияние на людей с пользой для своего «ресурса», ведь, что такое власть, как не влияние? Чтобы влиять, надо иметь какой-либо «ресурс», в терминах Хазина и Щеглова. Не обязательно это деньги, даже лучше, если не деньги. Например, секретарь имеет ресурс в виде доступа к высокопоставленному телу. Интриговать надо так, чтобы ресурс увеличивался, или чтобы прибавлялись другие ресурсы, и тогда можно оказывать большее влияние, то есть, увеличивать власть, чтобы увеличивать ресурсы и ещё больше увеличивать власть. Главное тут - не останавливаться на достигнутом, это движение бесконечно. Это очень похоже на накопление капитала, которое тоже должно быть бесконечным.

Но это всё ещё не Власть с большой буквы. Чтобы стать «человеком Власти», необходимо войти во властную группировку. Отношения внутри властной группировки наши авторы описывают в терминах феодализма, то есть, люди там - вассалы и сюзерены. И нельзя стать вассалом по собственному заявлению, но перспективного молодого человека заметит какой-либо сюзерен и решит воспитывать, двигать по лестнице в небо на благо своё и своей группировки.

Если человек хочет и может хорошо работать, он не будет отвлекаться на интриги. Отвлекается на интриги тот, у кого дело получается не так хорошо, и такой человек будет благодарен тому, который его двигает, и будет зависим от своего покровителя. Без сюзерена вассал ничто. Постепенно выстраивается перевёрнутое дерево, у верховного сюзерена несколько вассалов, у них по нескольку, и так до самой земли, до рядовых людей. Вовсе не обязательно, чтобы это дерево целиком помещалось в одной организации, даже наоборот, лучше, если ресурсы властной группировки будут разнообразны, но в таком случае «человек Власти» действует не на пользу дела, которым он якобы занимается, но на пользу своей группировки. Даже лень подыскивать примеры, думаю, всякий более-менее опытный человек накопил таковых в своей жизни, чем бы он ни занимался. И чем выше уровень организации, чем больше ресурсов она позволяет задействовать, тем гуще в ней властная сволочь. Как в углах помещения сквозняком сволакивает пыль, так распоряжение ресурсами привлекает людей, которые стремятся оказывать влияние на других людей. Начиная с некоторого уровня «человек Власти» только «Властью» и занимается. Начиная с некоторого уровня, государственный муж движим только задачей усиления власти. Есть большие сомнения в том, что например, министр действительно занимается тем делом, для которого якобы организовано его министерство. Все бумаги по этому делу сочиняют многочисленные помощники, а министр занят исключительно извлечением пользы для своей властной группировки. И ещё вопрос, чем на самом деле заняты помощники министра, с какой целью и с чьей выгодой они сочиняют бумаги?

Вы поняли? Люди, которых якобы поставили руководить во благо подданных заняты вовсе не этим благом, но лишь тем, чтобы оправдать доверие тех, кто их поставил, и вовсе не обязательно, что их поставили их непосредственные начальники.

«Властные группировки», как грибница, прорастают общественное тело через все органы, высасывают, истощают и губят.

Хазин и Щеглов упорно повторяют, будто власть «это не про деньги». Да, напрямую ресурс чаще всего безденежный, знакомства, услуги, «продвинуть хорошего парня» и т.п. Но сами же они рассказывают, например, о ресурсе - государственном бюджете США, которым владела группировка «мудрецов». Или о ресурсе - возможности эмиссии доллара, которым владеет ныне группировка «финансистов». То есть, в конечном счёте, власть - это о материальном интересе. Как ни пытаются авторы отказаться от марксизма, мол, это не об экономике, из-за страниц торчат уши классов, больших групп людей с общими материальными интересами.

Они утверждают, что в США господствующей группировкой является не буржуазия, и приводят хорошую иллюстрацию - судьбу Дюпонов. Приблизительно в тридцатые-сороковые годы прошлого века Дюпоны из хозяев предприятий превратились в рантье. Предприятиями распоряжаются директора многочисленных фондов. Та же судьба постигла Фордов, Морганов, Рокфеллеров, имя им легион. А настоящими правящими стали властные группировки «мудрецов» и «даллесовцев», которые стали распределять государственный бюджет США. Да вот тонкость, этот бюджет распределяют в пользу тех же крупных корпораций. Государство собирает налоги со всех и оплачивает госзаказы. Кто кому служит? Дюпоны служат чиновникам? Не смешно. Дюпоны лишь стригут купоны, а доход по купонам обеспечивают чиновники. Если чиновник не может обеспечить доходы корпораций, он не задерживается в госаппарате, хотя бы это был сам президент США. Все эти люди только слуги капиталов, олицетворением которых тем паче являются Дюпоны, чем меньше участия они принимают в организации оборота капиталов.

Нельзя сказать, что эта книга окажется полезной молодому человеку, который захочет идти во Власть. Это как раньше приглашали в КГБ. Нельзя было просто прийти туда и выразить желание служить. Парню надо было проявить некоторую активность, вызвать интерес особиста дивизии, как один мой сослуживец. Потом ему из дома сообщили, что родными интересовались, а потом его пригласили на экзамен в школу имени Дзержинского. О результатах экзамена ничего не сказали, вернулся в часть, но через некоторое время пришёл вызов, и он покинул часть более чем за полгода до дембеля, после чего его следы затерялись. Хазин и Щеглов честно предупреждают, что вербовка во Власть происходит приблизительно так же, в сплошном тумане. Как опытные консультанты, они не обещают стопроцентного успеха, спасибо и за это.

Интересен их отзыв о книге Восленского «Номенклатура». Надо бы прочесть. Восленский разве что термины использует другие, а пишет о том же явлении, о жизни властных группировок, как они разъедали советское общество.

Чтобы два раза не вставать, Хазин и тут не удержался, рекламировал не раз своё сочинение под названием «Воспоминания о будущем», якобы там изложена теория «ПЭК-кризисов», то есть «кризисов падения эффективности капитала». Это очень странно, ведь Хазин явно читал «Капитал» Карла Маркса, и не мог пропустить изложение тенденции падения нормы прибыли. Хазин читал и «Накопление капитала» Розы Люксембург, и после этого выдавать «ПЭК-кризисы» за новую теорию - нехорошо, мягко говоря. После этого советовать расширять рынки для выхода из «ПЭК-кризиса» - попахивает шарлатанством, но чего не сделаешь для продвижения своей продукции.

Авторы упорно повторяют, что история человечества есть история борьбы властных группировок. «Так было всегда! Так устроена власть!» Но как «ресурс» «властной группировки» в конечном счёте сводится к материальному, так и собственно власть группировки в конечном счёте сводится к мандату от общества. По сути, об этом говорят авторы приблизительно на 244-246 страницах второго тома. В конечном счёте, как ни пытались доказать обратное, они вернулись извращённым образом к пониманию истории как истории борьбы классов, а никаких не «властных группировок». «Властные группировки» сильны и существуют лишь постольку, поскольку представляют интересы того или иного класса. Поскольку материальное богатство общества перераспределяется в форме эксплуатации одного класса другим, то есть, в извращённой форме богатства одного класса, постольку это перераспределение извращено, проявляется в виде борьбы, которую Хазин и Щеглов назвали «борьбой властных группировок».

В общем, книга полезна. Будто порылся в опарышах. Не в тех чистеньких, пухленьких, откормленных, хорошеньких, которые заполняют лотки на Кондратьевском рынке, но в тех, которые объедают гниющие части общественного тела. Всякому разумному человеку надо познакомиться с искусством интриганов, которые паразитируют на обществе вплоть до гибели общества. Задача коммунистов - уничтожение частной собственности, а уничтожение Власти, которую описали Хазин и Щеглов, есть часть этой большой задачи. И не надо говорить, будто если всегда так было, то так всегда и будет.

Название двусмысленное «Лестница в небо». Не могли наши авторы не понимать, что вызывают ассоциацию с лестницей Иакова (Быт. 28:12-16). Лестница в небо - это не просто лестница вверх, в конечном счёте это лестница на тот свет, это смерть.

Previous post Next post
Up