Другой ретро-концерт

Jun 27, 2022 04:39

По следам следов главного почтальона страны
https://zdesvamnetut100.livejournal.com/392471.html
Выношу сюда свой исправленный и дополненный комментарий с другой точкой зрения.

Идеология, конечно, имела место. Нового человека, созидателя, строителя будущего видели несколько иначе, чем выглядели западные поп-певцы. Особенно второй ролик поста показателен.
Идеология бывает разная. Революционно-военная - это одно (и не все оно скучное было), патриотическое - это другое. Да, любовь к своей стране, дружбу, сострадание тоже надо прививать, воспитывать, особенно когда значительная часть граждан традиционно
…с умилением глядят
На заграничные наклейки…

image Click to view



Но главное не в этом. Я уже писала: до 1917 русский народ (кроме примерно 5% привилегированных сословий) был отлучен от какой-либо культуры практически полностью. Конечно, живые люди, они и пели, и плясали, и рифмой сказывали, но в основном это концентрировалось регионально и - из уст в уста. Ведь как информация в основном передается из поколения в поколение? Да, немного устно, и сохранились местные предания, заговоры-наговоры, немного песен… мало для тысячи лет и количества народа. А основной способ - письменность, и с этим делом в народе было очень плохо или никак. Если и читали что-то (в основном вслух кто-нибудь грамотный компании неграмотных), то «Жития» (это триллер такой). Низкий поклон Афанасьеву: хоть сказки записал. Тоже зачастую триллеры. А часть так вообще все время под гласной или негласной цензурой, и читать это… ну, мне мое советское воспитание не позволило))

[Spoiler (click to open)] Песни. Их так-то было много. Разные - игровые, ходовые, плясовые… Много мы их знаем? Я, как выяснилось, одну. Листала семитомник русских песен, записанных еще в 19-м веке, вот конкретно по контексту искала привычные Калинку и прочее. Куча и калинок, и малинок, и лучинушек-дубинушек - но все не те тексты. И только «Ах вы сени, мои сени» дошла до нас практически в исходном виде. Всё! Остальное обработали, записали и спели профессионалы, спасибо и на этом. А, еще одну вспомнила, местную «Ах, Самара-городок», но это все ж 20-й век, городской фольклор, вот и выжила.

Русская культура, конечно, была. Литература, театры, живопись... 85% деревенского населения вычеркиваем сразу, из оставшихся 15% городских примерно две трети - тоже. Потому что рабочим с их 12-часовым рабочим днем было не до чтения, а театры - не по карману. Среди дворян-мещан и купцов тоже далеко не все были особо «культурными». Так что русской и прочей культурой пользовались примерно 5% населения, да и то по-разному. Даже наше всё Александр Сергееич - книжечки-то не укупишь, там царь вдове отписал права на издания Пушкина аж на 50 лет, поэтому дорого было, малотиражные издания годами пылились нераскупленными. И когда в 1887 вышло первое «свободное» собрание сочинений Пушкина, по цене полтора рубля, обрадованные читатели в ажиотаже разнесли книжную лавку Суворина, пришлось полиции порядок наводить. Через полвека после смерти Пушкин пришел к народу (с Лермонтовым примерно то же было).
Или великолепный русский наш балет. Вот всемирно известный Дягилев, знаменитые «Парижские сезоны». Богатая русская публика за русским балетом в Париж-то ехала. А вот Самарских или там Уфимских сезонов Дягилев не проводил, не разменивался на какой-то там народ. И когда этот народ нарисовался на сцене истории, дягилевский балет окончательно свалил на вожделенный запад - не танцевать же перед мужиками, право слово… Дягилев талант, конечно, кто спорит. Но, имхо, А.Обрант сделал для страны не меньше. Империя за все время основала 7 театров оперы и балета (2-Москва, 2-Петербург, Пермь, Саратов, Екатеринбург). В СССР построили еще 25. Чтобы балет пришел в русскую провинцию, пришлось делать революцию.

И советские практически всю дорогу прививали русским русскую культуру. И дворянскую - всю возможную, понаоткрывали музыкальных и художественных школ, понастроили театров и музеев, понапечатали книг… Одна только великая советская детская литература чего стоит! Это было отдельное целенаправленное дело новой власти. При этом не забывали и культуру народную. Если внимательно почитать, то видно, что в 20-е основная тема культуры - пролетарско-революционная, Д.Бедный и вот это вот все. С 1930-х риторика явно меняется на крестьянско-народную. Отчий дом, земля (моя радость), реки-поля, сирень-черемуха и т.д. Народу (бывшему «темному») надо было что-то понятное, близкое. И не случайно «конструкторов душ человеческих» так хорошо кормили даже в самые трудные годы, они ж практически миллионерами были тогда - ждали от них многого. И по большому счету да, сработало, и понес с базара мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя, и узнал Пушкина и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык. И новые песни запел - профессиональные, но русские, понятные и родные, хотя и Русланова очень даже популярна было, и хоры и ансамбли народной песни и пляски - в каждом ДК, и «Березка» - по всему миру. И как пели! Не только в хорах - в каждом дворе, в каждом доме.

Сейчас поют русские песни, ну честно? Ну хотя бы околонародные, типа «Уральской рябинушки»? Вот именно. Только перепевки советской попсы, от которой мы тогда нос воротили. И - опять честно - стали бы мы слушать даже и «Песняров», если бы к нам пустили всю ооочень многочисленную (но далеко не всегда качественную) западную эстраду? Да ни фига, при повсеместном и постоянном нашем западопоклонничестве (привет Петру)
шансов у русского среди русских не было…

Самое лучшее мы все же слушали. А то, что не дошло в оригинале, многое услышали как инструменталку - Джеймс Ласт, Поль Мориа, «Манчестер и Ливерпуль», в конце концов))

image Click to view



Теперь уже не узнать, не хотели «старцы из Политбюро» пускать к нам это, или просто лицензию государству не продали…
У нас была великолепная эстрада. Советская. Это когда азербайджанец поет песню армянина на русском, и вся страна восхищается Одессой - жемчужиной у моря, а потом гуляет по узким улочкам Риги и слушает орган

image Click to view



И дааалеко не вся культура была «идеологически заряженной», было чем душу отвести.
Иногда песни становились поистине народными. Эта вот - куйбышевская-самарская. Когда ее исполняли где-то в области, подпевал весь зал или целая площадь народа, площадь еще и танцевала. В честь этой песни в Самаре установили скульптуру.

image Click to view



Но мы ж такие развитые и культурные, нам доступное неинтересно, нам до смерти было надо «I love you, i kiss you, i need you, i miss you»…
Было у нас и западное, было и восточное, но и наше русское (татарское, украинское, казахское и т.д.) тоже было. Причем мы не только потребляли - слушали и смотрели - нас всегда подталкивали: «Вы сами тоже можете!» И мы сами - от хороводов до сиртаки, от «Калинки» до «Лав стори», от Азнавура до Роллингов (с конца 70-х ВИА стали организовывать и в школах).

Но много ли на западе тех, кого по уровню таланта можно поставить рядом с Магомаевым, исполняющим Бабаджаняна? Просто наших так не «раскручивали».

image Click to view



Даже у западных «звезд» не всё звездного уровня, не говоря уже о многочисленной рядовой попсе…
Если б я и сожалела, то о таком

image Click to view



или этом

image Click to view


/ шутка))/

Но, если бы у нас было ТОЛЬКО такое - что бы сейчас перепевали нынешние звездульки?)
Нам очень повезло, на самом деле.


А сейчас - сможет что-нибудь спеть целая площадь? Наверное, большинство еще сможет. И скорей всего это будет русская народная советская пропагандистская идеологизированная «Катюша».

[Spoiler (click to open)]Что же касается воспоминаний главного почтальона - ну, большинство из творческих колеблется вместе с линией партии государства. Совесть, как верно заметил автор поста, не монетизируется.

музыка, культура, silentlana

Previous post Next post
Up