Ещё про мозг, мыслящую субстанцию и битьё морды

May 21, 2022 00:59

К вывешенной здесь ранее метафизической записи про мозг и сознание появились были комментарии. Один из членов сообщества вывесил абракадабру, которой спародировал мой текст, и я потом пытался как-то разжёвывать фрагменты, которые казались ему нелепыми вследствие их непонятности для него. При этом начал выруливать на обобщения, пытался как-то обрисовать суть лежащей в основе спора противоположности между, собственно говоря, абстрактным объяснением мира в "научном мировоззрении" и конкретным в философском познании. В ответ на что он разразился довольно длинным осмысленным текстом, на который я дальше и отвечаю. Надеюсь, это может добавить ясности для тех, кому прежде было не всё понятно. [Spoiler (click to open)]nikolay_zaikov (от 5.149.220.201)

В основе "моей эмпирии" лежит необходимость предельно четко объяснять объемы понятий всех многозначных терминов и подкреплять тезисы практическими примерами.

Вот, например, "само восприятие вполне себе духовно". Что значит "восприятие" физически? Что значит "духовно", почему вы употребили именно этот термин - он как-то более правильно, чем другие, раскрывает сущность восприятия? У нас есть духи и души? Каким конкретно способом это "духовно" определяет наше восприятие?
Или, например, "теория относительности и квантовая теория полностью отвергли эти принципы (локализации и внешних отношений)". Вы уверены что прямо вот полностью? В каком смысле наука считает объекты "нелокализованными" и полагает, что "локализованных объектов нет" - следует ли из этого, что если я решу ударить вас по лицу, то обязательно промахнусь? Какая именно связь через спутанные фотоны и куперовские пары между мной и домом напротив, и как она определяет такое например наше взаимодействие, как наличие у меня квартиры в этом доме и регулярное, по этой причине, его посещение?

В лучшем случае вы можете претендовать не на объяснение связи, а на предположение о возможности некого канала связи (через частицы и поля) между мозгом и "входящим в него, как оператор за пульт". сознанием. Но есть одно жирное но: для такого предположения нужно, как минимум, обнаружить среди спутанных фотонов и куперовских пар разумных существ, имеющих необходимые приспособления для стыковки с мозгом и влияния на него. Без этого рассуждения о "духовном сознании" ничем не отличаются от рассуждений о боге на облаке - который гипотетически тоже возможен, если завтра наука отыщет его и его возможности и свойства будут соответствовать заявленным.

Все якобы фундаментальные противоречия, описанные вами, о том что о ужас, у нас есть не только атомы, но частицы и поля (и что с этим делать) они - логические. Логические противоречия могут проистекать не от неправильного взгляда на мир, а от несовершенства языка, не заточенного для объяснения сложных систем. Логика, вообще линейна, это y=х, математически. А природа - о ужас - сложнее чем y=x. Откуда происходит бешеное количество логических противоречий. И даже банальный переход количества в качество без них не обходится: шесть орехов не куча, а десять - куча, как так? Или, например, нормальный закон распределения: при увеличении икса игрек сначала медленно растет, потом быстро растет, потом проходит через максимум, быстро убывает, потом медленно убывает. Сразу два логических противоречия навскидку видно: убывает-возрастает и быстро-медленно.

Поэтому логические противоречия вполне можно лечить новыми определениями - например материи, включая туда поля, частицы и их сложное взаимодействие, держа в уме несовершенство языка. Вопрос "что с этим делать" встанет ребром когда начнутся физические противоречия - вы силой мысли начнете передвигать горы или взмывать вверх, летать торжествующе и хихикать над отсталыми "эмпиристами", не знающими к тому же элементарных исторических фактов.

Что касается "в вузах философию изучают", то опять же требует уточнения - в каком качестве ее изучают? В военных академиях тоже, наверное, изучают величайшие сражения античности, и где-то даже есть музеи древнего оружия, где собрано множество мечей, щитов и копий - но то отнюдь не означает, что некогда очень эффективное копье будет таковым на поле боя и сегодня. И изучать копья, мечи и то как ими сражались когда-то давно безусловно полезно, но в "музейном смысле", для общей эрудиции, а не для завтрашнего применения где-нибудь под Северодонецком.


Ох, беда... извините. Вот у меня упомянут Декарт. Декарт ввёл понятие о дуализме сущего, две совершенно независимых субстанции: духовную и материальную (мыслящую и протяженную, по его терминологии). Проблема материалистов на самом деле заключается не в том, что они не верят в существование какого-то там Бога, а в том, что они не верят в существование самих себя. Между тем, по Декарту, мы таки существуем, наряду с внешними объектами в пространстве, но наше это существование от того отделено непроницаемой стеной. Сознание, как мыслящая субстанция, всегда имеет дело только с собой, со своими собственными определениями, к коим относятся и указывающие как бы на внешние объекты ощущения. Сами ощущения и упорядочивающие их структуры - это всё мыслящая субстанция, непротяжённая и обладающая свойством авторефлексивности, то есть во всех своих действиях всегда возвращающаяся к себе, а смысл знаменитого "когито эрго сум" заключается в том, что в этом акте возвращения мышления к себе как раз и содержится доказательство существования нашего "я". При этом протяжённая субстанция существует независимо, а для обеспечения соответствия того и другого требуется Бог.

Но Лейбниц упразднил декартовский дуализм. Он понял, что нет никаких реальных оснований вводить протяжённую субстанцию (о существовании мыслящей мы ЗНАЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ОПЫТА, а та - только абстрактный конструкт, из этого опыта извлеченный), а существуют только духовные или ментальные сущности, монады, высшим типом которых является наше сознание, но которые также могут быть "спящими", "грезящими" и так далее - не достигающими сознания себя. При этом внешние вещи являются "агрегатами монад", которые создают друг для друга свой образ внутри друг друга, и соответствие этих образов достигается за счёт того, что каждая монада эквивалентна вселенной в целом, она содержит её внутри себя и представляет собой только как бы ДРУГУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ОБЪЕКТ - мир в целом.

Так вот неклассическая физика ОКОНЧАТЕЛЬНО подтвердила правоту Лейбница, уничтожившего остаточный декартовский материализм (для дискредитации нативного материализма достаточно одной проблемы "вторичных качеств"). Вот об этом стихотворение Брюсова:

О Лейбниц, о мудрец, создатель вещих книг!
Ты - выше мира был, как древние пророки.
Твой век, дивясь тебе, пророчеств не постиг
И с лестью смешивал безумные упреки.

Но ты не проклинал и, тайны от людей
Скрывая в символах, учил их, как детей.
Ты был их детских снов заботливый хранитель.

А после - буйный век глумился над тобой,
И долго ждал ты час, назначенный судьбой…
И вот теперь встаешь, как Властный, как Учитель!

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ никакой протяженной субстанции, поскольку содержащее её абсолютное пустое пространство является выдумкой: есть только отдельные сущности, у каждой из которых своё пространство, причем хотя пространства взаимодействующих сущностей стыкуются, наблюдаются заметные краевые искажения. Пространство - это только ПРАВИЛО такого взаимодействия, оно чисто идеально, наблюдаемая нами взаимная внешность вещей в конечном счёте относительна, является иллюзией, просто все сущности сходятся в одной точке, так сказать, и ведут борьбу за контроль над развитием вселенной как единой сущности.

То, что это до сих пор не осознано и не принято всеми, является исключительно результатом господства, между прочим, БУРЖУАЗНОЙ идеологии (а то, что марксисты к этому примыкают, является доказательством буржуазности марксизма).
Проявляется это, в частности, в господствующем взгляде представлении о том, что мысли находятся в мозгу, а чувства - в органах чувств. При этом традиционная точка зрения заключается в том, что если мышление всё-таки можно признать замкнутым в себе и "чистым" в этом смысле, то чувства как-то привязывают сознание к "материи".

А я вот и объясняю, что, согласно теории Бергсона, не надо считать, что сознание "замутняется" чувствами, привносящими в них влияние материи, поскольку сознание не стоит и ждёт, пока в него что-то проникнет, а наоборот, полагает и утверждает себя в АКТЕ, СОЗДАЮЩЕМ "материальные" образы посредством сращения активностей, оно именно ЕСТЬ этот акт и как таковое является основой именно свободного мышления, которое, в свою очередь, точно так же отталкивается уже не от двигательных механизмов, а также и от речевых, сводя их к основанию своей действительности.

Ваши "эмпирические" примеры, вроде про съездить по физиономии, показывают, что суть вашего "научного мировоззрения" (оно же философия Эпикура) состоит в утверждении о том, что все явления и само бытие могут быть истолкованы в терминах, позаимствованных из нашего повседневного опыта. Вот отсюда и атомизм: надо показать, что всё сводится к представлению о круглых шариках, слипающихся друг с другом, и ничего иного быть не может. Нужны именно фундаментальные объекты, обладающие свойством занимать определенное место в пространстве и так далее, потому что без этого все самые эффектные примеры с битьём морды переходят в статус иллюзии, пусть и систематической иллюзии. А таких фундаментальных объектов, которые необходимы материализму, однозначно нет. Нет никаких частиц, есть только энергия и состояние в виде набора квантовых чисел - этому напрямую учат физиков теперь. Поэтому уже ваши "атомы" - это тоже только правила создания иллюзий, проекторы в кинотеатре. Вы верите в окончательную реальность этого, но на самом деле есть, например, много свидетельств от европейцев в более ранние времена, до 19 века, что индийские йоги ныряли в землю, как в воду, а одна преподша, простая советская тётка, также рассказывала нам, что видела, как йог в чистом поле взлетел метров на пять. Можно не верить в правдивость таких свидетельств (которых на самом деле миллионы), но факт в том, что состояние науки на сегодняшний день допускает возможность таких вещей.

Выдумывать существование "каналов связи" заставляет именно привычка к таким вещам в повседневности, но это отвергается принципом бритвы Оккама: эти сущности просто не нужны, не нужно городить этот нелепый огород, поскольку объяснения Лейбница(+Бергсон=Уайтхед) вполне достаточно. Наше сознание, повторяю, - это то, что мы знаем и воспринимаем непосредственно и с максимальной достоверностью. Когда у людей было недостаточно развито воображение, они не могли охватить систему как "диалектическую", живую и действенную, - тогда были актуальны материалистические объяснения, восходящие к примитивной ремесленной практике. Ну, у необразованной массы, как это и всегда было, и сейчас не хватает воображения. Однако если мы хотим что-то утверждать о реальности, надо учитывать заведомую недостаточность соответствующих объяснений, которые напрямую отвергаются квантовой теорией, говорящей, что фундаментальные объекты не являются ни "частицами", ни волнами, ни ещё чем-либо понятным из обычной ремесленной практики, и которые (объяснения) к тому же ничего не объясняют. Ведь сколько ни копайся в мозгу, там не найдёшь ощущений, которые КАЧЕСТВЕННО отличаются от этих самых движений вымышленных "частиц".

Философию же в вузах изучают по двум причинам: во-первых, из-за огромного, определяющего влияния её на развитие цивилизации вообще, от которого нельзя так просто отмахнуться. А во-вторых, потому, что имеется слишком много конкретных данных, которые не укладываются в примитивную идеологическую конструкцию материализма, и приходится пытаться хоть как-то реагировать на проблему. Я упомянул это, поскольку у вас обнаружились проблемы именно со знанием научных фактов, о которых на этих занятиях должны рассказывать. Что касается ситуации в целом, то сейчас именно настало время отправить не в музей, а на помойку кондовые представления про столкновения атомов, и вернуться к непрерывной, в общем-то, как минимум со времен Платона традиции настоящего, конкретного знания. Смешно выдумывать "новые определения материи" только для того, чтобы всякий пришедший от сохи или от прилавка товарищ был доволен получившейся конструкцией.
Previous post Next post
Up