От театра абсурда к фестивалю буффонады. Хроника разворота

Feb 02, 2022 19:02


Публикую блестящий анализ разворота от театра абсурда к фестивалю геополитически-пандемическая буффонады от уважаемой EY. Ниже ее текст.



Изображение: https://ru.moscovery.com

Новый 2022 год лихорадило с самого начала. Правительства по всей планете, вошедшие за два года «пандемии» во вкус ветеринарных методов управления, вдруг будто споткнулись. То ли почувствовали, что что-то идёт не так. То ли получили команду «отставить» от заказчиков новой ненормальности. Не исключено, конечно, что многие участники ковидных мистерий балаганного типа просто сочли себя финансово обойдёнными. Немецким «Зелёным» даже пришлось залезть поглубже в карман налогоплательщика, чтобы выписать себе и детишкам на молочишко по 1500 евро в качестве ковидного бонуса. Посочувствуем. Если уж члены правительства с их десятками, а то и сотнями тысяч евро доходов год не устояли перед соблазном присвоить столь скромную, им неположенную, сумму, то, наверное, припекло. Может, зелёная верхушка и впрямь входит в число тех обездоленных 160 миллионов, которые, согласно докладу OXAM, критически обеднели за время пландемии?

Как бы то ни было, театр абсурда начали плавно переводить в формат фестиваля буффонады. Каждый пытается вылезти из афедрона в соответствии с национальными особенностями и в меру своей испорченности демократией или конституционной монархией, что, согласитесь, не одно и то же. Ни в коей мере не претендуя на оглашение истины в последней инстанции и не забывая о том, что процесс только начался и возможны изменения в раскладах, попробуем раздать всем сестрам по серьгам и разместить самые достойные перформансы на шкале с 1 до 10, где «1» - самая высокая оценка.


10

Серенько, без спецэффектов прошёл разворот в Чехии и Словакии. Надо сказать, что эти театральные коллективы ни во время блистательных премьер звёзд мировой величины, ни во втором сезоне гастролей театра абсурда, с вышедшими на авансцену блёклыми примами второй тусклости, не соответствовали заявленному жанру. Безусловно, были отдельные яркие выступления, удавшиеся сценические этюды, драматические эпизоды. Но в целом двухгодичное состязание лицедеев в этих странах прошло без огонька. Вот и теперь, без интриги и остроумных реприз обе страны в рабочем порядке сняли все требования своих правительств относительно обязательной вакцинации, и - всё. Берегут силы для следующих сезонов? Посмотрим. Пока же - 10-е место на шкале современных ценностей. Однозначно.

9

Одна из главных внешних особенностей монархий - дотошное следование причудам стиля. Не пристало носителям благородных кровей тащиться в хвосте мировых тенденций. Они им не следуют. Они их задают. Вот и датская корона, едва заслышав отдалённый глобальный звон шутовских бубенцов, немедленно переключила регистр. Учитывая тот факт, что королева Маргрете II - прапраправнучка Императора Всероссийского Николая I - весьма одарённая творческая личность (созданные ею театральные костюмы нестандартны, рискованы, иной раз парадоксальны, а уж курит-то женщина как! - сапожник, да и только) - можно было ожидать на празднике буфф чего-то столь же искросыплющего, как абсурдистски вызывающая аренда косовской тюрьмы в прошлом сезоне. Увы. Кроме ироничных заявлений о росте числа заражений омикроном и отмене в связи с этим карантинов, больше пока ничего не последовало.

Будем надеяться, королевство просто держит многозначительную сценическую паузу. На сегодняшний день - «9».

8

Герцогство Люксембург, которое в течение двух лет вымученного театрального бреда не пыталось изобразить из себя даже занавес, кулисы или задник сцены, наконец нашло себя. Явило недюжинные сценаристские способные и выдало на гора изумительное либретто - приглашение известнейшего французского борца с вакцинаторами, президента комиссии по инфекционным болезням и бывшего вице-президента ВОЗ по вакцинам для региона Евро профессора Перронна для выступления в парламенте. Учитывая этапы большого пути, в смысле образования Его Королевского Высочества Анри (г.р. 1955), это можно понять: воспоминания о первых шагах в самостоятельную жизнь - Франция, романтика, свобода, багет, шансон, шампанское, скачки...

Что бы себе Его Королевское Высочество ни думал, без планетарно согласованного плана подобное действо было бы невозможно. И уж если из парламентского зала Люксембурга прозвучало, пожалуй, первое публичное предупреждение полезным идиотам новой ненормальности с официальной трибуны, то это дорогого стоит.

Профессор Перронн:

"У меня есть два сообщения... по поводу этого кризиса. Первое таково: мы насмехаемся над наукой. А второе: мы попираем право... все решения, принятые нашими политиками, опираются на мнения экспертов, которые, к несчастью, представляют собой общественную угрозу. Их главная проблема - это конфликт интересов с фармацевтической индустрией...

У нас нет научных доказательств... мы видим набор мошеннических приёмов... публикации в самых значимых газетах мира были фальшивыми... Конфликт интересов главенствует. Это касается экспертов, это касается медиа... нас заставляют верить в то, что эти продукты являются вакцинами. Но они - абсолютно не вакцины. Нужно остановить это безумие (délire - бред) и перестать делать инъекции людям, от той болезни, которая не является смертельной.

Где они, все те, кто умер от этой болезни? Да, есть цифры, но они были раздуты из за этого теста ПЦР, который используется не по правилам, нарушая научно допустимые нормы... Мы раздули цифры эпидемии. Мы раздули количество погибших. Потому что люди попадающие в больницу из за чего бы то ни было, имея позитивный тест на ковид, были определены как погибшие от ковида...

По всем правилам следует выждать 10 лет для того, чтобы легализовать какую-либо вакцину. 10 лет... Меня шокирует, очень шокирует то, что Европейское Агентство по Медикаментам ( Е.М.А.) не знает - это данные этого лета - полного точного состава этой инъекции. Тем не менее Агентство допускает её... Всё это нелегально... Истинное разрешение может быть получено исключительно после длительных и многолетних изучений и после того, как будет доказано, что лечения найдено не было. Было сделано более сотни научных публикаций, где было доказано, что эффективное лечение существует. И хочу напомнить, это крайне важно: мы находимся всего лишь в третей фазе исследований препарата.

Согласно Нюрнбергскому Кодексу и международному праву, то, что сейчас происходит, абсолютно нелегально и совершенно запрещено.

Нельзя обязывать людей делать инъекцию экспериментальным препаратом. Весь парламент, который голосует за то, чтобы обязывать людей делать инъекции нелегальным, непроверенным, экспериментальным продуктом, может быть призван к наказанию, к международному трибуналу за допущенную ошибку экстремально большого размера. За то, что из-за этой ошибки жизнь человечества находится в опасности... Есть информация, что от вакцин умирают. И сейчас мы знаем, что тех, кто умирает от вакцин, гораздо больше, чем тех, кто умирает от ковида..."

Если бы подобную речь произнёс кто-то из ведущего состава труппы люксембургского театра, а не великолепный приглашённый из-за рубежа гастролёр, оценка была бы, безусловно, гораздо выше. Однако наша шкала принимает во внимание национальные особенности разворота. Поэтому, Люксембург, к сожалению, только «8».

7

Италия, позабыв о бергамских гробах и наплевав на надзирающие базы НАТО, не только допустила, но и организовала публичное выступление французского лауреата Нобелевской премии в области генетики Люка Монтаньё, которого власти Франции практически объявили вне закона. Грозным набатом гудели слова правды над многотысячной аудиторией на площади Милана:

"Вакцины от ковид-19 не только не защищают от заражения, но и вызывают массу инфекций и побочных заболеваний".

Эхо восторженных рукоплесканий поклонников мятежного француза и криков "Браво!" отражалось от величественных стен Собора и скользило по видавшим виды ярусам Ла Скала. Волны аплодисментов, транслируемые Телеграмм-каналом, блогерами, личными видео присутствовавших, захлестнули страну dolce vita... Акустика, декорации - важнейшие составляющие эмоционального восприятия зрителя... Умеют черти!..

Твёрдая «семёрка».

6

Неожиданным и увлекающим, хотя, к сожалению, почти незамеченным публикой, оказалось выступление Греции, ещё совсем недавно разыгрывавшей на европейских подмостках плутовскую комедию «Кошелёк или жизнь», в которой рассказывалось о требовании правительства к пенсионерам уколоться или ежемесячно выплачивать в казну 100 евро. В лучших традициях древнегреческих трагедий оракул (он же - известный греческий учёный) Демосфен Сарияннис предсказал вселенский катарсис - «окончание пандемии к 20 февраля 2022».

Для столь дерзкого (на фоне строительства островных концлагерей) сценического решения и не склонных к гротескному жанру буфф наследников древних эллинов «6», определённо, не будет преувеличением.

5

Исторически тевтонам никогда не было присуще увлечение буффонадой. Национальный юмор их, в основном, прост, груб и заканчивается там же, где и начинается: на уровне нижних чакр. Гораздо лучше им удаётся политическое кабаре. Но на повестке дня - буффонада. И если бы не «Зелёные», то Германия вполне могла бы и вовсе не войти в десятку лучших. Однако «Зелёные», пусть и неизвестно, как долго ещё, есть.



Анналена Бербок: я была молода и нуждалась в деньгах!

Видимо, ностальгируя по своей юности и вспомнив о неплохих результатах в прыжках на батуте, глава МИД ФРГ скачет по глобусу в типичном для буффонады «кви-про-кво» модусе. Это - когда беседующие персонажи говорят о совершенно разных вещах, не подозревая об этом. Кому-то она угрожает санкциями, кого-то предупреждает о санкциях. Ну, а с кем-то под закадровый хохот сливается по поводу санкций в экстазе. Не каждому зрителю по вкусу, но зрелищно. В политике - давно известный и весьма эффективный приём отвлечения внимания публики. А для заядлых театралов - тем более всё ясно. В нынешней сиюминутности нас отвлекают от происходящей смены пандемийных декораций. Казалось бы, ну, и пусть она себе кувыркается. Буффонада вовсе не исключает акробатических трюков. Стараются германцы, как могут, в амплуа, им категорически несвойственном.

Соглашусь. С одним «но». Если бы Анналена молча кувыркалась, используя батут для безопасного осуществления высоких прыжков, его максимальную прыжковую поверхность и выталкивающую силу, не было бы никаких вопросов. Но дело в том, что зелёная фрау выбрала совершенно иные средства для телепортации в геополитическом измерении. И с каждым своим перемещением оставляет за собой противоречащий повестке её партии смертоносный углеродный след. А своими высказываниями напоминает публике настрявший в зубах ежегодно появляющийся в городе к праздникам потрёпанный бродячий театр марионеток.

Добавлением в эту нелепую смесь шаловливых ручОнок, запущенных в портмоне содержащего её населения, внешнеполитической деятельнице, безусловно, удалось донести до заскучавшего было зрителя скрытую связь цвета её партии с вечно зелёным заокеанским символом. И даже вызвать определённую реакцию в виде не только недоумённого вопроса электората об этике происходящего, но и прокурорской проверки. Но, увы, это - не буффонада. Скорее, опять - абсурд. Вязкий, пошлый и бездарный. Прямо скажем, не Камю. Нет. И уж, конечно, не Беккет.

Не привнёс оживления на национальные комедийные подмостки и новый канцлер. В своей прежней роли он был гораздо более аутентичен и в наивысшие моменты своей сценической карьеры поистине приковывал к себе напряжённое внимание огромной аудитории поклонников. Не раз и не два вызывал он гомерический хохот публики своими монологами в стиле «а судьи кто?», будучи одним из главных героев комедийно-криминальных интермедий полюбившегося зрителю сериала «Wirecard» с сеансами виртуозного исчезновения из казны почти 2 миллиардов евро. Как и полагается у профессиональных иллюзионистов, фокус остался неразоблачённым... Но это - в прошлом. Нынешняя его роль в буффонаде пока не удалась. Конечно, комизм присутствует и в нынешних монологах пьесы. Но какой-то не тевтонский. Слегка напоминающий анекдотические китайские предупреждения: обязательная вакцинация начнётся в феврале. В конце марта. В мае. В июне...



Карл Лаутербах, министр здравозахоронения Германии с конца 2021 года.

Карл Лаутербах, который, видимо, от внезапно свалившегоя на него поста министра здравозахоронения, и без грима производит впечатление перепуганного паяца. Будь он несколько раскованнее в своём цинизме, мог бы поднять планку национальной буффонады до среднеевропейских стандартов. Надо отдать ему должное, он делает для этого всё возможное: со шприцем в руке изображает в телевизоре заполошного доктора Айболита, меланхолически размышляет об обязательной непринудительной вакцинации, о необходимости строгого контроля за ней при категорической ненужности единого прививочного реестра... Порой это вызывает улыбку. Но до буффонады тут, как до Луны. Нет динамики, каламбуров, ужимок и прыжков. Не звенят литавры. Не растёт кокос.

Новостные ресурсы Германии, пытаясь завуалировать провалы ведущих артистов, резко сократили наброс коронных цифр и ужасов на вентилятор: их буквально в течение одной недели со ставших привычными 99% ужали до 20%. Теперь примерно половину сообщений составляют мантры к Путину «напади на Украину», остальное - спорт и подготовка к разным региональным выборам.



Маркус Зёдер, министр-президент федеральной земли Бавария: Прививка создает свободу!

Единственно, кому пока удалась небольшая, но искромётная комическая зарисовка, - это Бавария. Владелица магазинчика электроосветительных приборов подала иск в суд, требуя отмены «2Г» в её лавочке. Суд встал на сторону хозяйки заведения на основании того, что «действительно, список товаров первой необходимости конкретно не определён», и вынес решение: требование «2Г» для магазинчика аннулировать. По первому свистку из суда традиционно непреклонный в вопросах пандемических мер господин Зёдер не просто отменил «2Г» по всей Баварии, но ещё и долго раскланивался и расточительно благодарил судей за указанные недостатки в защите демократических основ правового государства.

Вот, кого надо было выпускать на первые роли от Германии на этом фестивале. Дадим этой территории, пожалуй, авансом пять баллов. В надежде на скрытые ресурсы.


4

Истинной сенсацией на пандемических подмостках нынешнего сезона надо признать театральный ансамбль Японии. В силу того, что информированность большей массы европейцев о сценическом искусстве Японии ограничивается в лучшем случаем театром Кабуки (аниме - не в счёт), великолепная премьера в стиле саругаку («обезьянья музыка» - клоунада, фарс, ходули, фокусы) стала своего рода культурным шоком для публики. Микс элегантности и первобытного комизма режиссёрских решений затмил все индексы концернов, включая автопром страны восходящего солнца вместе с его QR-кодами.

Увертюра прозвучала ещё осенью прошлого года, когда Япония, ласково улыбаясь и традиционно кланяясь, негромко сообщила о самоликвидации вируса SARS-CoV-2 на территории страны в силу его многочисленных мутаций. Предельно сократив научный нарратив того доклада, можно изложить его как «домутировался». Домутировался до того, что больше не в состоянии сам себя реплицировать. Это было неожиданно и вызывающе. Везде - кульминация, а в Японии исчез. Следом пошли скромные локальные фейерверки с диско-туманом, покрывающим чрезмерно энергично дёргающиеся фигуры на танцевальном полу, и...

Да. Случилось. Событие. В традиционном стиле поющих колодцев и чаш Япония презентовала на фестивале источник безковидной жизни. Гарантию пожизненного иммунитета от (несуществующего более там официально) вируса.

Для тех, кто не в курсе: математический отсчёт - это не про японскую музыку. Её базис - интервалы человеческого дыхания. Прививку, которая как минимум 20 месяцев гарантирует иммунитет, проверили на мышах.

Вдыхаем.

Если так пойдёт дальше, то лабораторный иммунитет с мышей переориентируют на людей, независимо от наличия вируса, и, укутав в шёлк, расписанный кленовыми листьями, или, в крайнем случае, в банальный полиэстр с узором сакуры, в 2024 году выведут вакцину на рынок.

Выдыхаем.

Пособие по выживанию в том случае, если это произойдёт, - в «Охоте на овец» Харуки Мураками.

Допускаю, что с моей стороны есть необъяснимые для стороннего наблюдателя субъективные пристрастия по отношению к японской труппе. Развею. Наша жизнь определяется сегодня пандемическими мерами. Основополагающим для традиционной японской музыки является звуковой строй "Ё". И только от этой самой буквы зависит, передохнём мы во время следующего локдауна или передохнем. Поэтому: аригато, японцы.

Великое всё-таки дело - следование национальным традициям. Отряд 731 в форме буфф? Нечто новое? Но ведь и тогда, в своих истоках, он тоже казался чем-то научно-освежающим.

Предлагаю для вышеуказанного коллектива четыре балла.

3

Восток - дело тонкое.
Заземлённому сознанию среднестатистических жителей Запада, за исключением тех, кто увлечён виртуозной условностью затанаисских игр, редко удаётся уловить даже крохотную долю значения приходящих из Азии сообщений. Поэтому сюжет, представленный миру Пекинской оперой, был драконовски тщательно адаптирован сценаристами к мировосприятию той части человечества, которой чужд мегасложный, многослойный, красочный и долгоиграющий символизм Поднебесной.

Пекинская опера - это, знаете ли, не пекинская утка. Хотя и она - тоже штука непростая. Только для подготовки её к термической обоработке необходимы 24 часа. Это - если готовить без апельсиновой глазури. С нею - смело добавляйте ещё 12 часов. И не забудьте раздобыть ветки плодового дерева - финикового, персикового или, на крайний случай, яблоневого. Иначе - не то. Даже иероглифы «гун» и «хо» («мастер» и «огонь») не помогут. На новогодний стол утку подают, разрезав её на 108 частей. Это магическое число притягивает благополучие в дом и успех во всех делах.

В Китае как раз начинается подготовка к празднованию Нового года. Решив сделать подарок населению, уставшему от грубых и суетливых западных нападок из-за «уханьского вируса», Пекин на страницах правительственного информационного агентства «Синьхуа» опубликовал либретто новой оперы по мотивам совместного расследования Аналитического центра разведки и Института «Тайхэ» - ведущего гражданского мозгового центра Китая. Кратко: США - родина ковид-19 и разносчик заразы по миру.

Особенностью Пекинской оперы является использование в ней только досконально известных населению страны сюжетов, стандартного набора амплуа, каждому из которых жёстко соответствует свой образ, грим, определённый цвет. Правила театрального китайского языка по сути своей - те же иероглифы, которые не изучавшему их кажутся то ли картинками, то ли недоступными современному пониманию славянскими чертами и резами. Увлекательно, но непонятно.

И действительно, чтобы понять, что происходит на китайских подмостках, надо владеть колоссальным, фактически на генетическом уровне, объёмом информации. Надо знать, что грим персонажей раскрывает зрителю в первую очередь их моральные качества. Например, красный цвет означает верность, жёлтый - жестокость, матово-белый - хитрость, чёрный - смелость и прямоту. А золотой и серебристый цвета используют только для мифических и сверхъестественных героев.

Самые разноцветные, пёстро разукрашенные амплуа (а всего их около 200, хотя основными являются 10, которые в свою очередь разделяются на подтипы) - «чоу». Амплуа очень широкого использования - от комического простака до глуповатого злодея - делится на гражданских (вэньчоу) и военных (учоу). Каждому подтипу амплуа, разумеется, соответствуют свои цвета, мимика и жесты.

Мимика в этой опере имеет значение только в сочетании с жестами, а жестов там!... Жесты ладони, руки, рукава, жесты бедра, икры, ступни, наклон головы, полуобороты тела... Но и это ещё не всё: только в сочетании мимики и жестов раскрашенных определённым образом персонажей, исполняющих определённый, строго установленный каноном танец, информированный зритель начинает понимать, о чём идёт речь Но! При этом должна звучать ещё и правильная музыка: пению аккомпанируют струнные и духовая часть оркестра, но ни в коем случае не ударные. Они - только для сцен битв, для акробатики и пантомимы. Если же под звуки Лунной лютни кто-то из актёров начнёт кувыркаться, знайте: это - не Пекинская опера.

Костюмы персонажей - очередная многослойная условность как часть сюжетной линии представления. Для тех, кто в теме. Вышитый дракон на халате императора на один палец на каждой лапе отличается от видового собрата на халатах князей и военачальников. Да и драконья пасть у четырёхпалого зверя закрыта в знак покорности в отличие от императорского, извергающего огонь. Надеть не тот костюм - всё равно, что перепутать спектакли.

В общем, расшифровывать многочасовые, а то и многодневные представления китайской оперы - это вам не обложку «The Economist» разгадывать. Для западной публики китайцы сокращают свои спектакли до 60-90 минут, оставляя лишь феерически красочную динамику в музыкальном сопровождении. Дают, что называется, глазами похлопать. И, надо полагать, хихикают про себя.

Но мы - не в обиде. Даже наоборот. Благодарны за выраженную так зажигательно, неожиданно и в столь многозначительно символической форме очевидность, на которую ни один другой официальный участник фестиваля не осмелился даже намекнуть. Судя по тому, что основные персонажи в либретто выступают в амплуа учоу (глуповатый воин-злодей), главный цвет грима - белый (хитрость) и основная часть партитуры отдана ударным (сцены битв), впереди - ещё немало интересного. В следующих актах оперы на сцене может появиться жестокая жёлтая дань-старуха...

Не будем загадывать. Третье место в нынешней мистерии-буфф Китай, на мой взгляд, уже по праву заслужил.

Продолжение

Автор: EY
Previous post Next post
Up