Кружатся зайцы, кружатся - часть 1

Sep 12, 2014 14:27

Перепост - интересно и есть отличные заячьи картины



Оригинал взят у bjernhona в Кружатся зайцы, кружатся - часть 1

Оказывается, в англоязычных странах существует устная традиция: в первый день месяца, проснувшись утром, надо сказать три раза слово "Кролик" ('Rabbit, rabbit, rabbit'). Тогда все потенциальные невзгоды этот сказочный зверь унесёт с собой. Любопытно, что даже при существующей статье в Вики, многие люди слыхом не слыхивали об этом. Вот бы дождаться какого-то исследования, где на карте был отмечен ареал кроличьего призывания счастья.
И вот, эта детская присказка увела меня в дебри символизма, потому что оказалось, что три зайца или кролика изображаются на храмах и в рукописях, даже используются в геральдике, есть даже отдельная группа исследователей, ломающих голову над значением и происхождением  данного образа.


Далее привожу вольный перевод статьи Терри Виндлинга "Символизм кроликов и зайцев" с вставками и ремарками из других источников.

Наиболее древние изображения трёх зайцев находятся в пещерных монастырях буддистов, расположенных на территории современного Китая (Могао возле Дуньхуаня). Животных изображали внутри круга, обрамлённого по краю лепестками лотоса. Фрески датируются 581-618 годами до н. э. Всего там можно насчитать как минимум 17 одинаковых сюжетов. Стоит отдельно отметить, что в оформлении буддийских храмов встречаются орнаменты и из четырёх зайцев, сомкнувших свои уши в цельную фигуру, аналогичный сюжет есть в оформлении храма Нотр-Дам де Пари. Историки придерживаются мнения, что именно из Поднебесной, по Шелковому Пути, через Ближний Восток, Венгрию, Польшу, Германию и Швейцарию  "три зайца" попали в Британию.



Изображение бегущих зайцев из монастыря Могао, пещера №407. Из всех изображений храмового комплекса только на этом зайцы бегут против часовой стрелки.
Современная христианская иконография ассоциирует трёх зайцев со Святой Троицей. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту связь учёным пока не удалось. Равно как и выяснить истинное значение образа. Если взглянуть на мифологию народов мира, становится очевидно, что кролики (зайцы) были у многих народов символами женственности, связанной с лунными циклами, возрождением, плодородием. С другой стороны, пожалуй, нет другого такого животного, бывшего столь же противоречивым мифологическим персонажем: зайцы из сказок были умными и глупыми, женственными и андрогинными, трусливыми и храбрыми, похотливыми и девственно чистыми.
Связь зайцев (кроликов) с Луной прослеживается во многих культурах нашей планеты: от Японии до Мексики и от Индонезии до Великобритании. В китайском сборнике поэзии «Чуские строфы» говорится, что в Лунном дворце живёт белый лунный заяц (пиньинь), который, сидя в тени коричного дерева гуйхуа, круглый год толчёт в ступе снадобье бессмертия (в западной традиции чаще говорят о Человеке с Луны).


Рисунок бронзового зеркала эпохи Сунь с изображением зайца, толкущего в ступке лекарство.

В других китайских сказках самки кроликов беременнеют от света полной луны, переплывая лунную дорожку или слизывая лунный свет с меха кроликов-самцов. Женская энергия "инь" также часто изображалась в форме кролика.  Как большинство из нас знают, год Кролика появился в азиатском календаре из-за Будды. Согласно этому календарю люди, родившиеся в год Кролика умны, эмпатичны, добры и лояльны, питают привязанность ко всему прекрасному, дипломатичны и миролюбивы, но подвержены перепадам настроения и достаточно меланхоличны.
Другая буддийская притча, на этот раз индийская, говорит о том, что кролик попал на Луну, пожертвовав собой ради доказательства гостеприимства, когда к нему пожаловал Индра.



Иранский поднос.
В древнеегипетской культуре зайцы (кролики) были андрогинными по той причине, что также связывались с Луной, а растущий Месяц был у египтян мужским символом, тогда как убывающий - женским. Андрогинность символа кролика прослеживалась также в Европе вплоть до XVIII века. В одной из провинций покровителем была богиня Венут (Унут) с головой кролика.



Статуетка Венут.

Греко-римская мифология связывала символику зайцев с романтической любовью, плодородием и похотью. Плиний Старший, скажем, рекомендовал крольчатину как средство от бесплодия. Зайцы были "подопечными" Артемиды, кролики - Афродиты. В Греции любовники часто дарили друг другу кроликов. В Древнем Риме муж дарил жене кролика с целью увеличить её шансы забеременнеть. Изображения кроликов или зайцев, поедающих виноград или финики, на греческих или римских гробницах указывали на трансформацию жизни в смерть и на последующее возрождение.



Фрагмент древнеримской мозаики из Лода.

В тевтонском мифе, богиня Хольда, предводительница Дикой Охоты, двигалась в сопровождении целой процессии из зайцев, несущих факелы. Позже её образ трансформировался в своего рода Бабу Ягу, которой пугали детей, хотя изначально Хольда была в первую очередь покровительницей небес и погодных явлений. Аналогичную свиту можно увидеть и у Фрейи, богини скандинавского пантеона, - заяц сопровождал её в повозке, запряжённой котами. Богиня обскоугорского эпоса, Калтащ-эква (или Калтащ-анки), представлялась людям зайчихой, бегающей по холмам. У англо-саксов богиней Луны, плодородия и весны была Остара, часто изображаемая в головном уборе в виде кроличьих ушей. Она и стала прообразом европейского Пасхального Кролика. Её кельтская "сестра" - Эостре - заведовала смертью и воскрешением, трансформацией зимы в весну. Она также могла принимать форму зайца, причём происходило это в полнолуние. Обычные кролики и зайцы служили её посыльными. Друиды практиковали гадание по кроличьим следам, случайным встречам с этими животными и их брачным танцам. В ирландской традиции существовало своеобразное табу на крольчатину, так как считалось, что в этих животных вселяются души пожилых мудрых женщин.



Изображение Остары. Автор: Кристофер Белл



Заяц из Макклесфилдского Псалтыря (XIV век, Англия).

С распространением христианства в Западной Европе кролики и зайцы утратили положительные черты, связанные с культом Богини, стали подозреваться в служении ведьмам, вплоть до того, что считались оными в зверином обличье. Примером может служить легенда из Дартмура об охотнике Бауермэне (Legend of Bowerman’s Nose), согласно которой одна из ведьм в обличьи косого увела мужчину и его собак в болото и там обратила в камни.

Христианское общество вовсю демонстрировало двоякое отношение к ушастым: они оставались любимцами ведьм, но при этом ношение лапки кролика приносило удачу.  В Сомерсете существовало поверье, что появление кролика на улице посёлка предвещает пожар, а в Дорсете перебежавший дорогу заяц был дурным предзнаменованием (аналогичным, пожалуй, чёрной кошке в нашей традиции). Английская приговорка, записанная этнографами в 1875 году, гласила: "Чтобы избежать неудач, следует сплюнуть через левое плечо и сказать "Заяц впереди, проблема позади, перемени это, Крест [Господень], и меня освободи" (‘Hare before, Trouble behind: Change ye, Cross, and free me,’) или коснуться каждого плеча указательным пальцем и сказать "Заяц, заяц, Господи, помоги" (‘Hare, hare, God send thee care', в данном случае мне сложно перевести с сохранением рифмы - прим. моё). В Корнуэлле среди рыбаков считалось чрезвычайно дурным признаком найти в лодке зайца, произносить слово "заяц" вслух или использовать сети, к которым эти животные прикасались. Сумасшествие также определённым образом ассоциировалось с зайцами, точнее с их брачными играми. В английском языке достаточно распространено выражение "Шальной как Мартовский Заяц" ("Mad as a March hare").

Хотя зайцев (кроликов) и побаивались, их метафорическая связь с сексуальностью и плодородием широко использовалась художниками эпохи Возрождения. Как и в Китае, в Европе считалось, что самки кроликов могут понести и без участия самцов, таким образом символ белой крольчихи приравнивался к образу Девы Марии.



Тициан. Мадонна с кроликом (1530).



Дюрер. Грехопадение (1504). Животные на гравюре символизируют четыре человеческих темперамента, заяц, в данном случае, олицетворяет чувственного, эмоционального сангвиника.



Гирландайо Доминико. Дама с кроликом (XV век).

Продолжение следует.
Источники: http://zavtra.ru/denlit/167/71.html, http://www.endicott-studio.com/rdrm/rrRabbits2.html, http://chinesepuzzles.org/three-hares/, http://seanrobsville.blogspot.com/2009/10/celtic-and-buddhist-symbolism.html, http://www.paganspace.net/forum/topics/1342861:Topic:311852, http://fgen.lib.rus.ec/b/370923/read#t180, http://www.studyblue.com/notes/note/n/check-list-7-/deck/2026315.

Удивительный проект Криса Чэпмена: Three Hares Project

зайцы-кролики, ссыльное, раритеты, history

Previous post Next post
Up