я вернулась. больше ничего писать по поводу молчания не буду, а то испугаюсь объема оправдательного поста и убегу снова )
сразу к делу. старший в этом семестре посещает
Университет детей, и организаторам пришла в голову замечательная мысль - организовать лекции и для родителей, все равно в коридоре кофе пьют. проходят они 2 раза в месяц, вчера была вторая, и, если бы я могла, опустила бы в коробочку с отзывами не один, а десять "довольных" смайликов. прежде чем рассказать о чем она, попробую сформулировать главную суть этих родительских лекций, потому как они не о физике, химии... и о том, как учить эти предметы вместе с детьми. лекции о "поддерживающей" стороне обучающих процессов, о психологии детей того возраста, которые посещают университет, о 8-9-летках. о том, что мы как родители можем дать (или наоборот, чего давать не надо) своим детям, чтобы в их познавательном процессе главным был самый их мощный ресурс - "детский". например, первая лекция была о детских страхах, и о том, какую огромную роль в их формировании играем именно мы, взрослые, вовлекая детей, часто несознательно в мир некоторых взрослых проблем, которые до поры до времени должны вращаться на далеких от детских орбитах, которые не должны "тормозить" детей в их развитии.
но т.к. с психологией, с теорией по крайней мере мы, родители часто на короткой ноге, тезисы лекции были довольно знакомыми. за скобками остался как всегда самый важный момент, где найти ресурс взрослому для того, чтобы воплотить это в жизнь, как научиться включать мозг и договариваться с эмоциями и своим "багажом".
а на вчерашней лекции моя душа пела. ведь разговор был о детских книгах, да еще читала ее главный библиотекарь нашей любимой ЛОДБ, которая находится по соседству с нашим домом! приятно было слышать грамотную речь, легкое обращение со словом. Людмила Валентиновна - специалист с огромным опытом общения с детьми, разными детьми. а через потребность в книгах или ее отсутствие, к каким именно книгам, к их количеству, думаю, можно узнать о детях очень многое. и я впитывала то, что она говорила и проникалась доверием и уважением все больше и больше. поэтому, под тезисами, некоторые из которых я здесь приведу и, конечно, списком книг, подписываюсь осознанно.
итак, что же происходит с ребенком в этом возрасте:
- попытки понять что хорошо и что плохо. поиск идеала. дети ищут гармонию и красоту мира.
- возникают вопросы: какой я и кто я, какие люди вокруг меня, что они чувствуют, что делать, чтобы мир принял меня
(почему мама так кивает/улыбается/прищуривается)
- моральное ученичество у взрослых
(что обнаруживается? все взрослые врут и сам ребенок тоже)
- приходит понимание, что мир реальный и мир его фантазий отныне несовместимы. чувство одиночества
еще несколько тезисов:
- этот период еще во многом детский, поэтому жесткие функциональные требования взрослых к поведению ребенка не дают ему "дышать"
ребенок нуждается в проговаривании, повествовании. чтобы развивать эмпатию, обратную связь. очень важно на этом этапе совместное чтение о ровестниках ребенка, их чувствах
- почему ребенок не читает? для того, чтобы считывать буквы нужна фантазия, воображение. может быть страшно, что книга не оживет. очень важно, чтобы ребенок имел опыт фантазирования, не только поглощения готового визуального продукта, готовых историй
- почему ребенок не читает? или почему ребенок читает слишком много? чтение - это процесс-следствие, в чтении или его отсутствии ребенок решает какие-то задачи, проблемы, удовлетворяет какие-то потребности. чтение - это личный, приватный процесс.
ну и сами книги:
Ася Петрова "Волки на парашютах"
Елена Соковенина "Приключения П. Осликова, ребенка, который хотел как лучше"
Ульф Старк "Мой друг Перси, Буффало Билл и я"
Марина Аромштам "Мохнатый ребенок"
Дарья Вильке "Между ангелом и волком"
Нина Дашевская "Вилли"
Хокинг "Джордж и тайны Вселенной"
Роланд Смит "Пик"
на мой взгляд, для детей чуть старше:
Лоури Лоис "Дающий" и "В поисках синего"
для родителей:
Франсуаза Дальто "На стороне ребенка", особенно глава "Туфли Абу Касима"
кстати, на страничке библиотеки
vk есть ее видео-цикл Людмилы Валентиновны "Наш книжный сад", с обзором книг на разные темы