Об околооперных событиях, сюрпризах и впечатлениях я уже писала здесь
http://zaza-lo.livejournal.com/81286.html Теперь напишу немного о самой опере.
Это старая постановка, премьера которой состоялась 13 апреля 1969. В ней перепело и переиграло огромное количество артистов, фотки этой оперы за разные годы есть в инете.
Последний раз Рэми выступал в этом здании аж 25 лет назад, но вот вернулся.
Мы были на первом представлении Тоски из двух, а именно 23 июня.
Состав был таким:
Conductor Alexander Joel
Tosca Adrianne Pieczonka
Mario Cavaradossi Massimo Giordano
Scarpia Samuel Ramey
Angelotti Ben Wager
Sacristan Seth Carico
Spoletta Jörg Schörner
Sciarrone Hyung-Wook Lee
Turnkey John Paul Huckle
Описывать все представление нет желания, поэтому коротко о декорациях и главных исполнителях.
В первом акте все было как обычно - статуя девы - слева, мольберт справа, дверь в капеллу посередине. Хор располагался за задником, поэтому не глушил SR во время Те Деума.
Декорации второго акта больше напоминали комнату для допросов, чем дворцовые апартаменты
Как я поняла, упор в этой постановке делался на обличении бюрократов, которые используют беспомощность честных людей в своих корыстных целях. По крайней мере в программке была целая статья поэтому поводу.
Получить представление о манере исполнении Тоски Адрианной Печонкой (канадская сопрано) можно в записи Сан-Франциской оперы
http://youtu.be/F70mTeUISA0Фота со сценой "Vissi d'arte" 26 июня. Мне она понравилась, очень женственная, трогательная и совсем не боец.
Каварадоссии в исполнении Massimo Giordano можно послушать здесь
http://youtu.be/5CCu4OWj-wgМне он как-то не очень пришелся по душе. Не эмоциональный какой-то. Обычно у Каварадосси вырисовывается четкий характер доброго человека, страдающего из-за своих принципов. Здесь же характер получился какой-то нейтральный, нечеткий. Кстати, его неэмоциональность бросилась в глаза на поклонах. Массимо ни разу не улыбнулся.
Теперь про того, из-за кого затевалась вся эта поездка в Берлин.
Это вторая постановка Тоски, которую я видела с SR в роли Скарпии. Первая, такая экстатичная, случилась в Вене. Об этом я писала здесь
http://zaza-lo.livejournal.com/15300.htmlПока выуживала фотки, случайно наткнулась на интервью Виолетты Урманы, которая в Венской постановке пела Тоску вместе с SR
Have you ever found Scarpia so appealing that your Tosca had a difficult time resisting him?
Actually, sometimes I’ve felt I would kill Scarpia in the first act! He can’t be shouting all the time. I did it with Samuel Ramey and he was very noble, but also seductive in his quiet power. He’d be so quiet, and then suddenly we’d hear, “Ma fatelo tacere!” [“Shut him up!” is Scarpia’s order to the torturer upon hearing Cavaradossi’s cries of pain]. That was scary and impressive. I felt very desperate with him. With a Scarpia I don’t like, I feel stronger and I can resist better.
В этот раз у меня с "Тоской" сложилось меньше. Не знаю, чем это было вызванно, долгим ли перелетом, плохим ли самочувствием, закулисными разборками, но SR в первом акте был какой-то несобранный. Нет, он конечно играл и пел, но чувствовалось, что он чем-то отвлечен, был не в роли. Та его мощная аура, которая обычно накрывает тебя с головой, в первом акте не расправила свои крылья, увы.
Мне это передалась и выбило меня из колеи. Несмотря на восторг от присутсвия его семьи в зале, первый акт я смотрела отстраненно и достаточно равнодушно.
Во втором акте он, наконец, собрался и отработал свою роль на "пять". Тогда я уже сидела, затаив дыхание. Наконец вернулся он, могущественный и опасный Рэми-Скарпия и заставил дрожать в прямом и переносном смысле!
Судя по этой фотке, сделанной за кулисами в воскресенье после второго выступления, а также по отзывам других зрителей, лед тронулся и все прошло лучше, чем в первый день.
Как пел Рэми? Если отвлечься от вышеописанных моментов, то пел он мощно. Басы были хороши, на более высоких нотах голос вибрировал и казался слабее, чем запомнился по другим выступлениям. Там, где он не добирал вокально, включалась его актерская сторона и он подавлял уже ментально.
С другой стороны, я не музыкант и у меня нет абсолютного слуха. Поэтому, для тех, кто читает по-испански (с переводчиком) привожу ссылку на форум, где обсуждалось его исполнение Скарпии
http://www.unanocheenlaopera.com/viewtopic.php?f=14&t=15615Так что, подведя итог, он все еще хорош, силен, звезден. Чем бы не было вызвано его состояние в четверг (я с ним также общалась во время раздачи автографов и уже описывала это в предыдущем посте, умолчав об одной детали, о которой и здесь не хочу рассказывать. Скажу только, что она меня так потрясла. что я целый месяц не могла заставить себя писать), он все еще великий Samuel Ramey. Недавно в его блоге повесили фотки с последнего мастер-класса. Он там обаятелен, светел и здоров. И слава богу.
PS Прошло почти 4 года со дня этой поездки. Сейчас май 2015. Поскольку никаких сообщений о состоянии здоровья SR не поступало, скажу, что меня так шокировало. При подписании книги у Рэми дрожали руки, как при Паркинсоне. Это было реально страшно, особенно когда знаешь, что болезнь Паркинсона часто идет рука об руку с Альцгеймером.
Вернемся в Берлин. Ниже мои фотки с аплодисментов после второго акта. Да-да, он коротко подстригся, как всегда летом, так что сразу попал в образ полицейского-бюрократа :)
ЗЫ
На раздаче автографов мы спросили, когда его сиятельство посетит Европу снова. Он ответил, что где-то летом будет петь Мефистофеля в "La Damnation de Faust" в Opéra de Nice. На сайте самой оперы пока нет расписания, но согласно источнику
theoperacritic.com его выступления запланированы 16 и 18 сентября 2011 года со следующим составом
Faust Sergei Semishkur
Marguerite Oksana Volkova
Mephistopheles Samuel Ramey
Brander Timo Riihonen
Conductor: Philippe Auguin
Муж в ужасе, а я весь вечер ищу дешевые билеты в Ниццу. Утешаю мужа тем, что пока SR поет в Европе и я в состоянии оплатить поездку, я буду ходить на его выступления. Когда он закончит карьеру, всякие целевые оперные поездки потеряют для меня смысл, ну не считая оперных фестивалей, конечно. А для общего уровня будет достаточно и трансляций из МЕТа в ближайшем к дому подходящем кинотеатре.
Амен!