Таракаши

May 28, 2012 22:02

Сегодня была на очередной «экскурсии» в книжном магазине, красиво все, дорого и хочется чтоб все мое, ах какие иллюстрации!! )) И так же, в какой не помню уже раз, зависла над книгой про орнаменты, листала ее, нюхала, опять не купила. Обратно на полку, вздохнула, и пообещала себе, что точно сегодня напишу про орнамент. Ну почти. Вытащу из черновиков. Конечно, про Индию. Не про орнаменты ) Раз денег нет на книжку, пишу пост, логично все )

Предыстория такова. Зашли мы в который раз в Индии в магазин Fabindia и увидела я ИХ. Померила, снять не захотела, купила. Купила я стотысячные серьги. В Индии себе в этом сложно отказать.

Вот там часто такое случается. Что-то увидел, не понял, даже если какая-то незначительная деталь, потом все же отложилось в голове, приехал домой… а застряло, не уходит! И ищешь инфу в Интернете. Это относится к очень серьезным вещам, так и не очень. Но это как посмотреть, искусство вещь серьезная! Искусство не так давно стало светским в масштабах истории человечества.

После присказки приступаю все же к настоящей сказке )) Как объяснила продавец (мне помогла с переводом Марина, спасибо ей огромное, вообще продавца не слушала, купила сережки и что-то уже другое разглядывала), это сережки в стиле индийского штата Орисса. Чистое серебро и камень дымчатый топаз. Лично для меня дизайн не обычный, ничего подобного раньше в Индии не видела, показалось оригинальным.

Дома уже, в России, ищу в инете старые фото женщин-красавиц Индии, и натыкаюсь на описания национальных серебряных украшений из Ориссы. Вуа-ля! Пазл сложился. Я вспомнила про свой улов из Fabindia - серебренное кружево Ориссы. Так я узнала о таракаши.



Эта техника известна во многих культурах с древних времен. По-индийски «таракаши» (tarakasi), по-нашему «скань» (от старинного русского слова екать - сучить, свивать), в Европе больше используется термин «филигранное серебро» (итал. filigrana, от лат. filum - нитка и granum - зерно). В Индии это техника распространена на западных берегах штата Ориссы более 500 лет. Возможно, что истоки этого ремесла пришли через торговлю с Индонезией, так как там производят очень похожие изделия. На сегодняшний день мастера серебряной филиграни в основном находятся в районе Каттака (старой столице штата Орисса), где искусство процветает, и часто технику филигранного серебра называют «Каттака». Говорят, что самое яркое и впечатляющее место в Каттаке - это базар с ювелирными кварталами. Мечта теперь посетить это злачное место.

Коротко про технологию:
Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом.
Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов.



В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью - мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

Вернемся к Индии и филиграни Каттака.


Индийцы чего только не делают с помощью этой технологии - изображения животных, цветов, миниатюрные сумки и прочие сувениры. Одни из самых популярных это изображения Солнечной колесницы (Конарк Чакра). Еще умельцы из Каттаки сделали копию Тадж Махала весом в 55 кг серебряной филигранью.



Традиционно в Ориссе делается акцент на украшения рук, ожерелья, колец на пальцы ног и особенно любимы замысловатые ножные браслеты, скомбинированные с полудрагоценными камнями. Шкатулки, броши, кулоны, серьги и шпильки также популярны. Шкатулка-филигрань (vermillion boxe) была обязательна для Орисской свадьбы, но сейчас эта традиция умерла. Пояс Таракаши тоже раньше был обязателен к наряду невесты. И свадебный наряд невесты в Ориссе не полон без ножных браслетов и колец для пальцев ноги (может есть специальное название для таких колец?).



И плавно подходим к Одиссе, одному из классических танцев Ориссы. Украшения, одеваемые для танца, сделаны с помощью техники Таракаши. Эти серебряные узоры украшают голову, уши, шею, руки, пальцы и пояс танцовщицы. Украшения включают в себя т.н. ошейник-ожерелье, padaka-tilaka (длинное ожерелье), bahichudi’ or ‘tayila’ (браслеты, которые одевают на предплечья), ‘kankana’(браслеты), пояс, ножные браслеты, бубенчики, ’kapa’ (серьги) и ‘seenthi’ (головной убор с узорами, который находит и на уши). Узоры украшены не ограненными натуральными камнями с серебром и золотом.



Еще, конечно, килограммы серебра филигранью участвует в празднике Дурга-Пудже, но об этом уже не буду писать.




Использованные источники для поста, большое им спасибо за информацию:
http://www.nepal-art.ru/glossary/filigr/
http://ochendaje.livejournal.com/34580.html
http://fammeo.ru/articles.php?article_id=424
http://en.wikipedia.org/wiki/Tarakasi
http://inditrip.net/tag/orissa/page/5/

P.S. естественно что я теперь очень хочу посетить Каттак....

украшения, Индия

Previous post Next post
Up