Сеченов, "Рефлексы головного мозга"

May 26, 2006 10:58



§ 1. Вам, конечно, случалось, любезный читатель, присут­ствовать при спорах о сущности души и ее зависимости от те­ла. Спорят обыкновенно или молодой человек со стариком, если оба натуралисты, или юность с юностью, если один зани­мается больше материей, другой - духом. Во всяком случае спор выходит истинно жарким лишь тогда, когда бойцы не­много дилетанты в спорном вопросе. В этом случае кто-нибудь из них, наверное, мастер обобщать вещи необобщимые (ведь это главный характер дилетанта), и тогда слушающая публи­ка угощается обыкновенно спектаклем вроде летних фейер­верков на петербургских островах. Громкие фразы, широкие взгляды, светлые мысли трещат и сыплются, что твои раке­ты. У иного из слушателей, молодого, робкого энтузиаста во время опора не раз пробежит мороз по коже; другой слу­шает, притаив дыхание; третий сидит весь в поту. Но вот спектакль кончается. К небу летят страшные столбы огня, лопаются, гаснут... и на душе остается лишь смутное воспо­минание о светлых призраках. Такова обыкновенно судьба всех частных споров между дилетантами. Они волнуют на время воображение слушателей, но никого не убеждают. Дело другого рода, если вкус к этой диалектической гимна­стике распространяется в обществе. Там боец с некоторым авторитетом легко делается кумиром. Его мнения возводятся в догму, и, смотришь, они уже проскользнули в литературу. Всякий, следящий лет десяток за умственным движением в России, бывал, конечно, свидетелем таких примеров, и всякий заметил, без сомнения, что в делах этого рода наше общество отличается большою подвижностью.

Есть люди, которым последнее свойство нашего общества сильно не нравится. В этих колебаниях общественного мнения они видят обыкновенно хаотическое брожение неустановив­шейся мысли; их пугает неизвестность того, что может дать такое брожение; наконец, по их мнению, общество отвлекает­ся от дела, гоняясь за призраками. Господа эти со своей точки зрения, конечно, правы. Было бы, без сомнения, лучше, если бы общество, оставаясь всегда скромным, тихим, благопри­стойным, шло неуклончиво к непосредственно достигаемым и полезным    целям   и   не   сбивалось    бы   с   прямой   дороги.

К сожалению, в жизни, как в науке, всякая почти цель дости­гается окольными путями, и прямая дорога к ней делается ясною для ума лишь тогда, когда цель уже достигнута. Господа эти забывают, кроме того, что бывали случаи, когда из положитель­но дикого брожения умов выходила со временем истина. Пусть они вспомнят, например, к чему привела человечество средневековая мысль, лежавшая в основе алхимии. Страшно подумать, что сталось бы с этим человечеством, если бы стро­гим средневековым опекунам общественной мысли удалось пережечь и перетопить, как колдунов, как вредных членов общества, всех этих страстных тружеников над безобразною мыслью, которые бессознательно строили химию и медицину. Да, кому дорога истина вообще, т. е. не только в настоящем, но и в будущем, тот не станет нагло ругаться над мыслью, проникшей в общество, какой бы странной она ему ни каза­лась.

Имея в виду бескорыстных искателей будущих истин, я ре­шаюсь пустить в общество несколько мыслей относительно психической деятельности головного мозга, мыслей, которые еще никогда не были высказаны в физиологической литера­туре по этому предмету.

Дело вот в чем. Психическая деятельность человека выра­жается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, зани­мающиеся духом, судят ю первой по последним, т. е. по внеш­ним признакам. А между тем законы внешних проявлений психической деятельности еще крайне мало разработаны даже физиологами, на которых, как увидим далее, лежит эта обя­занность. Об этих-то законах я и хочу вести речь.

Войдем же, любезный читатель, в тот мир явлений, который родится из деятельности головного мозга. Говорят обыкновенно, что этот мир охватывает собою всю психиче­скую жизнь, и вряд ли есть уже теперь люди, которые с боль­шими или меньшими оговорками не принимали бы этой мысли за истину. Разница в воззрениях школ на предмет лишь та, что одни, принимая мозг за орган души, отделяют по сущности последнюю от первого; другие же говорят, что душа по своей сущности есть продукт деятельности мозга. Мы не философы и в критику этих различий входить не будем. Для нас, как для физиологов, достаточно и того, что мозг есть орган души, т. е. такой механизм, 'который, будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность. Всякий знает, как громаден мир этих явлений. В нем заключено все то бесконечное разнообразие движений и звуков, на которые способен человек вообще. И всю эту массу фактов нужно обнять, ничего не упустить из виду?
Previous post Next post
Up