Все обычно едут в Южный Тироль, чтобы бродить по горам. Я ехала в Южный Тироль смотреть церкви. Как и в Швейцарии, горах сохранилось много средневековых церквей, не испорченных поздними барочными, рокайльными и прочими перестройками. И я их посмотрела. И даже больше, чем планировала. От чего окружающие страшно страдали и тосковали. Даже муж, который обычно ничего не говорит, сказал мне, что все они (фрески то есть) одинаковые. По-моему, совсем они не одинаковые и абсолютно не скучные. Кто из нас прав, можно решить под катом :).
Вот, например, развалины церкви св. Петра 6-го века в Альтенбурге.
К ней ведёт вот такая лестница
и подвесной мост, а раньше мост был каменный.
Использовали её до 18-го века, а потом забросили.
Загадочная постройка рядом с церквью. То ли крестильная купель, то ли совсем древнее место для жертвоприношений.
Ещё пара фотографий.
В Альтенбурге есть и вторая церковь, готическая церковь св. Вигилия, построенная в 15-м веке.
Сохранившаяся наружная фреска
Над Трамином, среди виноградников, стоит скромная церковь св. Якова. Центральная её часть была построена в начале 13-го, правый неф был пристроен в 15-м.
Правый неф украшают стандартные готические фрески местных художников
А вот романские фрески очень неожиданные. Есть, конечно, обязательный Иисус в мандорле в окружении апостолов
Есть очень большой Голиаф, которого убивает очень маленький Давид
И внезапно, в алтарной части, вот такой неожиданный "бестиарий"
Откуда вдруг в горах взялись русалки, люди с пёсьими головами и прочие красавцы, не очень понятно.
В крытой галерее собора в Бриксене (сам собор был очень перестроен) сохранились фрески от позднего романского до позднего готического периода. Из 20 аркад фресками украшены 15.
Вот, например, обязательный св. Христофор
Благовещение.
Поклонение волхвов
Похороны (?)
Самсон, обижающий смешного льва
Знаменитый "слон"
Очень смешные символы евангелистов. Особенно мне нравится лев.
Августинское аббатство Нойштифт, основанное в середине 12-го века, мы толком не посмотрели, потому что оно до сих пор действующее, и туда пускают только с экскурсиями.
Неожиданно - замок св. Ангела
Монастырский двор, барокко. Башня цервки - единственная романская её часть, которую не перестроили в 17-м веке.
Клуатр
Немножко позднероманских фресок. Ещё одно Благовещение.
Мучают святую. Кажется, это святая Агата, но я не уверена.
Дом, где раньше жил главный аббат.
Романская церковь св. Георгия в Шенне, построенная в начале 13-го века, имеет неожиданную круглую форму. Здание слева - это 12-12-й век. Основал церковь, судя по записям, местный крестьян.
Рука
Фрески начала 15-го века. Святой (скорее всего, святой Николай) кидает золотые монеты трём бедным сёстрам (собственно, из этого сюжета родилась история про Санта Клауса, подарки и печные трубы :))
Ад и рай
Звери.
Смерть св. Георгия
Одна из крупнейших романских церквей Южного Тироля в Иннихине носит имена св. Кандида и Корбиниана. От первой церкви, построенной в 9-м веке ничего не осталось. Вторая, построенная в 12-м, частично сгорела. Это, третье по счёту, здание построено в конце 13-го века.
Апсида с распятием середины 13-го века.
Тимпан южного портала. Иисус в окружении евангелистов.
Церковь св. Прокула (Прокулия?) в Натурнсе. Сама церковь построена в 7-м веке. Башня - в 12-м.
Снаружи её украшают фрески начала 15-го века. Сотворение мира.
А вот внутри сохранились фрески 7-го - 8-го века!
Изображают они побег св. Прокула из Вероны,...
процессию коров (Прокул был покровителем домашнего скота)
Орнамент наверху показывает, какой высоты было самое первое здание церкви. Интересно, что такой орнамент из сплетённых лент показывает ирландско-шотландское влияние, и связан, вероятно, с миссионерами из тех мест.
В крошечном Тауферсе есть страноприимный дом, построенный в начале 13-го века.
С другой стороны
Св. Урсула с девственницами
Обезглавленный св. Иоанн
И опять св. Христофор
Чтобы удовлетворить моё любопытство :), мы даже доехали до Швейцарии, где побывали в женском монастыре в Мюстере. Он тоже до сих пор действующий. В нём живут 12 монахинь и одна послушница.
Маленький монастырь был основан самим Карлом Великим. Исключительно мужским он был до 12-го века. В 16-м - 17-м он стал исключительно женским и ориентированным на местных аристократок. Многократно, но при этом аккуратно и скромно перестраивался, что очень хорошо заметно на этой фотографии: тройная аспида в центре - это 8-й век, башня справа - относится к 16-му веку, жилые помещения, которых здесь не видно, к эпохе барокко, нижняя часть башни слева - оттоновские времена, а верх - середина 16-го века.
Самое интересное здесь, конечно, каролингские фрески начала 9-го века, украшающие монастырскую церковь. Например, Побег из Египта.
Авессалом
и не менее интересные романские фрески (начало 13-го века), посвящённые Иоанну Крестителю. Никогда не видела Саломею в апсиде.
Или побивание камнями св. Стефана
Статуя Карла Великого, тоже романская.
В монастырском магазине вместе с печеньем, мёдом и джемами продают смешные открытки с картинками из жизни монахинь и кошек
Скульптура. Пьета
Мадонна