Русский язык
Остановила свой выбор на
учебниках Г. Граник. В моей коллекции уже есть учебники за 1, 2 и 6 классы. Начали учебу в середине августа, сочетали чтение, математику и окружающий мир. Повторили материал 1 класса по учебнику Г.Граник. С учебниками приятно работать, много забавных стихов современных детских поэтов (А.Усачев, В.Левин, Т.Крюкова, Р.Сеф, С.Козлов, М.Яснов, В.Лунин), а мы обожаем хорошие детские стихи, и милых иллюстраций. Первое время Тимофей много списывал, делал упражнения, чтобы натренировать руку, знать, как пишутся слова. Себе дала установку - не акцентировать внимание на аккуратности.
Со временем поняла, что списывание и переписывание, например, словарных слов почти ничего не дают. Чтобы запомнить словарные слова к аттестации (84 слова), Тимофей рисовал слово, обыгрывая букву, которая может вызвать сложность при написании.
Видеоуроки - потраченное впустую время.
Дополнительные пособия хороши для тренировки конкретной сложности, писать приходится меньше, думать больше:
1) О.Полуянова "
Безударные гласные, проверяемые ударением. Тренажер по русскому языку для учащихся 2-4 классов". Тренажер очень помог. Из 60 страниц сделали треть.
2) М.Полникова
"Русский язык. 2 класс. Дидактическая тетрадь для учащихся. ФГОС" 3) М.Полникова "
Тетрадь контрольных и проверочных работ по русскому языку для учащихся 1-2 классов. Вариант 1".
4) Л.Тикунова
"Русский язык 2 класс: Учитесь грамотно писать: Дидактические материалы, 2 класс (1-4)". Неплохое пособие, пользовались мало, посоветовал знакомый репетитор. Удачно лаконичное объяснение правил в форме таблиц. Использовали объснение типов текста (повествования, рассуждения и описания с понятными примерами).
5) Кроссворды из интернета на тему, вызывающую сложность.
Старалась шутить. Юмор - эффективное средство борьбы с ошибками, плюс помогает поддерживать позитивный настрой (Написал: врИдить - какой ВРИД!)
С середины декабря начали практически каждый день писать диктанты, по моим приблизительным подсчетам Тимофей написал не менее 80 диктантов. Когда стало заметно, что количество ошибок не уменьшается, я распечатала тексты диктантов, удалив орфограммы, и дала Тимофею задание вписывать пропущенные буквы и объяснять правила. Одно предложение просто заучили: Птицы вьют свои гнёзда на сучьях деревьев.
Трудность часто вызывал разделительный мягкий знак и йотированные гласные.
Помучившись, сделала вывод, что логопедические проблемы дают о себе знать, записала к логопеду. Она подтвердила стёртую форму дизартрии.
Для себя отметила, что йотированные гласные, изученные еще во время подготовки к школе, очень усложняют ребенку жизнь. О вреде раннего изучения фонетического разбора в школе, таком горе от ума, говорит и
Людмила Ясюкова. Логопед на консультации тоже подтвердила, что не следует слишком акцентировать внимание на йотированных гласных.
Делала перерыв в занятиях, чтобы усиленно позаниматься и сдать английский в конце февраля. Аттестация по английскому языку показалась самой легкой. Сдал на 4.
Ближе к аттестации занимались циклическим повторением - прописывали каждый день 10 слов словарных, 10 слов на жи-ши, 10 слов на парную согласную на конце слова… каждый день чередовала с заданиями по чтению, где нужно письменно отвечать на вопросы.
Не ругала за ошибки (почти), исправляла, старалась больше спрашивать, побуждала вопросами думать и терпеливо дожидалась ответа.
Окружающий мир
Смотрели познавательные фильмы, например, делают
пластмассу, читали статьи в энциклопедии, учебником не пользовались. Рисовали карту мира, реки. Т.к. экзамен письменный, обсуждали тему и записывали простыми предложениями. Дней за 20 до экзамена регулярно писали пробный экзамен. В конце октября Тимофей сдал Окружающий мир за 2 класс на отлично.
Английский язык
С середины ноября взялись за английский язык не по учебникам Spotlight, а по учебнику и рабочей тетради Happy Street Oxford University Press.
Удалось восстановить позитивное отношение к языку. Особенно Тимофею нравилось заполнить простенький тестик и оценить свои успехи (Now think about your progress - ok - good - excellent). Общался с носителями языка. Когда не было настроения заниматься, переломить ситуацию помогала простейшая настольная игра Spellmaster - пластмассовое лото, где нужно выкладывать слова по темам (пока по листу с подсказками). Слушали песенки, объясняла минимум грамматики, слова переписывали в тетрадку, рисовали граффити, в конце сделали карточки со словами для аттестации. Сдал на 4.
Чтение
Читал почти каждый день сказки вслух из домашней библиотеки и из двухтомной христоматии Е.Посашкова, отвечал на мои вопросы на понимание, пересказывал прочитанное самостоятельно, чтобы я знала, что он прочел и понял. ("Рики с хохолком" Шарль Пьеро, "Аленький цветочек», Дары Волхвов О. Генри, "Сказки с улыбкой" Джанни Родари, "Маленька портниха" Элинор Фарджон, рассказы о Колумбе и пирате Дрейке в христоматии (увлекательно, смотрели по карте, как корабли огибали Южную Америку для неожиданного нападения на испанцев), рассказы Л. Толстого о Бульке, смотрели диафильмы по рассказам. Любимое занятие Тимофея - листать альманахи "Квантик", "Пинкод", "Геоленок", занимательную физику и пр. Перельмана, книгу
"Футбол. Самые крутые футбольные финты. Самый полный самоучитель", технические книжки, альбомы по искусству, энциклопедии (любимые - "
Энциклопедия для мальчиков. Автомобили. Самолеты.), слушать аудиокниги (одна из самых любимых сказок - "Рыжий и Полосатый" Андрея Белянина). Очень нравятся
мини энциклопедии Махаон (любимые тома "Вулканы" и "Древний Рим").
Читал много и регулярно (пока не самостоятельно, а по моему заданию), поэтому только в марте начали готовиться к аттестации по чтению, а именно: Тимофей перечитал все по списку, выучил все стихи, письменно отвечал на вопросы к тексту, составлял план текста, определял его тип. В середине апреля сдал на 5 с минусом, не ответив на один вопрос. Письменная подготовка к экзамену - это тоже работа над русским языком, поэтому диктанты писал в этот период редко.
Математика
Сначала шло очень туго, даже со слезами, но достаточно быстро стала любимым предметом. Занимались по учебнику и рабочим тетрадям Гейдман, решали примеры и задачи из материалов аттестации. Таблицу умножения не доучил, поэтому на аттестации 4.
Благодарю
Алексея Битнера, кураторов
экстерн-офиса и сообщество
Свобода в образовании.
Спасибо, что дочитали. Если Вам был полезен мой опыт, я буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями в комментариях.