Между историческою необходимостью войны и ее отвлеченным отрицанием со
стороны отдельного человека становится обязанность этого человека
относительно того организованного целого (государства), которым до конца
истории обусловливается не только существование, но и прогресс
человечества. Но именно этот несомненный
факт, что государство обладает
средствами не только для того, чтобы охранять человеческое общежитие в его
данном положении, но и для того, чтобы двигать его вперед, налагает на
отдельное лицо ещ е другие обязанности по отношению к государству, кроме
простого исполнения его законных
требований. Такого исполнения было бы
достаточно, если бы государство было совершенным воплощением нормального
общественного порядка, но так как на самом деле оно, бу дучи условием и
орудием человеческого
совершенствования, само постепенно совершенствуется в
различных отношениях, то единичное лицо обязано в пределах своих сил и
способностей деятельно участвовать и в этом общем политическом прогрессе.
Единичное лицо но сит в себе безусловное нравственное сознание совершенного
идеала правды и мира, или Царства Божия; это сознание получено им не от
государства, а свыше и изнутри, но осуществляем реально в собирательной
жизни человечества этот идеал не может быть без посредства подготовительной
государственной организации, и отсюда для отдельного человека, действительно
стоящего на нравственной
точке зрения, вытекает прямая положительная
обязанность содействовать государству словом убеждения или проповедью, в
смысле наил учшего исполнения им его предварительной задачи, после
исполнения которой, но не раньше, и само государство, разумеется, станет
излишним. Такое воздействие лица на общество возможно и обязательно по
отношению к войне, как и во всех других областях государственной жизни.
Из книги Соловьева В.С. ОПРАВДАНИЕ ДОБРА.