Oct 13, 2014 10:50
William Marsden interviews PROFESSOR ANDREW BACEVICH
‘Исключительность’ поставляет топливо в топку ближневосточных провалов
Полковник в отставке говорит, что американцы больше неспособны думать независимо
“Мы продолжаем это делать в течение 34 лет, и это не работает”
BOSTON -Начиная с 1980 года, когда тогдашний Президент Джимми Картер объявил Персидский залив «жизненно важным интересом», США бомбили, захватывали, и оккупировали практически каждую страну от Пакистана до Ливии, общим числом 14 стран. В процессе этих действий были убиты сотни тысяч граждан, погибли тысячи своих собственных солдат, вылупились многочисленные террористические группы, а также было опустошено свое государственное казначейство. И все же Ближний восток несомненно менее стабилен сейчас, чем он был, когда Картер объявил свою новую политическую доктрину 34 года назад.
Полковник в отставке Эндрю Басевич говорит, что подход США к Ближнему востоку отражает коррумпированную политику, некомпетентное военное командование и корыстное, эгоцентричное население, которое считает себя исключительным и незаменимым.
Можно было бы ожидать, что такая сомнительная военная репутация должна отрезвить и заставить подумать. Но в данный момент США начинает новые действия в своей ближневосточной войне и атакует ИСИС или ИСИЛ, джихадистскую группу, объявившую себя Исламским государством. Удивляет то, что мы наблюдаем тотальное отсутствие оппозиции где-либо в Америке.
“Мы продолжаем это в течение 34 лет, и это не работает”, говорит Эндрю Басевич, профессор по интернациональным отношениям в Университете Бостона. “Может, нужно попробовать действовать по-другому. Но эта мысль как-то не зацепляет, и это несомненный знак того, насколько обанкротилась наша политика. Не было сделано ни одной серьезной попытки на высоком уровне задать простейшиe вопросы: Что мы пытались сделать, как мы это делали, и какие мы получили результаты”.
67-летний Басевич задает эти вопросы начиная с того момента, когда была опубликована в 2003 году его первая из пяти книг, посвященных американскому авантюризму после окончания Холодной войны. «Пределы Власти: Конец американской исключительности», «Новый американский милитаризм» и «Американская империя» зарекомендовали его как красноречивого и довольно беспощадного критика военных сил США, их ближневосточной политики и, по его словам, соучастия каждого американского гражданина в этой провалившейся политике.
От стандартного академика его отличает то, что он сам является продуктом класса, который американцы гордо называют «воинами» (хотя он отвергает слово воин как несоответствующее натуре настоящего солдата). Басевич - выпускник Уэст Пойнта, вьетнамский ветеран и полковник в отставке. Он знает войну не понаслышке. Он знает непредсказуемость, разрушительность и личные потери войны.
Его сын погиб в Ираке в 2007 году.
За обедом, в тихом городке Норвуд в штате Массачузетс к югу от Бостона, мы говорили с Басевичем о его работе и о том, какие были личные последствия его нападок на фундамент американской политической и военной элиты. «Когда погиб мой сын, я получал полные ненависти электронные письма от людей, которые писали, что они рады гибели моего сына потому что так мне и надо. Вынести это было тогда очень тяжело».
Портрет Америки, нарисованный Басевичем, это осуждение. Ее политика скоррумпирована, ее военное руководство некомпетентно, и ее люди корыстны, эгоцентричны и действуют как роботы. Американцы, попавшиеся в идеологию мессианства и почти религиозной задачи изогнуть весь мир в свое подобие, потеряли способность независимого мышления, говорит он.
Эта миссия каждый день укрепляется лидерами, речи которых объявляют Америку «незаменимой нацией» и «мировым лидером», а основой всего - «исключительность» и превосходство над всеми другими нациями.
“Одной из причин, из-за которой мы продолжаем войну за объединенный Ближний восток, несмотря на несомненный факт, что это провал, является то, что прекращение будет признанием, что мы не глобальный лидер и не единственная супердержава, что мы не «незаменимая нация», как любят повторять. Американцы интеллектуально не готовы к такому признанию», говорит Басевич.
“С моей точки зрения, такое признание будет освобождающим и ведущим к более разумному, практическому, реальному пониманию того, как устроен мир и где наше место в этом мире”.
Басевич отмечает, что для США война не только не имеет конца, но она и не имеет стратегии. Бывший президент США Джордж Буш говорил о «войне поколений», а затем установил доктрину «превентивной войны», которую Басевич называет кошмарной по своей полной ее безнаказанности. Таким же серьезным является утверждение Буша, что «свободы в нашей стране все больше зависят от успеха свобод в других странах». Это дало США неоспоримое право менять режимы как метод «безопасности родины».
“Забудьте о стратегиях выхода’”, сказал когда-то бывший секретарь государственной защиты Доналд Рамсфелд. “Мы рассчитываем на продолжительное вмешательство без каких-либо сроков”.
Американцы так быстро купились на такую политику, потому что лишь немногие играют в эту игру, говорит Басевич. Только 0.5 процента всех американцев служили в армии.
Американским семьям не грозит призыв их сыновей и дочерей в армию. Пока что никому не повышали налоги, чтобы оплатить ближневосточные действия. Буш даже когда-то посоветовал нации «посетить дизнейленд» и «больше покупать».
Для большинства американцев настоящее жертвование незнакомо, оно известно только солдатам на передней линии фронта. Американский образ жизни не должен быть нарушен.
Начиная с доктрины Картера, военные вмешательства Америки на Ближнем востоке считались ее военной машиной как одна продолжающаяся война. Появление Исламского государства - всего лишь последняя новая глава этой войны.
“Только если мы все увидим события как единую войну, становится возможным посмотреть на все эти события со стороны и задать те самые фундаментальные вопросы: как вы думаете, что мы делали и продолжаем делать”, говорит Басевич.
Логические выкладки Басевича выросли на его начальной ошибке. Когда окончилась Холодная война, он ожидал, что США остановится, значение и важность их военных сил уменьшится, и Америка сконцентрируется на наведении порядка в своем собственном доме.
“Но мы просто продолжили делать то, что мы делали раньше, при отсутствии внешней реальной угрозы, и во многом даже расширили свои действия, раздувая свои грандиозные миссии и ответственность. Мы склонились к большей зависимости от военной мощи как принципиального метода исполнения этой ответственности”, сказал он.
США, говорит Басевич, должны закрыть свои базы и выйти из Ближнего востока. Для защиты интересов США достаточна политика сдерживания, подобная той, которая использовалась в противостоянии с Советским Союзом. В конце концов, говорит он, ближневосточная нефть больше не является жизненным интересом. Америка добывает собственной нефти больше, чем она может использовать.