Dec 08, 2016 14:52
Я люблю рассказывать о том, как жить хорошо. И, в частности, о том, как я смотрю на проблемы и что вообще думаю о мире вокруг и внутри. Обычно это кончается тем, что на меня смотрят как на инопланетянина, а речи мои выглядят как брошюрки пиздабола-вылезатора. А я ведь вовсе не вылезатор, я просто пиздабол. Поэтому сейчас попробую рассказать как-нибудь по-другому. Про всё и сразу.
Надо обязательно сказать, что я люблю Кастанеду. Он здорово и ёмко отвечает на важные вопросы - кто виноват, что делать и как делать. И почему. Если хорошо обмазаться Кастанедой, можно решить все экзистенциальные кризисы и сделать что угодно. Этот текст - нифига, конечно, не про Кастанеду, он про меня и тебя. Но писать про себя и не писать про него я не могу.
Так вот. Экзистенциальный кризис. Холодному космосу всё безразлично. Войны, феминистки, любовь, стихи твои и даже котики. Ему насрать. В отсутствие высшей космической значимости нам приходится придумывать значимость самим. Но ещё до того, как мы успеваем научиться придумывать, другие люди вываливают на нас тонны своих ценностей. Космосу они всё так же пофигу, а подходят они нам или нет - никто не спрашивает. В какой-то момент обычно всё-таки замечаешь этот космический пофигизм и понимаешь: всё, что тебе сказали - просто придумано. И что на самом деле всё бессмысленно. А зачем что-то делать, если смысла нет? Это здорово угнетает. И зря.
Если всё одинаково бессмысленно, все ценности придуманы и след наш во вселенной ничтожно сомнителен - это значит, что можно делать что угодно. Холодный космос, напомню, не смотрит на нас томным взглядом и не ждёт, что мы будем что-то делать зачем-то. Он на нас вообще не смотрит. Зачем - это всегда что-то локальное. Зачем есть? Чтобы не сдохнуть с голоду. Зачем не сдохнуть с голоду? Чтобы делать другие штуки. Зачем делать другие штуки? Чтобы было хорошо. "Зачем быть хорошо" - вопрос какой-то дурацкий, я не стану его задавать. Не хочешь, чтоб было хорошо - будь как угодно ещё, никто не заставляет.
В общем, проблема переходит в другую плоскость - надо найти, что хорошо. Кастанеда про это говорит, что есть тысячи путей, и выбирать надо тот, который нравится сердцу. Это вообще много кто говорит в куче разных вариаций, но суть в том, что есть внутри ощущение, которое работает независимо от всех остальных. Его надо поймать и спросить. Это немножко сложно, нужно учиться. Постоянно что-нибудь отвлекает. Рациональность часто отвлекает, например. Это не значит, что она говорит что-то не то. Рациональность не обязана расходиться с твоей главной внутренней хотелкой. Просто она и сходиться с ней тоже не обязана. Поэтому спрашивать у неё главные вопросы жизни, вселенной и всего остального - дело ненадёжное. У рациональности есть своя область применения, и в ней она работает хорошо. Но жизненные ориентиры - глобальные или сиюминутные - к этой области не относятся. Где-то внутри ты знаешь, что суть заебись. Делай то, что заебись, и будет заебись.
Всё остальное - вопросы периферийные. Всё остальное - это инструменты. Есть хорошее упражнение, которое многим помогает. Представить, что ты скоро умрёшь. Завтра, через неделю, месяц или год. Осязаемо скоро. У этого есть два важных эффекта. Первый - внутренняя хотелка начинает работать гораздо громче. Тем громче, чем лучше получается представить. Лучше всего получается представить, когда точно известно, что так и есть. Второй эффект - это здорово подстёгивает к действию. Если у тебя ещё тыща лет впереди, то ты ещё миллионы раз успеешь попробовать фисташковое мороженое и написать вон той тянке, что она классная. А если помирать уже завтра, то стоит сделать это сейчас. Правда в том, что хуй его знает, сколько осталось времени. Можно даже считать, что его не осталось нисколько. Именно это и подразумевают, когда говорят "жить каждый день как последний". Что будущее не гарантировано и если хочешь что-то сделать, лучше бы сделать это сейчас. У Кастанеды, к слову, это называется "чувством времени". И вообще, если в какой-то шизотерике пишут про чувство времени - это оно и есть. Чувство, что времени как бы нет.
Что ещё следует сказать про тысячу путей. Может оказаться, что тот, на котором ты сейчас - нихуя не тот, на котором надо быть. Хотелка говорит, что нужен другой, но ты уже вроде бы долго идёшь по этому, не бросать же? Бросать. Почему нет? Он не ведёт к тому, чтобы было заебись, а другой ведёт. Выбор очевиден. Гибкость - это навык тысячи польз, и тоже требует развития. Вокруг постоянно что-то меняется, и чем лучше умеешь подстраиваться под происходящее, тем круче будет и процесс, и результат. Я лично вообще тяготею к общим и универсальным вещам, поэтому учусь в первую очередь адаптироваться. Поэтому обычно в новой ситуации, которая от меня что-то хочет, я могу проиграть по времени человеку, который её уже тысячу раз решал, но эта разница будет сокращаться по мере того, как часто нужно эту конкретную проблему решать, и обычно таки выиграю, если по какой-то причине отработанное тысячу раз решение не подходит. Ведь тогда нужно сделать всё как раньше, увидеть, что не сработало, погрустить и мучительно найти новое.
Тут мы плавно подходим к рефлексии. Все знают, что рефлексия - занятие бесполезное, кончающееся тем, что ты сидишь и унываешь. Это ерунда, конечно. Если от рефлексии становится грустно, значит, ты неправильно её ешь. Копаться в себе нужно для того, чтобы понять, как ты работаешь, и если что-то не нравится - сделать так, чтобы нравилось. Этому сильно мешают две вещи - вера в собственную беспомощность и тяга себя пожалеть.
С жалостью к себе всё просто - она есть в той или иной мере у всех, она приятная и... не ведёт тебя к заебись. И никуда вообще не ведёт. Это силы, потраченные впустую. С беспомощностью всё тоже просто, но почему-то неочевидно. Всё, что есть в тебе - твоё, для тебя и в твоей власти. Ты не загрустишь о смерти своего любимого щенка, пока о ней не узнаешь. Само событие на тебя не влияет никак. Ты о нём узнаёшь, и тогда уже реагируешь. Это происходит внутри. Если уж достаточно было просто не узнавать, то уж точно можно что-то сделать даже тогда, когда узнал.
Тут есть две противоположные вещи, которые мне постоянно предъявляют. Одни люди говорят, что вся эта концепция - мой личный опыт, который другим не подходит. Другие спрашивают, что конкретно нужно делать. И это две стороны одной монетки, только орёл называют решкой и наоборот. Правильный ответ такой: мой личный опыт - это мой личный опыт, я понятия не имею, что конкретно нужно делать каждому следующему человеку. И, с другой стороны - общий концепт универсален. Знай, что можешь сделать внутри что угодно, разговаривай с собой и пытайся понять и направить. Наверное, трудно будет научиться радоваться смерти своего любимого щенка. Да и зачем? А кому-то будет легко. Можно или нельзя - это общий вопрос, это легко проверяется. Сложно или нет - вопрос личный, это для каждого своё. Но если можно и нужно, то сложность - дело второстепенное. И решаемое.
Теперь про проблемы. Лучшее, что можно сделать с проблемой - это подойти к ней в упор и попытаться решить. Когда от них бегают, получается хуйня. Можно сидеть в трёх километрах от проблемы, строить хитрые планы и считать, что теперь всё хорошо. Иногда это даже работает. Но если подойти в упор, ситуацию видно гораздо лучше. Особенно это касается внутренних проблем. Если что-то раздражает, то проще всего поставить себя в условия, где это работает прямо сейчас, и слушать себя в прямом эфире. Когда что-то болит прямо сейчас, можно хорошо и чётко рассмотреть, что именно болит, откуда и почему. Нет, ничего не сломается, всё будет хорошо. Голова - не кости, переломы и перегибы там работают совсем иначе. Необязательно, конечно, ебать себя каждым попавшимся столбом постоянно и одновременно. Темп работы над собой каждый выбирает себе любой. Главное здесь - это настрой. Если что-то не так, давай это починим. Вызывать эту боль самостоятельно может показаться мазохизмом, но на самом деле это, напротив, легче и обычно более контролируемо. Вот ты сидишь, пьёшь чай, ничего не происходит. Делаешь вдох и спокойно начинаешь. Если проблема есть, то мир не будет спрашивать, готов ли ты, когда в следующий раз создаст нужные условия. Потому что холодный космос не просто безразличен к тебе - он о тебе даже не знает.
И, наконец, немножко про людей. Мне давно нравилась идея о том, что намерение важнее, чем само действие, но я долго не мог уложить в голове, что это значит. Идёшь ты утром на остановку, опаздываешь уже. Выходишь за последний угол и видишь, что нужный автобус вот прямо сейчас отъезжает, и всё, не успеть. Неприятно. Кто тут виноват? Ты мог бы выйти на минуту раньше и успеть. Но это всё равно, что стелить солому там, где упадёшь. Водитель о тебе вообще ничего не знает, он ездит по расписанию, слушает радио "Шансон" и думает о своих делах. Никто, короче, не виноват. Вещи просто происходят. Вы не имеете друг к другу никакого отношения. Разница появляется, когда кто-то что-то делает для тебя. Чтобы тебе было хорошо или плохо. Получается у него или нет - вопрос ситуации, обстоятельств и коммуникации. Даже если не получилось сделать хорошо сейчас - получится в другой раз. Если есть такое желание, намерение. Вещи происходили и будут происходить, но намерение их действительно направляет. И это важно. Потому что космос холодный, а мы ещё тёплые.