Источник:
http://xn--o1agc1b.xn--p1ai/paz/ (Путь.РФ)
Павловский автобусный завод (ПАЗ) - самый крупный российский производитель автобусов малого и среднего класса. Расположен в г. Павлово Нижегородской области.
Click to view
Один за всех
Он был создан в 1932 г. для обеспечения шоферским инструментом Горьковского автозавода. В 1941-1945 гг., как и все советское производство, работал на фронт: производил боеприпасы, запчасти, другую необходимую продукцию. А после окончания войны решено было переориентировать предприятие на выпуск мирных автобусов.
В 1952 г. Завод автотранспортного инструмента был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ), с конвейера сошли первые автобусы ПАЗ-651, изготовленные на базе горьковского (нижегородского) ГЗА-651. Но павловские конструкторы не скопировали чужую машину, а создали на ее основе беспрецедентный для СССР по своему разнообразию модельный ряд: санитарный автобус, хлебовоз, автолавку, грузовой фургон, инкассаторский автомобиль, штабной автобус для армии и даже эпидемлабораторию. Немудрено, что эта линейка пользовалась огромной популярностью в стране. Всего за 60 лет существования завода выпущено 630 тысяч «пазиков». Если их выстроить в ряд, он протянется от истоков Енисея до его устья.
Серийный выпуск нынешней базовой модели завода - ПАЗ-3205 - был налажен в 1989 г. По павловской традиции создано много модификаций автобуса - сейчас их уже более 30, от школьной до ритуальной. Можно сказать, что продукция ПАЗа везет нас с первых лет жизни до ее завершения и даже чуть дальше.
Чуть не вышел из пазов
Как и вся российская промышленность, в 90-х ПАЗ переживал нелегкие времена. Но предприятие все же выстояло, сохранило свои конструкторские разработки. В 2000 г. ПАЗ вошел в состав машиностроительного холдинга «Группа ГАЗ», объединяющего основных производителей автобусной и автомобильной техники России. С этого момента начались подъем и модернизация Павловского автобусного завода.
На пик успеха завод вышел к 2009 г., когда была создана линейка автобусов ПАЗ-3204 малого класса на рессорной подвеске. Эта модель была признана лучшим автобусом года в малом классе дважды подряд - в 2009 и 2010 гг. Преимуществом данного семейства автобусов стали низкий расход топлива, доступность запасных частей, высокий сбалансированный ресурс кузова и силового агрегата (700 000 км до капитального ремонта). К 2010 г. конструкторы завода разработали перспективные модели автобусов ПАЗ-3202 «Валдай» и ПАЗ «Сити».
Однако пик успеха совпал с пиком мирового финансового кризиса. Чтобы удержать завод на плаву в тяжелый период резкого снижения спроса на автотехнику, специалисты предприятия провели оптимизацию всего производственного процесса: поработали над исключением лишних этапов обработки деталей, упрощением конструкции узлов, снижением цен на покупные материалы или освоением их самостоятельного производства. Это позволило только за 2009 г. сэкономить 665 млн руб. и избежать серьезных экономических проблем.
Новый вектор
Сегодня ПАЗ входит в десятку крупнейших в мире автобусных заводов. Он занимает территорию в 506 061 кв. м - это 22 Красные площади. На предприятии действуют 4 цеха (прессовый, сборочный, сварочный, покрасочный), планируется создание кузнечного, работает 3395 человека.
Если в 2000 г. завод, работая в две смены, выпустил 8062 автобуса, то в 2011 г. выпуск составил 10 026 автобусов при односменном режиме. Каждые 13 минут с конвейера сходит готовый автобус.
Модельный ряд ПАЗа сегодня включает 20 моделей автобусов, предназначенных для городских, школьных, пригородных, грузопассажирских, специальных перевозок. В 2011 г. ПАЗ провел рестайлинг семейства автобусов ПАЗ-320412, который получил название «Вектор» и титул «Лучшего автобуса среднего класса в России» в 2011 г.
Автобусы ПАЗа поставляются в регионы России, в страны СНГ (Украина, Казахстан, Белоруссия), в ближнее и дальнее зарубежье (Абхазия, Монголия, Румыния). Доля экспорта составляет 20%, планируется дальнейшее увеличение поставок в Алжир, Венесуэлу, Вьетнам и Эквадор.
Приоритетной задачей предприятия является дальнейшее совершенствование выпускаемого продукта: обеспечение соответствия высоким экологическим нормам; повышение уровня пассивной и активной безопасности за счет установки тахографов, ремней безопасности и камер обзора салона на всех автобусах междугородного назначения; повышение ресурса кузова до 8-12 лет; увеличение межсервисных пробегов и гарантийных сроков.