Оригинал взят у
varandej в
Полевской (Северск). Часть 2: Северская домна На вводном кадре - не переделанная церковь, а доменная печь середины 19 века. Причём прекрасно сохранились не только стены и купол, но и почти вся "начинка". Рядом - прокатный цех и плотина, и всё это на территории гигантского Северского трубного завода в городе
Полевской. Плотина, прокатный цех и доменная печь, всё вместе размером где-то 100х200м - это практически весь старый завод. Внутри гигантского современного комбината он выглядит игрушкой. Но по сути дела, это ни что иное, как исторический центр завода.
Северская домна - это один из трёх заводов-музеев Урала, вместе с
Демидовским заводом (Нижний Тагил) и
Усть-Боровскими солеварнями (Соликамск). По словам музейных работников, металлургических сооружений того времени в такой сохранности нет более нигде в мире. Переоборудование домны в музей начал в 2009 году новый директор СТЗ - Михаил Зуев, и за год было сделано много: сам музей уже полностью готов, но есть одна загвоздка - пока пройти к нему можно лишь через территорию завода.
UPD (важно!): Сегодня (21 сентября 2010) я получил письмо от директора музея "Северская домна" Анны Трепаловой, в котором сообщалось об открытии нового входа в музей, куда теперь можно попасть прямо из города, не заходя на основную территорию завода. Музей работает с понедельника по субботу, плановые экскурсии в 10.30 и 13.00 (фиксированная стоимость независимо от размера группы) То есть, описанные ниже трудности (предварительная заявка, бюро пропусков и т.д.) уже не актуальны, а договориться об экскурсии можно и по прибытии (хотя нюансы лучше уточнять заранее, телефон тот же). Но текст поста я менять не буду - пусть он останется как документ времён, когда история музея начиналась.
Договариваться о посещении Северской домны надо по телефону 8(34350)3-20-36 - это телефон именно музея, так что звоните смело. Но только заранее, минимум за две-три недели - в день посещения стоя у проходной обращаться бесполезно.
...Первый раз я собирался сюда еще
в апреле, и был немало огорчён, узнав, что музей не работает по выходным, на которые у меня и выпадало посещение Екатеринбурга и окрестностей. Однако меня там запомнили и когда я вновь позвонил в начале июля, договориться оказалось куда легче. В апреле речь шла о том, что надо будет посылать письменную заявку по факсу, но в июле мне сказали, что достаточно будет позвонить по прибытии.
И вот я стою у проходной и звоню. Мне говорят зайти в бюро пропусков за проходной, куда они сейчас сообщат мою фамилию. Иду туда, стою в очереди - передо мной рабочие в синих спецовках, совершенно непохожие на пьяных работяг - помятые тяжёлым трудом, но опрятные и вежливые. Получаю пропуск - в графе "Цех" указано "МУЗЕЙ". Что ж, музейный цех - это очень неплохо.
На проходной у турникета суровые женщины в милицейской форме твёрдо вознамерились меня не пустить. Оказывается, на фотоаппарат письменную заявку подавать надо было за месяц! Опять звоню в музей, потом 10 минут мучительного ожидания, за которые я успеваю смириться с тем, что не получится... и вдруг меня всё-таки пропускают.
По главной улице завода (фотографию которой, снятую еще через забор, я уже показывал в прошлой части) выхожу к цели:
На самом деле если Вы, читая о пропускном режиме, обрадовались тому, что эта страна таки катится известно куда - вынужден Вас разочаровать. Кирпичный домик с деревянной крышей над домной - это новая проходная, которая строится специально для музея. То есть, к 2011 году вход сюда существенно упростится - пока предполагается устраивать несколько групповых заходов в день по 50р. с человека, причём обещают пропускать даже одиночных туристов. В общем, звоните и узнавайте перед поездкой!
Сотрудницы музея - девушки немногим старше меня, приятные в общении и очень компетентные. У входа меня уже ждала экскурсовод Ольга Евгеньевна. Кстати, сейчас посещение музея бесплатное (ведь он на балансе завода, а заводу от моих 100-200-500р. ни горячо, ни холодно), и в общем это классно - когда мне проводят индивидуальную экскурсию за просто так...
Интерьер прокатного цеха, стоящего перпендикулярно домне. Здесь из оборудования сохранилась только кровля, механизм прокатного стана и фрагмент молота. В прошлом этот зал выглядел так:
Ныне здесь - собственно музей, то есть обычная экспозиция, причём весьма обширная - макеты техники разных эпох, изделия Турчаниновских заводов, документы и исторические материалы, современная заводская продукция, экспозиция Великой Отечественной, живопись о заводе и его обитателях и многое другое:
Отмечу лишь несколько вещей.
Железная цапля - символ Турчаниновых (такие украшают крыши нескольких цехов, в том числе Северской домны):
Сырьё и продукция заводов 18-19вв. Кричная печь - это "предок" мартеновской печи, но в ней была одна топка для угля и железа, поэтому кричный металл намного хуже по качеству. А древесный уголь получали в томильных печах - выкапывали глубокие ямы, засыпали их лесом, и поджигали, накрыв железным листом, где при небольшом доступе кислорода дерево превращалось в угольную массу. Каменный уголь на Урале стали осваивать лишь в начале ХХ века.
Железное дерево:
Композиция на тему Великой Отечественной:
И чудом уцелевшая наковальня кузнечного молота - её нашли случайно, пока перекладывали пол, и решили сделать экспонатом там же, где лежит (тем более техника, способная её сдвинуть, сюда просто не пройдёт):
Другой подлинный механизм - привод прокатного стана:
Колесо диаметром 8м и весом 65 тонн - крупнейшее из сохранившихся на Урале:
Северский завод, как и большинство заводов Урала, был вододействующим - и в этом тоже его уникальность, так как в Европе (да и в Ближней России) заводы этого времени были уже в основном паровыми. То есть, сохранись такой завод в Англии или Германии, он был бы памятником середины 18 века.
Прокатный цех вытянут параллельно речке ниже плотины, и вода поступала вот в эту трубу, где из-за узости её напор становился еще сильнее:
Вода крутила колесо, а колесо приводило в движение молот и прокатные валы. Напрямую, без электричества. Почти что вечный двигатель!
В бывшем прокатном цехе я провёл минут сорок, поражаясь не только экспонатам, но и качеству экскурсии. В общем, видно, что директор завода к музейному проекту подходит серьёзно - видимо, он и есть "руководитель нового типа".
Осмотрев музей, мы отправились к собственно Северской домне:
Это не авангардный дизайн в стиле steam-панк. а аутентичные механизмы. У входа в домну встречает воздухонагреватель, сделанный в соседней Сысерти (оба завода принадлежали Турчаниновым):
Сварки тогда еще не знали (точнее, её изобрели как раз на Урале, на
Мотовилихинском заводе, в начале 1890-х, но тогда еще не внедрили в производство), поэтому все швы на заклёпках:
Пройдя под этой толстой трубой, оказываешься у подножья собственно доменной печи:
Вот она - железный дракон!
Шихту (исходную смесь сырья) в домну загружали через верх, куда вела деревянная эстакада - туда мы еще дойдём, внутри этого столба осуществлялось плавление, а вниз вытекал уже расплавленный чугун.
Фигура металлурга того времени - надо сказать, у современных рабочих экипировка куда удобнее. Обратите внимание на ноги рабочего - пол был настолько раскалённым, что просто прожёг бы обычную обувь:
Формы, по которым разливался расплавленный металл:
Машины вокруг домны (назначение, увы, забыл):
Звуковод для связи двух этажей:
Зал доменного цеха, где проводилась дальнейшая обработка чугуна:
Деревянный подъёмный кран (понятное дело, не механизированный) - реконструкция (подлинник сгорел в 1980-е годы):
На второй этаж цеха ведёт узкая и шаткая лестница. Ольга сказала, что группы они наверх не водят, так как группа там просто не пройдёт - но раз уж я один, можно и подняться. По лестнице идти не страшно, а вот по таким узким мостикам (которые вдобавок ощутимо вибрируют) на высоте 17м от кирпичного пола - уже страшнее:
Вид вниз:
И вот мы под куполом. В прошлом сюда с улицы вела деревянная эстакада, по которой завозили уголь и сырьё:
Чтобы сбросить его сюда, под эту крышку:
Купол. На самом деле здание домны - не признак эпохи, они могли строиться как открытыми (то есть механизмы без внешних стен), так и закрытыми в любую эпоху:
Вид с купола, сквозь пыльное окно - плотина (обратите внимание на трубу, по которой вода и шла к прокатному стану), старые цеха на двух берегах, на заднем плане заводоуправление (справа) и Троицкая церковь (1811-15) на холме:
Крыша прокатного цеха, на которую мы уже смотрели изнутри:
Далее мы покинули домну и прошли под вот эти арки - остаток второй домны (1890-е, снаружи выглядела так же, как первая):
В этом заброшенном помещении планируется разместить кафе для посетителей музея, делегаций и сотрудников завода (вряд ли рабочих - у тех столовая есть!):
Стена - часть плотины (причём в отличие от водоспуска аутентичная чуть ли не времён постройки завода), то есть домна стоит ниже уровня пруда:
Общий вид домны сверху, от строящейся проходной - на куполе цапля Турчаниновых:
Окно:
Отсюда и новые цеха прекрасно видны, но фотографировать их нельзя. Да и показывал я их в прошлой части издали.
Напоследок Ольга сводила меня и к плотине, для чего мы вернулись в прокатный цех и прошли его насквозь.
Труба водозабора сверху выглядит так:
А так - снизу. На опорах лежала деревянная труба, а сам водоспуск - сталинского времени:
Торец прокатного цеха:
И котлы на заднем дворе домны - если я не ошибаюсь, это всё части воздухонагревательной системы:
Осматривая Северскую домну, я сравнивал её с заводом-музеем в Нижнем Тагиле, и понял, что в общем они совершенно различны: Тагильский завод - огромный, разнообразный, в нём есть цеха старше Северской домны, но половина комплекса 1920-30-х годов; Северская домна - маленькая, но более старая и цельня. Причём как исторически (середина 19в.), так и географически (ведь здесь почти нет паровых машин, а расцвет Горнозаводского Урала пришёлся на эпоху вододействующих заводов).
На заклёпке - дата: 1840.
На мой взгляд, Северская домна вполне достойна ВКН ЮНЕСКО, только вот кто ж в России догадается подать заявку на индустриальный памятник?!
По заводу-музею мы ходили около полутора часов, и отснял я в сумме полторы сотни кадров. Ну а почему меня встретили почти как делегата и бесплатно провели экскурсию по расширенной программе (плотина и второй ярус домны)? Ответ, увы, несовместим с психологией русского блоггера: да просто тем, кто здесь работает НРАВИТСЯ их музей и их работа, и радушие было вызвано тем, что я искренне интересовался их музеем и хотел непременно его посетить (с учётом того, что попал сюда со второй попытки). Зарплату (думаю, немаленькую) музейщикам платит завод, а экскурсии водить им просто самим интересно. По крайней мере пока.