Оригинал взят у
mishainik в
Зеленая змейкаПервые разговоры о строительстве метрополитена в Свердловске начались в 1960-х годах, в годы начавшейся массовой застройки новых районов.
Сооружение метрополитена началось в августе 1980 года, когда был вынут первый ковш грунта на строительстве вертикального шахтного ствола нынешней станции «Уральская».
Спустя 11 лет, 27 апреля 1991 в 6 часов утра началось регулярное движение поездов. На первом пусковом участке было только три станции. Ввиду отсутствия на этом участке камер съезда для оборота составов, поезда двигались «челночным» способом.
На данный момент действует только одна линия с семью станциями.
СТАНЦИЯ «ПРОСПЕКТ КОСМОНАВТОВ»
Станция «Проспект Космонавтов» была открыта 27 апреля 1991 года. Свое название станция получила от близ расположенного улицы пр. Космонавтов.
Дизайн выполнен в «футуристическом» стиле. Несущие колонны отделаны полированной нержавеющей сталью.
Платформа станции.
На станции имеется два подземных вестибюля, отделанные белым мрамором. В каждом вестибюле в стену вмонтирован алюминиевый барельеф космонавта, встречающий всех пассажиров метрополитена. Станция мелкого заложения и эскалаторов в вестибюлях нет.
Путевые стены отделаны украинским лабрадоритом и черным мрамором Першинского месторождения. В полированном виде этот камень дает удивительную схожесть рисунка с фоном ночного звездного неба, он выразителен, строг и приятен для глаза. Потолки над боковыми платформами также черного цвета.
Мозаика выложена разноцветными породами, присущих уральским недрам
Важную роль в оформлении станции играют светильники, расположенные в нишах подвесного потолка, которые символизируют сопла космического корабля.
При строительстве станции возникли трудности с грунтовыми водами, их уровень тут всего 2-3 метра, а все конструкции расположились гораздо ниже. С помощью водопонижающих скважин уровень воды был искусственно понижен, а конструкции станции «обернули» трехслойной гидроизоляцией. Кроме того, станция была технологически «утяжелена» для предотвращения «всплывания» при восстановлении уровня грунтовых вод в период эксплуатации.
СТАНЦИЯ "УРАЛМАШ"
Станция была открыта 27 апреля 1991 года. Проектное название станции - «Орджоникидзевская» хотели присвоить станции по ее месторасположению - прямо в центре одноименного района. Потом решили, что название станции с фонетической точки зрения не совсем удачное и труднопроизносимое, предлагались другие варианты- «УЗТМ», «Заводская», «Уралмаш».
Труд уральских рабочих стал главной темой архитектурно-художественного оформления станции. Монолитный свод станции прорезан параллельными ребрами по диагональным направляющим. По замыслу авторов, это должно напоминать резьбу винта, форму гигантских машин и придавать станции индустриальный колорит.
Цветовая гамма интерьера здесь спокойная, сдержанная, без особой сочности и разнообразия природного камня. Боковые стены выполнены из серого и серо-белого мрамора, пол на платформе выложен гранитными плитами. Название станции выполнено большими металлическими буквами
Станция мелкого заложения и имеет два подземных вестибюля. В южном выходе установлены два эскалатора и лестница, а в северном - только лестница. На торцевых стенах платформенного участка размещены художественные тематические барельефы из металла, отражающие успехи уралмашевцев.
Один из выходов подземного перехода встроен в жилой дом, что является единственным подобным случаем в Екатеринбурге.
СТАНЦИЯ «МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ»
Станция была открыта 27 апреля 1991 года. Тематическое оформление станции посвящено машиностроительному заводу им. Калинина, рядом с которым она располагается.
Эскалаторный тоннель южного вестибюля начинается не сразу с платформы станции, а только после пешеходного тоннеля, который был построен в сложных условиях на небольшой глубине под железнодорожной линией.
На фоне зала из белого Коелгинского мрамора эффектно смотрятся путевые стены. Их цокольная часть уложена плитами черного лабрадорита, по центру пропущена широкая полоса из зеленого змеевика Шабровского месторождения, а верх украшен тем же Коелгинским мрамором. Название станции выполнено «строгими» металлическими буквами.
По путевым стенам выполнены тематические художественные вставки в виде барельефов, отлитых из металла. Тема барельефов посвящена истории завода имени Калинина, его заслугам перед Родиной в годы войны и в мирное время.
Особое внимание нужно уделить оформлению светильников - они выполнены на ЗиКе из изогнутых трубок анодированного алюминия, что подчеркивает «индустриальную» тематику.
СТАНЦИЯ «УРАЛЬСКАЯ»
Станция была открыта 23 декабря 1992 года. Является самой глубокой в метрополитене, она имеет один подземный вестибюль, связанный с северным торцом платформы четырьмя эскалаторами. Станция расположена рядом с железнодорожным вокзалом и Северным автовокзалом.
В связи с резким сокращением финансирования строительства метрополитена в 1990 году, станция не вошла в первый пусковой участок.
Подход к решению архитектурного облика перронного зала изначально был предопределен конструктивной схемой платформенного участка, названием станции и ее местоположением. «Уральская» - своего рода «ворота города» и характер оформления призван символизировать силу и мощь Урала.
К сожалению, в связи с финансовыми проблемами начала 90-х годов оформление станции пришлось заметно упростить: станция лишилась мозаичного панно с видами города на торцевой стене центрального зала, различных медальонов металлической чеканки с изображениями самых важных исторических событий города, которые должны были украшать пилоны и межпилонные проходы.
Интерьер лаконичен и строг. Массивные каменные пилоны поддерживают тяжелые арки сводов.
Пол платформы выполнен из серого полированного гранита с включением вставок геометрического рисунка.
Путевые стены облицованы живописным мрамором Сапальского месторождения (Нижний-Тагил), пилоны - Коелгинским мрамором, полы выложены гранитом с включением мозаичных вставок геометрического рисунка.
Центральный зал освещается оригинальными люстрами, а боковые платформы - похожими светильниками, имеющими угловато-факельную форму.
Светильники выполнены из кованного металла, скрепленного заклепками
Символические «ворота» города, прикрывающие собой огромные гермодвери
В вестибюлях еще с советских времен висят часы «Стрела»
СТАНЦИЯ «ДИНАМО»
Открыта 22 декабря 1994 года. Тематика архитектурно-художественного оформления станции раскрывает значение спорта и физической гармонии в жизни человека.
Путевые стены и полы облицованы красным карельским гранитом в сочетании с рисунчатым мрамором «газган».
В конце платформы, у торцевой стены расположена копия классической древнегреческой скульптуры дискобола, олицетворяющего физическое совершенство человека.
Основание фигуры украшено барельефами на древнегреческую спортивную тему
Станция освещается светильниками, установленными на платформе. Они выполнены в виде огромных древнегреческих факелов-чаш
Кроме этого, есть скрытое закарнизное освещение - ряд больших проемов в верхней части свода подсвечивается люминесцентными лампами создавая мягкий отраженный свет. Правда данное освещение обычно выключено, в целях экономии электроэнергии, поэтому станция выглядит темной и мрачной.
Станция имеет один вестибюль с тремя эскалаторами
Сверху выход украшен барельефом
Гермодвери станции закрыты оформлением в виде «звезд»
СТАНЦИЯ «ПЛОЩАДЬ 1905 ГОДА»
Станция была открыта 22 декабря 1994 года. Архитектурно-художественное оформление станции посвящено революционным событиям в России начала века.
Основу архитектурной композиции станции составляют облицованные красным полированным гранитом колонны, несущие на своих «плечах» свод центрального зала. По продольной оси главного зала станции висят оригинальные люстры из хрусталя и бронзы.
Посадочые платформы освещены светильниками-бра, размещенными на колоннах.
Цветовое решение интерьера построено на контрастном соотношении беломраморных путевых стен и облицованных красным карельским гранитом порталов.
На путевых стенах расположены художественные тематические вставки, выполненные в технике флорентийской мозаики уральскими мастерами-камнерезами.
СТАНЦИЯ «ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ»
Станция была открыта 30 декабря 2002 года. Станция по проекту является пересадочной, поэтому конструкция станции трехъярусная: на верхнем ярусе располагаются служебные помещения, на среднем ярусе - станция первой линии, а на нижнем - станция третьей линии. На платформе станции сразу предусмотрены два лестничных марша, уходящих вниз под станцию, для пересадки на будущую станцию третьей линии.
Станция односводчатая, однако имеет плоский подвесной потолок, с современным освещением (наполовину выключенным на всех станциях в связи с экономией электроэнергии)
Стены платформы украшают панно из уральского камня, символизирующее разрез земной коры.
Название станции выполнено из металлических букв «под золото».
Название станция получила не от расположенных неподалеку Горно-геологической академии и Геологического музея, а по просьбе трудового коллектива ПО «Уралгеология» в связи с тем, что в районе станции находится здание управления ПО, в котором работали выдающиеся геологи Урала, первооткрыватели месторождений.
Продаются ДОМЕНЫ с названиями предприятий Свердловской области:
http://zavodfoto.livejournal.com/120537.html