«Катюша», как и танк Т-34 - это точно одно из самых величайших оружий Второй мировой войны, которые принесли нам такую долгожданную победу. Они появились на фронте внезапно и молниеносно стали бить врага. Бойцы и командиры называли эти ракетно-артиллерийские установки по-разному: «Пушка-подружка», «Фронтовая сестра», «Адская мясорубка» или даже «Раиса Сергеевна». Но прижилось в народе имя именно «Катюша». Никто не знал, кто их создал, кто, где и как выпускал. Самое время пришло раскрыть эту тайну.
Челябинские строительно-дорожные машины (завод имени Колющенко) - это один из старейших машиностроительных заводов России, первый завод города Челябинска, ведёт свою историю с 1898 года как механический завод «В. Г. Столль и Ко». Был построен возле открытой в 1892 году железнодорожной станции города на месте торгового склада земледельческих машин и орудий «Товарищества "В. Г. Столль и Ко"» из г. Воронежа. Является первым заводом на Урале и в Сибири выпускавшим сельскохозяйственные орудия и технику.
Вплоть до Великой Отечественной Войны предприятие выпускало плуги, молотилки и другую сельхозтехнику, а с 1941, как и многие другие заводы, перешло на создание и разработку военной техники и снарядов для фронта. Кстати, на базе Колющенко производились легендарные реактивные миномёты БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм), больше известные в народе, как установки «Катюша».
Уже к 29 июня, через неделю после начала войны с Германией, на заводе Колющенко освоили производство 120-миллиметровых мин. А в сентябре на предприятие начали прибывать люди и оборудование с эвакуированных заводов из Подмосковья и Украины. Сотрудники завода неделями жили в комнатах отдыха прямо в цехах, а работали как минимум по 12 часов в сутки.
Чуть позже здесь стали выпускать152-миллиметровые снаряды для гаубиц, 250-килограммовые фугасные бомбы и корпуса 82-миллиметровых мин. Со второй половины июля 1941 года предприятие начало осваивать выпуск новых снарядов марки РС-132, а решением Государственного комитета обороны от 9 августа 1941 года заводчанам вместе с эвакуированным московским заводом «Компрессор» доверили производство «Катюши».
Особенно производство «Катюш» велось в строгой секретности. Собирали их в разных цехах, чтоб как можно меньше людей могли догадаться, что они производят. Окончательная сборка проходила, на некотором удалении от основных цехов, в гаражах табачной фабрики. Вот отсюда их по ночам и отгружали сразу на фронт.
Когда вошли во вкус и после того, как поступило оборудование с завода «Компрессор», установку стали собирать в четырех местах: на заводе им. Колющенко, на улице Труда, в трамвайно-троллейбусном депо в районе вокзала и в здании ГПТУ и «Сельхозтехники». В результате, было принято решение организовать два основных завода. Один - собственно завод им. Колющенко, другой - «Челябкомпрессор», куда вошли все цеха, находящиеся вне территории завода. Другие заводы на территории области тоже стались им помогать, чем могли.
Первые ракетные установки выпускали на сталинградских тракторах, позже - на машинах «Шевроле», «Студебеккер». Каждый месяц армия получала 45 челябинских «Катюш». Кроме того, за годы войны колющенцами было изготовлено свыше миллиона реактивных снарядов. Как же их боялись немцы. О ракетно-артиллерийской установке ходили легенды. Говорили, что она поднимается едва не из-под земли.
По окончанию Великой Отечественной Войны, завод имени Колющенко постепенно перешел к первоначальной задаче - выпуску спецтехники для сельского хозяйства страны и строительства. Эх, может когда-нибудь мне повезёт, и я попаду на этот завод, тогда и расскажу всё более детально. Всех с Днём Победы!
#Каквоевализаводы