По итогам 2018 года в России было произведено 68,7 тысяч грузовых магистральных вагонов, а это на 18,7% выше, чем в 2017 году. В общей структуре производства грузовых вагонов наибольшую традиционно долю заняли полувагоны, причем типовых (24,6 тыс. типовых против 17,7 тыс. инновационных). В сегменте специализированного подвижного состава лидерами по реализации стали хопперы-зерновозы и платформы фитинговые. Выпуск пассажирских же вагонов за отчетный период увеличился на 58,3% и достиг 1 521 штук.
На сегодняшний день в России серийным выпуском грузовых вагонов занимаются 17 предприятий. Крупнейшими из них являются АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» и ПАО Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» (в её состав входят Тихвинский вагоностроительный завод, «ТихвинХимМаш», «ТихвинСпецМаш», НПЦ «Пружина», транспортная компания UNICON 1520 и объединенные под брендом RAIL1520 лизинговые компании, а также вагоноремонтное предприятие ТСЗ «Титран-Экспресс»).
ТОП-5 производителей грузовых вагонов в России и их доля в % по итогам 2018 года:
1 место - Объединенная вагонная компания - 29% (+1% к предыдущему году).
2 место - Корпорация УВЗ - 26% (+6% к предыдущему году).
3 место - АО «Алтайвагон» - 14% (+4% к предыдущему году).
4 место - АО «Рузхиммаш» г. Рузаевка - 10% (+4% к предыдущему году).
5 место. - ОАО «Завод металлоконструкций» г. Энгельс - 7% (+2% к предыдущему году).
По итогам года произошло обновление пассажирских вагонов в количестве 724 ед. (при плане в 676 ед.), парка моторвагонного подвижного состава - 582 электропоезда (при плане 509 ед.), парка локомотивов - 631 ед. (при плане 600 ед.). Производство маневровых и промышленных тепловозов в России в 2018 году составило 236 машин, что на 19,8% больше, чем в 2017 году.
Для справки. В 2018 году объем пассажирских перевозок на сети ОАО «Российские железные дороги» вырос на 3,4% до 1,16 млрд пассажиров, погрузка выросла на 2,2% до 1,29 млрд тонн. Между прочим, в 2018 году грузооборот установил новый рекорд за всю историю России и достиг 2 596,4 млрд т-км (+4,2% к 2017 г.). Драйверами роста стали: уголь (+4,6%), нефть (+0,4%), железная руда (+5,7%), черные металлы (+7,0%), лесные грузы (+5,6%), удобрения (+3,7%), зерно (+22,6%), лом черных металлов (+1,4%) и коксующийся уголь (+0,8%). Снизились перевозки строительных грузов (-6,8%), цемента (-6,5%) и цветной руды (-2,8%).