Путешествие из Петербурга в Кандалакшу на воздушном шаре

Oct 09, 2017 17:00

Оригинал взят у y4astkoviu в Путешествие из Петербурга в Кандалакшу на воздушном шаре



22 сентября 1911 года вечером на пароходе «Великая Княгиня Ксения Александровна» в Архангельск вернулись три офицера Петербургского воздухоплавательного батальона, которые пятью днями раньше, совершая полёт на «сферическом аэростате», приземлились около Кандалакши. Так благополучно завершилось одно смелое воздушные путешествие начала ХХ века.

Век этот был богат на разные новинки. Одной из таких «новинок» стало воздухоплавание. Первые воздушные шары, как известно, были запущены братьями Монгольфьер во Франции, но и в других странах Европы это новое развлечение человечества стало приобретать всё большую популярность. Не осталась в стороне и Россия, тем более что новый вид техники мог эффективно применяться в военном деле - разведке. В 1884 году императором Александром III было одобрено «развитие у нас воздухоплавания, голубиной почты и сформирование кадра аэронавтов».



Дирижабль «ЛЕБЕДЬ». Вывод из эллинга.В феврале 1885 года была сформирована Воздухоплавательная команда - первое в русской армии регулярное подразделение такого рода под началом подпоручика Александра Матвеевича Кованько и с 1886 года военные воздухоплаватели становятся полноправными участниками манёвров в различных военных округах Российской империи.



Дирижабль «ЛЕБЕДЬ». Подготовка к полету. 1911 г.В апреле 1887 года Воздухоплавательная команда была переименована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, а в 1910 году в Офицерскую воздухоплавательную школу с авиационным и воздухоплавательным отделениями. Офицеры этой «воздухоплавательной школы»: штабс-капитан Гебауэр Б.Ф., подполковник Прутченко Д.Н. и капитан Шабский А.И. и поднялись на воздушном шаре в небо Санкт-Петербурга 16 сентября «в шесть с четвертью часов вечера».Дул устойчивый северный ветер и воздухоплаватели взяли курс на север по направлению к Норд-Капу.



Полет дирижабля «ЛЕБЕДЬ» над Санкт-Петербургом. 1911 г.Остались позади огни Санкт-Петербурга, Ладожское озеро, но затем, окутанные облаками, аэронавты окончательно потеряли из вида землю и летели без малейшего представления о своём местонахождении.

Всю ночь двигались со скоростью «80 верст в час», дежуря по очереди. В шестом часу утра начало светать, решили опуститься. Облака paзошлись, открылся великолепный вид: масса гор, озёр и ни одного селения. Через полтора часа полёта приблизились к морю. Открывшийся залив, по очертанию берегов, воздухоплаватели приняли за Варангер-фиорд, а селение на его берегу за норвежский город Вадсё. Лететь дальше при опасности быть вынесенными в океан, как думали офицеры, было рискованно. Решили опускаться. Спуск произошёл в 10 ч. 55 м. утра 17-го сентября, шар приземлился в пяти верстах восточнее села Кандалакши.



Дирижабль «ЛЕБЕДЬ» в полете.В апреле 1887 года Воздухоплавательная команда была переименована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, а в 1910 году - в Офицерскую воздухоплавательную школу с авиационным и воздухоплавательным отделениями. Офицеры этой «воздухоплавательной школы»: штабс-капитан Гебауэр Б.Ф., подполковник Прутченко Д.Н. и капитан Шабский А.И. и поднялись на воздушном шаре в небо Санкт-Петербурга 16 сентября «в шесть с четвертью часов вечера». Перед поднятием шара ветер дул на север и по метеорологическим данным можно было думать, что ветер скоро не переменится.

Шар полетел на север и взял направление к Норд-Капу. Остались позади огни Санкт-Петербурга, Ладожское озеро, но затем, окутанные облаками, аэронавты окончательно потеряли из вида землю и летели без малейшего представления о своём местонахождении. Всю ночь двигались со скоростью «80 верст в час», дежуря по очереди. В шестом часу утра начало светать, решили опуститься.



Гондола дирижабля.Облака paзошлись, открылся великолепный вид: масса гор, озёр и ни одного селения. Через полтора часа полёта приблизились к морю. Открывшийся залив, по очертанию берегов, воздухоплаватели приняли за Варангер-фиорд, а селение на его берегу - за норвежский город Вадсё. Лететь дальше при опасности быть вынесенными в океан, как думали офицеры, было рискованно. Решили опускаться. Спуск произошёл в 10 ч. 55 м. утра 17-го сентября, шар приземлился в пяти верстах восточнее села Кандалакши. Уборка шара заняла целый день, и воздухоплаватели при помощи местных крестьян только к вечеру добрались до села, где встретили радушный приём волостного писаря А. П. Полежаева и волостного старшины Г. М. Житких.



Снимки первого полета дирижабля «ЛЕБЕДЬ». 1909 г.Полёт авиаторов продолжался 16 час. 25 мин., пройденное расстояние около 800 километров, наибольшая высота подъёма составляла 1.200 метров а скорость полёта достигала 80 километров в час. Этот полёт был одним из самых северных полётов русских аэронавтов на тот момент. Известны лишь были перелёты от Петербурга до Каргополя в 1909 году и от Петербурга до Кеми зимой 1911 года.

Немного об офицерах совершивших это путешествие:
Капитан А. И. Шабский - военный инженер, конструктор дирижаблей («Учебный», «Ястреб», «Гигант») и самолётов, на момент полёта командир первого закупленного за границей дирижабля «Лебедь». Автор многих работ по воздухоплаванию: «Teopия винтов», «Управляемый аэростат», «История воздухоплавания» и других. Совершил множество полётов на «аппаратах легче воздуха».

Штабс-капитан Б. Ф. Гебауэр - военный инженер, конструктор самолётов, командир воздухоплавательной роты привязных аэростатов, один из лучших русских пилотов известный своими продолжительными полётами.

Подполковник Д. П. Прутченко - помощник командира воздухоплавательного батальона. Воздухоплавательную карьеру он начал в 1895 года, когда окончил воздухоплавательной парк, но вскоре переменил службу и вернулся к авиации только в 1910 году.



Экипаж и стартовая команда дирижабля «ЛЕБЕДЬ».История закончена. Какова «мораль сей сказки», что заставило автора публикации взяться за работу? Во-первых, желание внести свой вклад в празднование 490-летия Кандалакши посильным способом - новой историей о прошлом того места где мы живём; во-вторых, рассказать о, вообщем-то, забытых людях, которые ковали нашу победу пусть не в Первой мировой, не в Гражданской, но в Великой Отечественной войне точно - как пионеры отечественной авиации и воздухоплавания… Но главное - внимательнее относиться к своей жизни! Ведь, как оказалось, у наименования улицы Аэронавтов оказалось продолжение, вернее сказать предыстория.

Автор: Лоскутов Д.С., краевед

САМОЛЕТЫ, ТРАНСПОРТ, ZAVODFOTO из ЖЖ, ИСТОРИЯ КОМПАНИЙ В ФОТОГРАФИЯХ

Previous post Next post
Up