Оригинал взят у
dmrog в
Реактор РИТМ-200: изготовление на ЗиО-ПодольскДля продолжения рассказа о реакторной установке РИТМ-200 мы переезжаем из Нижнего Новгорода в подмосковный Подольск, где рядом с железнодорожной станцией в большой промышленной зоне находится ЗиО-Подольск, предприятие с почти вековой историей.
Подольский Завод имени Орджоникидзе впервые стал заниматься продукцией для атомной отрасли Светского Союза одновременно с появлением всей отрасли. Постановление о создании первой в мире атомной электростанции в Обнинске было подписано 16 мая 1950 года. С того же времени заводу было поручено заниматься производством различных деталей и оборудования для реализации множества проектов Совесткого Союза и России.
1. Для полноты понимания всего процесса работ над РИТМ-200,предназначенном для атомных ледоколов нового поколения, я советую познакомиться с первой частью большого репортажа
по этой ссылке. Я не буду останавливаться на основных особенностях РИТМ-200 во второй раз.
2. ЗиО-Подольск начал свою историю в 1919 году. Последствия Первой Мировой, Гражданской войны и обычные работы на железнодорожном транспорте вынуждали первое советское руководство заняться ремонтом паровозов. Так появился Подольский паровозоремонтный завод. В первый период жизни завод отремонтировал 863 паровоза.
3. Первый шаг к нынешней деятельности был сделан в 1931 году. Завод расширил свои возможности и стал называться крекинг-электровозостроительным. Кроме производства различных промышленных паровозов, завод в короткие сроки изготовил первый крекинг-аппарат для нефтехимической промышленности. Имя Серго Орджоникидзе было присвоено в 1936 году, но сразу хочу успокоить знатоков паровозостроения: паровоз СО (по первым буквам имени и фамилии политического деятеля) к этому заводу отношения не имеет. Он собирался в других местах.
4. В годы Великой Отечественной промышленность всей страны подверглась значительным изменениям. Часть оборудования из Подольска перевезли на Урал, быстро организовав работу на оборонную промышленность. Позже сюда переехал Таганрогский котельный завод. Снова изменения. Так ЗиО стал производить оборудование для электростанций, а позже и для атомной промышленности.
5. Постоянное производство для различных АЭС началось в 1950-х годах и продолжается до сих пор. Не удивительно, что самая новая разработка изготавливается именно здесь. На схеме вы можете увидеть как выглядит реакторная установка РИТМ-200. Если вдруг вам не знакомо слово обечайка - поясняю простейшим языком: на картинках вы видите форму всей конструкции. Она напоминает стакан или короткую трубу, собирающуюся из нескольких обечаек. Это цилиндрическая конструкция, напоминающая кусок трубы или по-бытовому стакан без дна.
6. Габариты всей конструкции - 15.5 метров в высоту и 6 метров в диаметре. Это с учётом всех выпирающих деталей. Размеры парогенераторного блока 3,5 х 4,5 х 11,6 метров.
7. Если в Нижнем Новгороде мы видели в основном детали для установки, то здесь уже осуществляется производство всей конструкции. На фотографиях вы видите уже изготовленные части РИТМ-200 для будущих ледоколов "Урал" и "Сибирь". Сборку одного из них осуществляют в закрытом аквариуме, который вы видите слева на фото. Внутри находится сама конструкция со строительными лесами и множество деталей.
8. Габариты конструкции накладывают отпечаток на всё производство. Люди здесь кажутся очень маленькими.
9. Полный цикл производства занимает 27 месяцев. За это время проходят 682 производственные операции и 72 точки контроля качества.
10. К работам над любым подобным оборудованием предъявляются максимальные требования. После сварочных работ, термической и механической обработки производится рентгенологический контроль сварного соединения. Чтобы вы представляли, немного цифр. Вернитесь к схеме, которую я показывал выше. Левый верхний угол. Фланец корпуса и обечайка соединяются кольцевым швом. Процесс сварки продолжается непрерывно более 4 суток при температуре металла до 200 градусов. Толщина шва 150 мм, а вес наплавленного металла составляет почти 600 килограмм! И это только начало.
11. Теперь заглянем внутрь того "аквариума", о котором я говорил. Это не секретная часть. закрытие связано с безопасностью проведения работ. К моменту съёмки работы над этой остановкой велись уже более 500 дней. Точную цифру я не запомнил.
12. Одна из самых сложных частей системы - создание вот этих отверстий. Сюда будут приварены патрубки. Для создания правильных отверстий в настолько сложной конструкции было использовано специальное перовое сверло.
13. Во время съёмки работы по сборке конструкции не останавливались. Я уже говорил, что в Нижнем Новгороде к гостям из СМИ отнеслись спокойно. Обычные рабочие продолжали свою шумную работу. Мы друг другу не мешали и всё было прекрасно. Здесь же велись более тихие работы и мы все невольно стали свидетелями разговора двух рабочих. Я мог бы об этом не говорить, но такие моменты поднимают уверень уважения. Эмоционально, но очень культурно, рабочие обсуждали какую-то конкретную точку в работе. Так как все работы должны производиться с точностью до долей миллиметра, они забеспокоились о правильности рассчёта. Перепроверили на месте и успокоились. Всё в порядке. Никаких отклонений нет. Здесь все понимают, что если на этапе окончательной сборки будет какая-то несостыковка, то все работы коту под хвост.
14. А то, между прочим. и на них повлияет.
15. Конечно же завод занимается производством не только в атомной сфере. Оборудование для газнефтехимии и тепловой энергетики производится в соседних цехах. Рассказать и показать всё невозможно из-за уровня секретности.
16. Наша прогулка по части территории ЗиО-Подольск подошла к концу.
Надеюсь, что Вам было интересно. И надеюсь, что это ещё не конец!
Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!