Оригинал взят у
alexei_astr в
Что делают самолеты, пока мы на них не летаем? Каждый раз, когда мы приезжаем в аэропорт, нас, и еще тысячи пассажиров уже ждут подготовленные к полету самолеты на перроне, а часто можно наблюдать процесс подготовки прямо из окон терминала. Но от взгляда пассажира скрыты работы по регламентному обслуживанию воздушных судов, которое они регулярно проходят в специализированных компаниях. Одно из таких мест находится в красноярском аэропорту Емельяново. Самолетам тоже нужен отдых и «восстановление сил» для новых полетов. Время таких осмотров регламентировано производителем и зависит от налета часов, либо времени эксплуатации в общем. В компании с Серегой
gisman отправились на разведку.
1. Занимается этим инженерно-авиационная служба. В данном случае это компания Норд-Текник, которая обслуживает в основном две авиакомпании «Нордавиа» и «Таймыр» (NordStar). Существует множество форм осмотра: от простых ежедневных Transit или Daily check, для которых не требуется загонять самолет в ангар, до масштабных, которые именуются A-, B-, C-, D-Check. Чем выше буква, тем сложнее регламент. У каждой буквы есть еще и цифра. При выполнении самых тяжелых форм, с самолета снимается все вплоть до кресел и обшивки салона. Сейчас в ангаре аэропорта Емельяново стоят ATR42-500 и Боинг 737-800 авиакомпании Нордстар (таймыр). Оба борта находятся на регламентном обслуживании, проверяется состояние фюзеляжа, стенок топливного бака и проводятся прочие сопутствующие работы.
2. Ангар отапливается, в любую погоду здесь комфортная для работы температура. Это важно, так как ведется разборка/сборка крупных узлов и сложных механизмов с множеством мелких деталей. Так же, как и на перроне, в ангаре есть разметка для воздушных судов (желтые и красные линии), по ним техники и водители тягачей ориентируются при постановке ВС в ангар. Постановка самолетов в ангар проходит под контролем диспетчера руления, ведь это тоже движение по перрону.
3. Ангар дает уникальную возможность оказаться в необычном месте относительно самолета. Ракурс «пролетая над самолетом». На месте стоянки находится специальный ложемент для снятых крупных элементов фюзеляжа. Рядом деревянный шкаф с полками. На каждой полке отдельно лежит упакованный элемент со всем снятым креплением, болтами и прочим. Его мы разглядим чуть ближе позже. Так сохраняется порядок на площадке.
4. К слову, на крыле самолета тоже есть своя разметка. Это стрелки для обозначения путей эвакуации пассажиров, и зоны, обведенные черными линиями - это места по которым может ступать нога человека. Критичные места, на которые нельзя наступать логично обозначены надписью No step - не наступать. В месте, где консоль крыла стыкуется с фюзеляжем, расположены посадочные огни.
5. Ангар с хорошим искусственным освещением, поэтому некоторые легкие формы обслуживания можно проводить даже ночью. Это удобно для авиакомпании - за ночь проводятся все работы, а к утру самолет уже готов принять пассажиров и выполнить очередной рейс.
6. На воздушных судах проводится неразрушающий контроль целостности фюзеляжа. Такой вид контроля проводится прямо на самолете, без снятия или демонтажа узлов, с помощью специальных магнитных, радиоволновых, оптических и других приборов. Одним словом можно назвать их дефектоскопами. На фото прибор Elotest m2 используется для обнаружения трещин и коррозии, сортировки материалов, измерения толщины слоя и электрической проводимости.
7. Работы по осмотру и неразрушающему контролю Boeing 737-800
8. Кроме специальных средств применяется традиционный осмотр невооруженным глазом)
9. Работы проводятся и в салоне самолета. У каждого самолета есть своя книга учета технических особенностей. В нее пилоты могут писать свои замечания по работе систем или просто попросить заменить где-либо лампочку. Так взаимодействуют техники и пилоты и своевременно обеспечивается безопасность полетов. Во время работ при необходимости демонтируются некоторые элементы салона. Можно, например, рассмотреть кресло пилота во всю величину. Само кресло выполнено из металлических элементов, скрепленных между собой клепками, имеет достаточное количество регулировок. Обшивка кресла так же снимается, о чем гласят красные надписи по периметру спинки. Вообще в авиации все принято подписывать: что, для чего, куда тянуть и к чему это приведет.
10. Все, что снимается с самолета, куда-то надо складывать так, чтобы не потерять ни одного болтика. Для этого рядом с бортом ставится специальный шкаф с секторами. Элементы выкладываются на полку, вешается бирка, а в мешочек к нему упаковывается все болты/шайбы/прочее для крепления. Никакого хаоса, только порядок.
11. На ATR42-500 для осмотра задней стенки топливного бака необходимо демонтировать закрылки и элероны. Для удобства работ техники пользуются стремянками.
12.
13. Такие же работы ведутся и с другой стороной крыла
14. Наличие стремянок вокруг самолета позволяет взглянуть на него с непривычного пассажиру взгляда. Красивые летающие машины. На заднем плане тот самый шкаф для хранения. Винт ATR42-500. Желтыми маркерами обозначен установленный шаг винта. На разных стадиях полета (руление/взлет/набор/горизонтальный полет/снижение/посадка/торможение) угол положения лопастей меняется.
15.
16. На ATR42 в этот раз салон не трогают. Можно пройтись и почувствовать себя пассажиром. Салон для небольшого самолета очень комфортный, достаточно высокий потолок и высокие спинки сидений. Вместительные багажные полки. Компоновка в салоне ATR42-500 выполнена по схеме 2+2. Если вы вдруг собираетесь лететь на ATR42 и хотите оказаться прямо в плоскости вращения винта, регистрируйтесь на втором ряду. А если на ATR72, то берите пятый ряд.
17. Кабина хоть и открыта, но и здесь чувствуется присутствие технического персонала. На штурвале висит бирка «Внимание! Не перемещать - опасно!» Штурвал соединен с элеронами, на которых сейчас как раз ведутся работы. Поэтому только смотрим и не перемещаем)
18. Снаружи фюзеляжа на самолете установлены навигационные и радиоантенны. Их снятие и установка также входит в проводимый регламент. Необходимо для проверки на наличие коррозии. Чтобы демонтировать обтекатель антенны, сначала убирается герметик. После осмотра и проверки антенна устанавливается на место и вновь место стыка обрабатывается специальным герметиком.
19. Такие же процедуры проводят и с антеннами, расположенными снизу фюзеляжа.
20. Работа у ребят ответственная и не терпит бездумной спешки. Каждый узел и агрегат не остается без внимания. Иной раз лучше себя перепроверить, для этого всегда под рукой техническая документация.
21. Напоследок немного «пейзажей» из ангара. В помещении самолеты особенно неотразимы.
22.
23.
24. !!! 18+
25.
26.
27.
28. Шаг за шагом, форма подойдет к концу и самолеты вновь встанут на перрон, чтобы принять на борт пассажиров. Спасибо компании Норд-Текник и NordStar за предоставленную возможность узнать больше об обслуживании самолетов.
Спасибо читателю, что добрался до конца и немного познакомился с работой авиатехников.)
До встречи!