Оригинал взят у
bluesmaker в
Ст.м. Чистые пруды. А в Москве пошли расклады что не долго до беды,
Сначала Красные Ворота , потом Чистые Пруды,
И вроде свет в конце тоннеля, и вроде цель в конце пути,
Но неизбежная Лубянка уже маячит впереди.
(с) Станция МИР
Ну с "Лубянкой" мы вроде разобрались и ничего там такого страшного нет. Еще одна классическая станция Московского метро. Станция первой очереди - "Чистые пруды". Удивительным образом тут сохранились приметы времени и артефакты из прошлого. Станция открылась 15 мая 1935 года, в 1971 году станция была подвергнута реконструкции и она из двухсводчатой стала трехсводчатой. Прежнее название станции "Кировская" получила в честь С.М.Кирова - видного советского революционера. Скорее всего на то, что станция получила его имя, повлияло то, что как раз за год до открытия он был убит, таким образом увековечили его память. Станция открылась с портретом Кирова в центральном аванзале, а позже появился его бронзовый бюст работы Манизера. Он так и стоял у глухой стены центрального зала вплоть до того момента, как в 2008 году тут была организована пересадка на ст.м. "Сретенский бульвар". Интересно, что бюст был сохранен и установлен на переходе со ст.м. "Тургеневская" на ст.м. "Сретенские бульвар". Не знакомые с этой историей люди задаются вполне резонным вопросом "Странно, станция "Тургеневская", а бюст Кирову, непонятно". Давайте еще поглядим, что интересного есть на станции более подробно.
Как и другие станции первой очереди, "Чистые пруды" сохранила в архивах большое количество фотографий. Дело было новое, диковинное, а поэтому фотографы старались запечатлеть как можно больше. Это здорово, так как позволяет нам сейчас представить во всех деталях, как выглядели станции, открытые в 1935 году, так как многие из них, к сожалению дошли до нас не в первозданном виде. Начнем с этой советской открытки. Тут тот самый бюст Кирова в глухом торце станции.
А теперь заглянем в 1935 год с помощью архивных фото. Вот наземный павильон еще не открыт, тут видна большая буква М над входным порталом.
А вот павильон в ночи с подсветкой. Как я уже ни раз отмечал, фотографий станций метро первой очереди довольно много, это позволяет во всех деталях рассмотреть те же павильоны или даже вестибюли.
На козырьке появилась надпись про Кагановича. Довольно занятно тут смотрятся простые советские граждане на фоне такого ар-декошного павильона. Вообще сталинский ампир, ар-деко и конструктивизм с функционализмом приучил жителей столицы к хорошему вкусу новой архитектуры. Теперь, к большому сожалению Москва не может похвастаться передовыми позициями в архитектуре, а жаль.
1978 год. Тут двери хоть и деревянные, но уже другие, сравните с фотографиями выше.
1950-1952 год. по периметру козырька повесили круглые светильники, а табличку с Кагановичем сделали более основательную. Мне кажется, если когда-нибудь павильон "Чистых прудов" будут реставрировать, то стремиться нужно именно к такому варианту. Во время войны павильон не пострадал, по крайней мере таких свидетельств мне найти не удалось.
Кстати фото на тему, откуда есть пошла торговля около павильона. =) И еще оказывается раньше на боковых стенах павильона в нишах размещали плакатики, вот плакат из фильма (если не ошибаюсь) "Кавказская пленница".
Даже позднее тут висели какие-то плакаты. А потом началось... Появились первые пока еще аккуратные палатки.
А вот и 90-е. Тут уж торговля, как в Турции, на каждой свободной площади куча торгашей. А еще в какой-то момент оригинальный фасад входной группы был утрачен и заменен на фасад из алюминиевых профилей. И мне кажется, что буква "М" над входной группой тут еще есть.
Внутри павильона изначально стояли торшеры-светильники. Поглядите какие крутые ручки на дверях. На полу естественно плиточка.
Спускаемся ниже. Этих круглых светильников на потолке вестибюля теперь уже нет.
Эскалаторный зал. крутая идея с потолком. Ощущение, что сверху падает естественный свет через прозрачный витраж - распространенный прием. Теперь этого всего на потолке нет. Сейчас в этом зале не так просторно, посредине стоит нитка турникетов. А слева в этом зале теперь переход на станцию "Тургеневская". Кстати, похожая компоновка эскалаторного зала была на ст.м. "Лубянка".
Платформенная часть тоже раньше была немного другой. Над путями висели светильники, сейчас освещение станции выполняется светильниками, установленными за карнизами пилонов. Кстати эти карнизы похоже тоже были позднее переделаны.
И еще у "Чистых прудов" также как у "Лубянки" не было центрального зала, был только небольшой аванзал. Тут снова плиточка и в торце портрет Кирова. До 1990 года станция носила его имя. Смотрите какой классный указатель тут запечатлен.
1. Ну а теперь посмотрим на сегодняшнюю станцию "Чистые пруды". Начнем с павильонов. Сейчас павильоны снова очистили от окружавших его палаток и магазинчиков, и теперь можно его разглядеть со всех сторон. На фасаде, обращенном к Тургеневской площади сохранилась надпись из огромных букв "МЕТРО". Это один из немногих павильонов, где она осталась с 1935 года.
2. С противоположной стороны к сожалению надписи уже нет, она куда-то пропала.
3. Очень классно, что вокруг освободили пространство - шикарно стало.
4. Вид сбоку, буквально пару лет назад сделать такой кадр было почти невозможно.
5. А вот как павильон выглядел пару лет назад. Его круто подсвечивают ночью. И еще тут видно, как его окружали торговые павильоны, которые со временем выросли вровень с павильоном. Предположу, что если бы не избавились от этих наростов, то возможно павильоны надстроили бы еще этаж другой и перекинули перекрытие над павильоном, поглотив его полностью.
6. Вид на другой фасад, который смотрит на Чистопрудный бульвар.
7. И вот в ночь на 9 февраля 2016 года к павильонам подогнали тяжелую технику и начался демонтаж.
8. Выглядело это конечно очень апокально. Оставив за скобками правовую часть вопроса... большинство горожан поддержало такую инициативу городских властей. И объективно тут стало лучше теперь.
9. Заходим в павильон. Потолочных светильников нет, нет и клевых светильников-торшеров. Освещение осуществляется унылыми светильниками на стенах, исчезли и красивые сплошные перила, их заменили довольно неприглядными. Снова хочется надеяться, что со временем павильону придадут исторический облик, благо фотосвидетельств того, каким он был изначально, предостаточно. Да и не так уже и много придется восстанавливать, в основном это детали, а детали, как известно могут преобразить интерьер до неузнаваемости. Более того, внутри реставрацию можно вести совершенно спокойно закрывая по половине павильона и не закрывая его полностью.
10. Над входными группами внутри павильона висят тепловые завесы. Может быть логичнее их было повесить в тамбурах, чтобы они не бросались в глаза в интерьере. Унылую стену разбавляют окна-иллюминаторы. Очень здорово.
11. Спускаемся ниже.
12. Кассы.
13. Переход в эскалаторный зал. Здесь клевые светильники иллюминаторы, перекликающиеся с иллюминаторами павильона.
14. Кроме собственного вестибюля станции, на платформу можно еще попасть перейдя со ст.м. "Тургеневская". Проходы на "Тургеневскую". Перед ними гермозатвор.
15. Переход довольно длинный и еще тут очень сильно светят светильники на своде, слепят нещадно. Опять же вид в сторону ст.м. "Тургеневская".
16. Эскалаторный зальчик, как раз под центральным залом станции "Чистые пруды".
17. Эскалатор.
18. Такая организация пересадки, с эскалаторами в центральном зале не очень удобна, между эскалатором и пилонами остается мало место и в этих местах постоянно, с периодичностью прихода нового поезда, образовываются пробки.
19. Переход и центральный зал тут появился в начале 70-х, когда станцию реконструировали. Появился полноценный центральный зал. Отделку пилонов центрального зала выполнили в таком же стиле, что в боковых залах.
20. В нерабочее время, то есть ночью, эскалаторы ремонтируют, чтобы с утра все работало как надо.
21. Отделка довольно скромная. Изначально она была такой, открытие дополнительного центрального зала на ситуацию не повлияла. так как работы велись в период, когда ни о каких архитектурных излишествах речи не шло.
22. Вот тот самый аванзальчик, из которого вырос центральный зал. Как и на станции "Лубянка" тут после войны установили гермозатворы в боковых проходах на платформу.
23. А когда появился центральный зал, то сделали гермозатвор и тут.
24.
25. До наших дней не дошла облицовка путевой стены из керамической плитки, в конце 90-х ее заменили на камень. Пол тоже со временем поменяли. Светлая окантовка у пилонов превратилась в темную. Потолок тоже не просто так имеет такой простенький но все же лепной узор, над платформой изначально висели светильники. Сейчас станцию освещают закарнизные светильники.
26.
27. Судя по историческим фото, эти эмблемы с буквой "М" появились позже, изначально их не было.
28. В торце бокового зала остался участок с отделкой плиткой.
29. На платформе очень органично смотрится ретро-поезд, он такой коричнево-кремовго цвета, перекликается с цветом камня на платформе и цвету карнизов.
30. А вот и оригинал. Классический поезд
типа А.
31. Взгляд из 1935 года.
32. Еще вид на центральный зал станции. Необычно видеть его таким, без пассажиров.
33. Тут все, поехали дальше.