МКЖД. Возвращение истории. Станция ПРЕСНЯ

Feb 12, 2017 16:00

Оригинал взят у deadokey в МКЖД. Возвращение истории. Станция ПРЕСНЯ

Ансамбль станции Пресня состоит из пассажирского здания (вокзала) индивидуального проекта, жилого дома IX типа, единственного сохранившегося дома этого типа на всем кольце. На противоположной стороне от здания вокзала располагался военный продовольственный пункт, который в настоящее время является максимально сохранившимся по количеству построек и аутентичности инженерно-художественного оформления. Также сохранились здания двух постов центрального управления стрелками и сигналами на северной и южной стороне в отдалении от станции.

В ближайшее время проект развития МЦК предполагает вновь открытие музея МОЖД на вокзале станции Пресня. Что именно будет в экспозициях этого музея сказать не можем, однако одно знаем точно - там есть единственные сохранившиеся часы Павла Буре, которые были в оформлении всех станций Окружной ж.д. в первые годы эксплуатации.




Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября.

Станция, после открытия движения в 1908 году, обслуживала ответвление Московско-Брянской железной дороги (со станцией Смоленская-товарная, через соединительную ветвь № 27), Московско-Брестскую ж.д. (через соединительные ветви № 26) и соединение со станцией Николаевские (позднее Октябрьские) казармы, которая первоначально обслуживала сами казармы, а в дальнейшем была передана под товарно-грузовое использование (к 2011 году станция ликвидирована).



2.

Соединительная ветвь № 26 проходила через деревню Шелепиха, и соединялась с М.-Брестской ж.д. телеграфным постом №7 (позднее Западный пост). В настоящее время эта ветвь разобрана, а современная станция МЦК сохранила имя деревни.



3. МЦК Шелепиха.



4.



5.



6.



7. Здание южной будки централизованного управления стрелками и сигналами.



8.



9. Общий вид на станцию.



10. Отхожее место.

Двухэтажное здание вокзала было спроектировано архитектором А.Н. Померанцевым и инженером С. Карейша в характерном для МОЖД стиле модерн, однако, по индивидуальному проекту, учитывая масштабность использования объекта.



11. Навес над дебаркадером для прохода пассажиров к зданию вокзала.

Как и его предшественники (Воробьевы горы и Потылиха), здание удалено от железнодорожных путей, пути располагаются на естественной возвышенности, в связи с чем от них к центральному входу в вокзал, расположенному на втором этаже, проложен металлический дебаркадер с навесом, сохраненный в идеальном оригинальном виде.



12. Пассажирское здание (вокзал). 1908-1910 гг. Вид со стороны путей.

В здании вокзала находились пассажирские помещения, разделенные по классам, служебные помещения, а также контора и квартира начальника станции.



13. Пассажирское здание (вокзал). Вид со стороны путей.

Стоит обратить внимание, что навес дебаркадера, оформлен современными отделочными материалами, однако под ними сохранилась оригинальная деревянная конструкция, восстановленная во время ремонта вокзала.



14. Чертежный план-проект навеса над дебаркадером пассажирского здания (вокзала). 1903 г.



15. Пакгауз.



16. Пассажирское здание (вокзал). Боковой фасад.



17.



18.



19. Пассажирское здание (вокзал). Вид со стороны подъезда.



20. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г.



21. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г.



22. Заложенная входная дверь в здание вокзала со стороны подъезда.



23. Декоративное оформление оконного проема здания вокзала со стороны подъезда.



24.



25.

Жилой дом IX типа, предназначавшийся для проживания сотрудников железной дороги, хоть и относится к типовым постройкам, однако увидеть его мы можем только на этой станции на всем кольце.



26. Жилой дом IХ типа.



27. Чертежный план-проект Жилого дома IХ типа. 1903 г.



28. Чертежный план-проект Жилого дома IХ типа. 1903 г.



29.

К сожалению, в процессе перепланировок, в частности при характерной ликвидации печного отопления, было нарушено художественное оформление чердачной зоны: вместе с печными трубами, была ликвидирована и массивная тройная люкарна, оформленная в форме крупной арки с архивольтом и замковым камнем.



30. Жилой дом IХ типа. 1908-1910 гг.



31.



32. Здание северной будки централизованного управления стрелками и сигналами.



33.

На противоположной стороне от здания вокзала располагался военный продовольственный пункт. В его состав входили склады, кухня, столовая, хлебопекарня, дом коменданта, казармы, а также отхожее место на 52 очка. В настоящее время военно-продовольственный пункт Пресни является максимально сохранившимся по количеству построек и аутентичности инженерно-художественного оформления. Отметим, что даже не реставрированный дом коменданта (находится вне территории РЖД), не только не лишился декоративных элементов, а даже сохранил оригинальные оконные проемы (!!).

К сожалению, при желании простых граждан, насладиться красотой этих строений не получится в полном объеме - территория принадлежит Учебному центру РЖД, вход строго по пропускам.

Весь материал по военно-продовольственным пунктам мы оформим в отдельной статье по всем четырем комплексам.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Москва, ТРАНСПОРТ, РЖД, НАЗЕМНЫЙ, ZAVODFOTO из ЖЖ

Previous post Next post
Up