МКЖД. Возвращение истории. Станция ВЛАДЫКИНО

Dec 04, 2016 12:00

Оригинал взят у deadokey в МКЖД. Возвращение истории. Станция ВЛАДЫКИНО

После Лихобор мы подъезжаем к Владыкино. По сравнению со всеми станциями, она больше всех пострадала в суматохе лет. От первоначальных замыслов архитекторов сохранились только потерявшее лицо здание пассажирской станции и жилой дом. Но станция богата другими интересными фактами!

Достаточно интересным моментом, относящимся к истории строительства станции, стала ситуация с отчуждением земель в этом районе. Вообще эта проблема стояла достаточно остро при первоначальном проектировании Окружной железной дороги. Достаточно много времени ушло на согласование средних цен с владельцами земель, и это несмотря на то, что проект кольца был отнесен за пределы старой Москвы с целью экономии средств.

Некто гражданин Капустин, оказывается, перед строительством Окружной имел участок земли в районе Владыкино. И новая железная дорога перерезала пополам его участок, в связи с чем ему полагалась компенсация. Однако власти стали оспаривать с почтенным господином сумму выплаты. Спор возник в связи с тем, что чиновники обвинили Капустина в предумышленном разбитии плодового сада у себя на участке, в связи с чем он требовал компенсацию не как за сад, а аж как за потерянный парк. Чем уж там закончилась эта разборка не известно, но вот это разделение села в последующем сказалось и на официальном территориальном его делении на Новое и Старое Владыкино.




Дата фотографий: 2016 год, 13 сентября.



2.

Некогда давно село Владыкино, после смены нескольких недолгих владельцев, включая князя Дмитрия Пожарского (освободителя Москвы), район перешел в пользование Патриарху Никону, в следствии чего и было принято название села от обращения к патриархам - "Владыка".



3.

Размещение в этом районе станции Московской Окружной железной дороги было обусловлено значительным развитием села и дачных владений в его черте к началу XX века. Если обратиться к историческим документам, рассказывающим нам об обосновании размещения станций кольца, то мы увидим, что весь север МКЖД предполагался к активному использованию в теплое время года, в связи с наличием в этих местах большого количества загородных дачных поселений, а юг (включая юго-запад и юго-восток) рассчитывался на круглогодичный активный пассажиропоток и товарное обслуживание, как наиболее развитая промышленная зона.



4.



5.



6.

Исторический ансамбль находиться вблизи новой платформы МЦК, и бросается в глаза при выходе из вагона. Изначально он включал в себя: пассажирское здание (вокзал), построенный по индивидуальному проекту, жилой дом IV типа, отхожее место. В стороне по направлению к станции Ростокино располагаются путевая казарма и типовая будка центрального управления стрелками и сигналами.



7.

Вокзал включал в себя отдельный малый зал для пассажиров I и II классов, большой центральный зал  для пассажиров III класса, контору начальника станции, багажное отделение, телеграф и уборные. В настоящее время степень архитектурной утраты внешнего вида здания является самым значительным на всем кольце.



8.

Помимо демонтированного еще во второй половине XX века элегантно изогнутого навеса над проходом от платформы к зданию вокзала, были утрачены практически полностью все элементы внешнего декора, от барельефов до характерной для архитектуры модерна легкой рустовки.



9.

В результате изменения планировки было утрачено прекрасное арочное окно, являвшееся доминантой подъездного фасада здания и замененное в итоге двумя стандартными современными оконными проемами, а также полностью уничтожен антаблемент ризалита, декорированный двумя полуколоннами сложной композиции, легкой рустовкой центральной части а также квадратной розеткой под сводом. Тех же самых утрат претерпел и фасад со стороны путей. Навсегда исчезла надпись с названием станции, выполненная в виде барельефа по центру стены фасада.



10.



11.



12.



13.

Не пощадили время и горе-реконструкторы и жилой дом IV типа. Будучи одним из самых красивых он вмещал в себя максимальное количество жилых квартир. Здесь проживали все сотрудники станции от начальника до сторожа и дворника.



14.

Квартира начальника станции была самой большой по площади, размещалась на первом этаже на половину в основном корпусе здания, наполовину в одноэтажной пристройке, и включала в себя 3 комнаты, кабинет, столовую и отдельный санузел.



15.

Остальные квартиры были в основном однокомнатные с кухней в комнате (сейчас такие квартиры принято называть студией) и общим санузлом на этаже.



16.



17.

В результате все той же перепланировки была полностью утрачена четырехскатная крыша и антаблемент центрального ризалита главного фасада. Заменена она была в последние годы уродливой мансардой обшитой сайдингом.



18.



19.

Развернутое масштабное строительство новых объектов МЦК плюс постройка новых помещений вблизи исторических зданий нарушают восприятие этих объектов как единого целого.



20.

А ведь из-за отсутствия вблизи железной дороги иных инфраструктурных современных объектов (жилые дома, рынки, магазины и т.д.) ансамбль мог бы стать настоящим украшением железнодорожного района.



21.

Помимо пассажирского обеспечения станция предназначалась для производства товарных операций с местными грузами и непосредственного сообщения этих местностей с другими железными дорогами и была оборудована пакгаузом (складом для хранения грузов), а также товарной конторой. Ниже чертежи несохранившихся построек.



22.



23.



24.

С 01 по 14 декабря в конгрессно-выставочном центре «Дом на Брестской» (г. Москва, ул. 2-я Брестская, д.6) проходит выставка «Деловое кольцо Москвы. МЦК», организатором которой выступает ГБУ «Мосстройинформ». Деловая программа выставки предусматривает проведение круглых столов, лекций, лекций-презентаций и цикла бесед, посвященных истории проектирования и строительства МЦК, интегрированию его в транспортную систему столицы, планам развития, интересным объектам и станциям МЦК, вопросам сохранения объектов культурного наследия в зоне прохождения МЦК и т.д. 12го декабря пройдет презентация нашего проекта "МКЖД. Возвращение в историю" . Посетители узнают о его концепции, услышат лекцию историка архитектуры Андрея Чермошенцева об истории кольца, а также увидят мои фотографии и архивные фото на огромном экране.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Москва, ТРАНСПОРТ, НАЗЕМНЫЙ, ZAVODFOTO из ЖЖ

Previous post Next post
Up