Легендарный Императорский фарфор

Oct 06, 2016 16:00

Оригинал взят у photozov в Легендарный Императорский фарфор
Мне всегда интересно узнать как появляется какой-нибудь товар или продукт. Поэтому на призыв посетить какое-нибудь предприятие я обычно соглашаюсь, а уж если речь идёт об уникальном производстве - сам напрашиваюсь. Жаль, такие "промышленные экскурсии" крайне редки. Например, ранее я уже показывал как появляется елочная игрушка, городецкий пряник или тепло в доме.


Но вот недавно мне реально повезло. Питерским блогерам из spbblog показали как рождается фарфор, да не простой, а императорский. Предприятие уникальное и люди на нем работают такие же. Кстати, много интересных и редких профессий. Но обо всем по-порядку.


Произведения Императорского фарфорового завода (ИФЗ) входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира. Именно здесь талантливый русский ученый Дмитрий Виноградов открыл секрет изготовления "белого золота". Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.


Завод создан в 1744-м году - на целое двадцатилетие раньше Эрмитажа и по указу императрицы Елизаветы. Сегодня на заводе работает 1174 работников, из них непосредственно на производстве 900 человек. Есть на заводе и свои династии.


Наверное, у каждого петербуржца, да и у многих россиян, дома есть чашечка с знаменитой кобальтовой сеткой, статуэтка или ещё что-то сделанное мастерицами ИФЗ. Здесь работают уникальные люди очень редких профессий с такими певучими названиями, например “живописец-штамповщик”, “формовщик художественного литья”, “восковщик”, “формовщик ручной формовки”, “модельщик выплавляемых изделий”. Примечательно, что научиться редкому мастерству можно непосредственно на предприятии. Зарплата в пределах 24 тысяч рублей, выполняя отливку изделий средней сложности, оправку, отделку поверхности изделий. При этом после прохождения обучения работник получит премию и повышение заработной платы. Вот так! За вакансиями завода сюда - HeadHunter.


Фарфор придумали китайцы еще в 6 веке и долгое время тщательно хранили секрет. Поэтому каждая страна открывала тайну "белого золота" самостоятельно. Ингредиенты фарфора не секрет: обычно его получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Главный секрет в пропорциях. Поэтому каждый фарфор уникален и свой точный рецепт никто из производителей не разглашает.


В Литейно-формовочном цеху на полках лежит очень много разного размера со странными подписями.


Знакомьтесь. Поступкина Дина Николаевна. Она отливщик фарфоровых изделий высшей категории. Ее задача - заливать гипсовые формы, которые в шутку называют "черепами" шликером. За счет того, что гипс впитывает влагу, в форме происходит набор черепка определенной толщины, после чего остатки шликера сливаются. Форма раскрывается и из нее извлекается пока еще хрупкое изделие, которое подлежит оправке и последующей сушке.


Общеизвестный факт - фарфор отстаивается в "черепах" от 2 до 30 минут, затем изделие достается из формы и зачищается с помощью кисточек. Дина Николаевна охотно берет в ученики - на обучение уходит в среднем около полугода.


А вот и готовый петушок. Кстати, по китайскому (восточному) календарю следующий год - год Петуха и наступит он 28 января.


Например, норма на одного мастера в месяц - 500 петушков. И это только петушков.


И так форму за формой.


У каждой формы свое время отстоя.


Затем корректировка изделия кисточкой.





Это новинка прошлого года - обезьяна. Сейчас же идет год Красной Огненной Обезьяны. Также на ИФЗ делают другую сезонную праздничную продукцию: пасхальные яйца, новогодние шары и т.д.


Далее изделия отправляются на обжиг в печь.


А мы заглянули еще в один цех, где работают с большими формами. Здесь требуется сила, чтобы тягать "черепа" с медведями и вазами другими изделиями больших размеров. Так как на заводе преимущественно работают женщины, ИФЗ нуждается в мужской силе, особенно в цехе отливки крупных форм. Принцип работы здесь такой же как описан выше, но только размеры и вес продукции значительно отличается.



Ольга Рудольфовна Михайлова показала нам как здесь делают литые или составные. Составными называются изделия, которые отливаются из нескольких деталей и скрепляются более густой фарфоровой массой.



Вот, например, этот медведь отливается практически целиком. Лишь одна задняя правая лапка приклеивается.



Теперь ему необходимо отстояться.



Наша команда экскурсантов в рамках проекта #закулисьепрофессий полностью увлечена постижением магии фарфорового мира. Спасибо за кампанию bagira_87, kareliya_piter и olegkolobov.



Какие формы :)


А вот и печи, в которых изделия обжигаются. Прочность фарфора достигается за счет высокой температуры обжига вначале «утильного» - до 900°С в течение 24 часов, а после глазурования - «политого», при температуре 1380-1430°С до двух и более суток. При обжиге фарфор на 1/7 дает усадку, что необходимо учитывать при создании форм.


Роспись фарфора.


Так выглядит Кобальтовая сетка. Примечательно, что изначально сетка черного цвета. Потом изделия отправляются в печь и сеточка становится синей.



Потом такими желатиновыми штампиками наносят на изделия непростой рисунок, а золотой. Руками. Каждый узор. На блюдце - 196 штампов, на тарелку - 224. За смену мастер должен сделать минимум 35 комплектов (чашка+блюдце).



Звездочки из 22-х каратного золота. В него добавляют лавандовое масло. Для того, чтобы дольше не застывало. Если рисунок не получился его просто стирают салфетками. А все салфетки потом, что...? Правильно! Сдаются под роспись.



А хранится золото где? Правильно - в настоящей золотой кладовой. :)


Эта роспись впервые украсила фарфор в 1945 году, и стала классикой декораторского искусства и фирменным, отличительным знаком тогда Ломоносовского фарфорового завода, а теперь Императорского фарфорового завода, мастером которого и была создана. Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич.





А вот и те самые петушки - символы грядущего года. Уже готовы.


Процесс изготовления фарфоровых изделий весьма сложен. К примеру, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. В целом, на заводе сохранена основа технологии производства классического фарфора.




Здесь мастера очень любят цветы. И некоторые места похожи на настоящие оранжереи.


Поехали дальше.


При декорировании изделий также применяется деколь - она похожа на обычную переводную картинку, только напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге уже декорированного изделия пленка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остается рисунок.


Вот такими листами приходит к мастерам деколь.


Картинку следует намочить и аккуратно перенести на чашку...


или блюдце.


Быстро и красиво. Но нужна сноровка, аккуратность и внимательность.





В конце 60-х годов прошлого века на заводе появились удивительно тонкие и изящные чашечки. От обычного фарфора они отличались повышенной белизной, тончайшим слоем глазури, и той воздушностью, которая была свойственна знаменитому сорту старинного китайского фарфора под названием "яичная скорлупа". При легком постукивании, изделия отзывались приятным и мелодичным звоном. Несмотря на свою видимую хрупкость, этот фарфор обладал повышенной механической прочностью. Состав сырья для костяного фарфора технологи завода подбирали методом проб и ошибок. Особенностью состава этого фарфора было то, что в него добавляют золу костяной муки из берцовых костей крупного рогатого скота. Именно это делает костяной фарфор более тонким и прозрачным.


Нанесение глазури. Вот теперь вы знаете, что весь костяной фарфор изначально фиолетового цвета.


Дело в том, что перед нанесением глазури в нее добавляют обыкновенные чернила (чтобы видно было ровно она легла на изделие или нет). В последствии при обжиге чернила выгорают и изделия опять становятся белыми и теперь уже блестящими.




Качество превыше всего.


Фарфор проверяют сразу на нескольких этапах.


Для этого есть специальные нормативы и таблицы.





А это и есть глазурь.


Бокалы рождаются без ручек.


Их делают отдельно.


А потом аккуратненько приклеивают.


Это машина по производству чашек. Она и заливает шликер в форму и выдавливает (а вернее высасывает) излишки массы.


На первом этаже завода расположен магазин. Здесь можно купить сувениры на память.



















Кстати, при заводе работает музей и регулярно проводятся экскурсии. Можно прекрасно и с пользой провести время.


Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, ZAVODFOTO из ЖЖ

Previous post Next post
Up