Оригинал взят у
neferjournal в
Красноярский судоподъемник в действииДля начала пару слов о навигации. Обычно она начинается 15-20 мая. Окончание навигации определяется погодой. Ее завершение происходит примерно в середине октября, когда приходят заморозки. Нижняя граница допустимой температуры для эксплуатации сооружения - 0°C. "Прокатиться" на подъемнике стоит 156 тысяч рублей. Однако во время осенней навигации с 3 сентября по 3 октября все суда могут переправляться через подъемник бесплатно! Вчера мы в подробностях рассмотрели масштабное сооружение, сегодня понаблюдаем, как оно работает.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3513/967519.297/0_b4a17_12410c81_XL.jpg)
Способ транспортировки судов - на плаву в приемном бассейне судовозной камеры с уровнем перевозимой воды до 2,20 метров. Запас воды под днищем перевозимого судна обеспечивает его защиту от механического повреждения в случае экстренной остановки судовозной камеры, минимально - 34 см. Длина судовозной камеры 113 с половиной метров, ширина - 26 с половиной метров, высота - 30 метров. Длина приемного бассейна - около 90 метров, ширина - примерно 18 м. Масса судовозной камеры без воды - 4530 тонн, максимальная масса с водой - 8100 тонн. Судно в обязательном порядке швартуется. Наибольшее перемещение судна по инерции вдоль приемного бассейна к сегментному затвору или в сторону торцевой надстройки не превышает 7 метров.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6432/967519.297/0_b4a18_ae1fb45e_XL.jpg)
Камера проползает мимо административного здания. Наверху обзорная площадка, оттуда отличный вид на ГЭС.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4107/967519.297/0_b4a19_ff7797f0_XL.jpg)
Эх, хотела бы я побывать в кабине оператора. Но тогда я бы не увидела все снаружи, пришлось выбирать.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9804/967519.297/0_b4a1a_94195490_XL.jpg)
Электроснабжение судовозной камеры осуществляется от трехфазной контактной сети напряжением 35 кВ через собственные трансформаторные подстанции. Токосъем осуществляется пантографами электровозного типа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9166/967519.297/0_b4a1b_9e857e05_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6203/967519.297/0_b4a1c_801f69ee_XL.jpg)
Оператор судовозной камеры при ее движении связан с центральным диспетчерским пультом судоподъемника посредством радиосвязи. Также осуществляется визуальный контроль, камеру в обязательном порядке сопровождают рабочие.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4107/967519.297/0_b4a1f_2e055d84_XL.jpg)
Передвижение судовозной камеры осуществляется с помощью 156 гидромоторов, смонтированных на 78 опорно-ходовых тележках. Гидроопоры тележек гидравлически объединены в 4 группы: две боковые по 26 тележек в каждой и две торцевые по 13 тележек. Это позволяет равномерно распределить нагрузку.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9317/967519.297/0_b4a20_b648f585_XL.jpg)
Сегментный затвор поднят. Сквозь щели просачивается водичка.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6847/967519.297/0_b4a21_f0a60a1d_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6207/967519.297/0_b4a22_769d229c_XL.jpg)
Человечек для масштаба
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9299/967519.297/0_b4a23_7ba4e00c_XL.jpg)
Замкнутая стрелка. Всего их четыре, по две с каждой стороны. Они предназначены для создания сплошного прохода через зазоры между верховым и низовым путями с путями поворотного устройства. После того, как судовозная камера оказалась на поворотной балке и готова к движению, стрелка размыкается. Обратите внимание, зубчатые рейки располагаются по обе стороны рельса, здесь это хорошо видно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15599/967519.297/0_b4a24_6e86b056_XL.jpg)
Все такое огромное
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9060/967519.297/0_b4a26_73b88942_XL.jpg)
Стоим, ждем. Это кстати главный инженер, которого я мучала вопросами.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15564/967519.297/0_b4a28_255dbc52_XL.jpg)
Привод поворотных стрелок гидромеханический. Вот она открылась, поворотный круг готов к движению.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4810/967519.297/0_b4a29_68afea37_XL.jpg)
Пошел родимый
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9060/967519.297/0_b4a2b_c968004_XL.jpg)
Успела перебежать вниз, в котлован, чтобы посмотреть все это снизу
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9827/967519.297/0_b4a2c_efe14284_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9226/967519.297/0_b4a2d_65df349c_XL.jpg)
При повороте как-то больше льется
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15537/967519.297/0_b4a2e_df16a68a_XL.jpg)
Перемещаться приходится очень быстро. Камера заканчивает поворот.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9474/967519.297/0_b4a2f_d15c2146_XL.jpg)
Опорно-ходовые тележки поворотного устройства. Вид сверху.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15571/967519.297/0_b4a31_ca62e883_XL.jpg)
Пространство между поворотной балкой и судовозной камерой
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6813/967519.297/0_b4a32_a0a814f1_XL.jpg)
Я на фоне
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9166/967519.297/0_b4a30_709ae3bf_XL.jpg)
Через низовые судовозные пути оборудован автомобильный переезд с разводным мостом. Он используется после окончания навигации. Можно попасть на ГЭС короткой дорогой. Сначала нас облаяла собака, которая бесновалась на цепи, потом вышел охранник и потребовал документы. Бдит.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15571/967519.297/0_b4a33_a8b9f436_XL.jpg)
Пути частично проложены по эстакаде. Высота опор - более 30 метров!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9306/967519.297/0_b4a34_da6a89c4_XL.jpg)
Зубчатые рейки крупным планом
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15571/967519.298/0_b4a36_ddc1bb1d_XL.jpg)
Стыки также пронумерованы
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9254/967519.298/0_b4a37_662cf7a8_XL.jpg)
Высоко блин!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9167/967519.298/0_b4a38_49a5de7f_XL.jpg)
Тем временем подползает камера в сопровождении персонала
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3509/967519.298/0_b4a39_67a9aa35_XL.jpg)
Мост. Дорога ведет из Красноярска к границе Монголии.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5211/967519.298/0_b4a3a_9e03f433_XL.jpg)
Скорость передвижения по наклонным судовозных путям - около 20 метров в минуту. На самом деле это достаточно быстро.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15515/967519.298/0_b4a3b_d638ec27_XL.jpg)
Все, ушла камера
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3608/967519.298/0_b4a3c_301fa3a1_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5640/967519.298/0_b4a3d_8278ca02_XL.jpg)
Теперь можно поснимать детальки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15485/967519.298/0_b4a35_3423d694_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4416/967519.298/0_b4a3e_b1c83bc4_XL.jpg)
Раритет! Только такой аппарат способен выдержать сибирские морозы. Телефон работает до сих пор.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6813/967519.298/0_b4a40_e4c1962_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5803/967519.298/0_b4a3f_1d94dd07_XL.jpg)
Вид с обзорной площадки административного здания. В районе верховой подходной акватории построена волнозащитная стенка. Ни на одной из предыдущих фотографий она не попала в кадр, а хотелось о ней упомянуть для полноты картины. Она предназначена для защиты судовозного пути от бокового воздействия ветровых волн. Вдалеке еще виднеется причал.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15564/967519.298/0_b4a44_3ce7418d_XL.jpg)
Красноярская ГЭС - следующий пункт в моем плане!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/967519.298/0_b4a42_c8f06f47_XL.jpg)
Огромное спасибо начальнику управления эксплуатации красноярского судоподъемника - Коржу Сергею Александровичу и главному инженеру - Головкину Евгению Ивановичу!