Паровоз-памятник ФД20-2922 в Зуевке Кировской области

Aug 05, 2016 10:00

Оригинал взят у aleks_kiryukhin в Паровоз-памятник ФД20-2922 в Зуевке Кировской области
Город Зуевка Кировской области. Строился, в первую очередь, как город железнодорожников. Точнее, изначально это - станция на линии Котлас - Вятка - Пермь (заложена в 1896 году) и паровозное депо, затем - поселок железнодорожников, обслуживающий напряженное движение Транссиба, с 1944 года - город.
Прибывший в Зуевку по железной дороге поднимается на пешеходный мост, под которым сплошным потоком идут тяжелые грузовые составы, и видит новый вокзал, построенный в весьма изысканной манере, а на привокзальной площади - паровоз ФД20 №2922.






Построен этот паровоз на "Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции" (Луганск). По бортовому номеру год выпуска определяется, как 1940.
В течение многих лет Зуевское локомотивное депо обеспечивало перевозки грузов на участке железной дороги Балезино-Лянгасово, общая протяженность которого 240 километров. Сегодня грузовые локомотивы приписаны, в основном, к депо Лянгасово, а Зуевское локомотивное депо ориентировано на ремонтные работы.
В день празднования 90-летия Зуевки - 5 июня 1988 года - на привокзальной площади состоялось торжественное открытие памятника славы зуевским железнодорожникам. Тогда и прибыл на вечную стоянку паровоз № 2922. На митинге, организованном в честь знаменательного события, выступил ветеран труда В. Г. Рылов, который работал на этом паровозе.




Характеристики паровоза и, в первую очередь, осевая формула и потребная мощность паровой машины при проектировании определялись максимальным усилием на винтовой сцепке в 20000 кгс и осевой нагрузкой в 20 тс.
Паровоз ФД выпускался с 1931 года, когда использовалась винтовая упряжь, имеющая относительно малую прочность на разрыв, что ограничивало максимальный вес поезда. В период с 1935 по 1957 год СССР перешел на 100% использование автосцепки. В Западной Европе винтовая упряжь на грузовых и низкоскоростных пассажирских составах используется по сей день.
Осевая нагрузка в 20 тс считалась в те годы большой, и паровоз ФД мог эксплуатироваться далеко не на всех линиях.




Позволю себе не углубляться в подробные технические характеристики машины, лучше, чем книгам В.А.Ракова или Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%94) мне этого все равно не сделать :)




На паровозах использовалась "переходная" автосцепка, со специальным крюком для возможности накидывания винтовой сцепки.







Так что вот они, во всей красе 1-5-1 - пять движущих осей, бегунковая и поддерживающая…




На паровозе ФД впервые в СССР применен шестиосный тендер.




Детали. Машина и экипажная часть...



















Виден механизм стокера - механического углеподатчика. Механическая углеподача впервые в СССР была применена именно на паровозах ФД. Впрочем, размеры топки рассчитывались с учетом возможности ручной подачи угля.







На кабине сохранены правильные атрибуты...







«Сенсорное управление поддерживает до 10 одновременных касаний». Насколько рук хватит, столько «касаний» и поддерживает!













Еще общий вид...




И тендер:










На фоне нового вокзала…




Использование паровоза ФД в качестве памятника - достаточно распространенная практика. На постсоветском пространстве, кроме Зуевского паровоза, известны его собратья - памятники:
ФД20-0194 - станция Лиски (Воронежская область).
ФД20-0500 - станция Рыбное (железнодорожная платформа Ходынино).
ФД20-0711 - станция Отрожка (Воронежская область).
ФД20-1535 - станция Узловая-1 (Тульская область).
ФД20-1672 - возле локомотивного депо Дёма (г. Уфа).
ФД20-2109 (тендер от ФД20-1107) - станция Каменоломни (Ростовская область).
ФД20-2238 - станция Харьков-Пассажирский (напротив железнодорожной платформы Новосёловка).
ФД20-2560 (установлен в сцепе с 4-осным пассажирским вагоном) - локомотивное депо Гребенка (Полтавская область).
ФД20-2610 - станция Инская (г. Новосибирск).
ФД20-2697 - станция Курган.
ФД21-3000 - станция Новосибирск-Главный.
ФД21-3031 - возле Дома Культуры «Железнодорожник» в г. Тюмень.
ФД21-3092 - г. Верещагино (Пермский край).

Музейные экземпляры:
ФД20-0163, ФД20-0588 и ФД20-1477 - база запаса музея Октябрьской железной дороги на станции Шушары.
ФД20-1103 - Центральный музей Октябрьской железной дороги на Варшавском вокзале.
ФД20-1237 - Брестский железнодорожный музей.
ФД20-1393 - музей истории и развития Донецкой железной дороги.
ФД20-1679 и ФД20-1562 - Ростовский железнодорожный музей.
ФД20-2849 - Ташкентский железнодорожный музей.
ФД21-2972 - Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта на станции Свердловск-Сортировочный.

(Данные о сохранившихся машинах стащены из все той же Вики…).

Зуевка, ТРАНСПОРТ, РЖД, НАЗЕМНЫЙ, ZAVODFOTO из ЖЖ, Музей, Кировская область

Previous post Next post
Up