Оригинал взят у
nordroden в
Курская атомная станция. Часть1.Доброго утра, дня, вечера, в зависмости от того, кто и когда зашел в мой нерегулярный бложик!
Как вы уже знаете, что совсем недавно я принял участие в первом для себя блог-туре. И могу без стеснения сказать, что мне сказочно повезло, т.к. сами понимаете, что удалось попасть на объект, который не каждый даже издалека-то увидит.
В общем, объявляю серию репортажей о Курской атомной станции.
КДПВ.
Для того, чтобы вы быстрее заснули, читая мой репортаж, я помимо своих впечатлений и в качестве дополнительных сведений о станции, отдельными блоками, вставляемыми между своими шедевральными фотками буду давать выдержки всевозможной технической и прочей информации о станции, кому интересны просто картинки, можете не читать, но я бы вам рекомендовал всё же их читать, хотя бы в целях самообразования. А то в наше время повальной грамотности, не каждый отличит апельсин от турбогегератора, так что лучше читайте.
Ну и немножко предыстории, как я попал на сиё мероприятие. Однажды теплым летним вечером попивая кофеек в своём кабинете на своем балконе, увидел сообщение в журнале воронежского топ-блоггера Андрея
muph, о том, что открыт прием заявок на посещение Курской АЭС в рамках фотопроекта "В объективе - Курская АЭС". Ну долго ли мне кнопочку жмакнуть, да заявочку подать, кофе допито, кнопочка жмакнута. Буду честен, даже не надеялся, что пригласят, т.к. одно из главных требований - регулярно ведомый блог. А вот с этим в последние три года б-о-ольшая напряженка, да и после отъезда из Норильска, по хорошему, пишу всякую фигню. В общем, кнопочку жмакнул. сижу жду, день жду, два жду, съел все жданики... и тут вижу сообщение, что я в списке приглашенных! Урааа!!! Эмоции опиывать не буду, ибо бесполезно.
Утром 22 июня протер фары, попинал колесики своего стремительного автомобиля, и взял курс на славный город Курск. Долго ли, коротко ли ехал, не важно. В итоге я приехал к корпусу Информационно аналитического управления Куской АЭС.
01. Вот собственно, главный вид здания. Я приехал одним из первых, так что было время поснимать.
02. Что первое видит любой входящий в здания всевозможных управлений? Правильно, ресепшен! Тут как это обычно водится всё по линеечке и обязательная корпоративная пресса.
03. На первом этаже висит вот такая красивая карта энергетических объектов всей России, быстренько нашел точку, где я нахожусь и быстренько заснял.
04. Норильск тоже оказался на этой карте, но это уже моё прошлое.
Курская АЭС является филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» и в таком качестве входит в электроэнергетический дивизион Госкорпорации «Росатом».
Станция расположена в 40 км юго-западнее города Курска на левом берегу реки Сейм.
05. Пока было свободное время я погулял по музею с довольно хорошей выставочной экспозицией. Перед вами макет города Курчатов и прилегающей промышленной зоной. Синенькое - это пруд-охладитель, по водам которого мне предстояла прогулка утром следующего дня. Для справки площадь зеркала пруда составляет 21,5 квадратных километра.
06. Недалеко от этого макета располагается стенд с историческими фотографиями, мне было очень интересно их рассматривать, всегда люблю погружаться в историю объекта, который посещаю. С этими фото у меня запланирован отдельный репортаж.
07. А теперь давайте обратимся к музею, хоть он и не большой, но сделано все очень лаконично со многими нагляно-показательными стендами, конечно всё я не покажу, но наиболее значимые на мой взгляд сейчас предстанут перед вашими взорами. Перед вами основа основ ядерной энергетики - реакция деления урана. Думаю, что многим известно словосочетани "цепная реакция", так вот она перед вами во всей красе, детально описывать не буду, кто желает может погуглить и умереть с тоски от обилия формул и незнакомых терминов. Если сказать простым обывательским языком, то в реакторе происходит взрыв атомной бомбы, но с одной важной особенностью - этим взрывом управляют.
08. Следующий экспонат. Макет ядерного реактора РБМК-1000 и сопутствующего ему технологического оборудования. Что мы тут видим. В центре, сердце энергетической установки - ядерный реактор, окруженный бетонной противорадиационной защитой. Желтые продолговатые цилиндры это барабан-сепараторы, в которых перегретая паро-водяная смесь, выходящая из контура охлаждения реактора разделяется на жидкую и парообразную фазы. Пар, на минуточку, имеющий температуру 285 градусов, отправляется на лопатки паровых турбин, а горячая вода возвращается в первый контур, чтобы снова вернуться в реактор. Чуть ниже и так же с двух сторон видны главные циркуляционные насосы, которые, собственно и обеспечивают циркуляцию воды в охлаждающем контуре реактора. Надстройка сверху, это надреакторное помещение, которое я увижу завтра собственными глазами.
Курская атомная станция - одна из четырех крупнейших и равных по мощности атомных станций страны. На АЭС эксплуатируются четыре энергоблока с реакторами большой мощности канального типа (РБМК-1000) общей мощностью 4 тыс. мегаватт (МВт). Установленная мощность каждого энергоблока - 1000 МВт.
Реактор РБМК работает по одноконтурной схеме. Насыщенный пар, подаваемый на турбины под давлением 7,0 МПа, образуется непосредственно в реакторе при кипении проходящего через него теплоносителя. В качестве теплоносителя используется обычная очищенная вода, циркулирующая по замкнутому контуру. Для охлаждения отработавшего пара в конденсаторах турбин используется вода водоема-охладителя с площадью зеркала 21,5 км2
09. Тигр состоит из перед вами принципиальная схема атомной станции. Кстати, из неё хорошо видно, что вода, охлаждающая реактор находится в замкнутом контуре и никуда там не выливается и не проистекает ни в какие открыттые водоёмы. И еще один момент, который хочу прояснить. Все тепловые станции, вырабатывающие электроэнергию принципиально друг от друга не отличаются. Всё их отличие состоит в той части, что нагревает теплоноситель, т.е. превращает воду в пар. На атомной станции это ядерный реактор, на ТЭЦ, ГРЭС это газовые, угольные, мазутные котлы, в которых вода нагревается путём сжигания топлива.
Энергоблоки Курской АЭС были подключены к единой энергетической системе страны в 1976, 1979, 1983 и 1985 годах. В 1994-2009 годах все действующие энергоблоки прошли глубокую техническую модернизацию. В 2013-2014 годах выполнено восстановление ресурсных характеристик графитовой кладки реакторной установки (ВРХ РУ) энергоблока № 2. В настоящее время проводится ВРХ энергоблока № 1.
Курская АЭС - крупнейший в Среднерусском Черноземье генерирующий источник электроэнергии. С начала эксплуатации в 1976 году, по состоянию на 1 марта 2016 года, станцией выработано 836,1 млрд. кВтч электроэнергии. Основной потребитель - 19 субъектов Российской Федерации, входящих в энергосистему «Центр».
10. Продолжаем осмотр экспозиции. Тааак, перестать боятся! Это обычные манекены, облаченные в обычную рабочую одежду, которую одевают обычные работкники станции.
На этом я закончу музейную тему, т.к. впихнуть всё, что я там снял просто невозможно в рамках одно-двух и даже трех репортажей.
После осмотра экспозиции меня препроводили на ужин, вкусно накормили и когда все собрались провели ознакомительную встречу, на которой раздали хорошие сувениры, озвучили программу мероприятия. Пргограмма обещала быть ооочень насыщенной. Скажу просто, начало мероприятия в четыре утра, окончание в восемь вечера, нон-стоп без перерывов на послеобеденный сон.
11. Итак, подъем в 3-45, экспресс пробуждение, сбор у места встречи, погрузка в танспорт. Первым объектом программы был пруд-охладитель. Запланирована утренняя съемка пруда и станции. Так-с, нет, на этой фотке совсем не пруд, это ближайшая лужа, в которой живописно отраджался машинный зал станции.
12. Входными воротами пруда являются вот эти шлюзы, через которые в пруд попадает теплая вода. Вода очень теплая, сам трогал. К слову, из-за этой теплой воды купальный сезон в Курчатове начинается в апреле месяце!
13. Нас уже ждут два катера, наша группа займет катер, который справа. К моему счастью над прудом клубился такой хоороший утренний туман, я был этому рад, т.к. в тумане я еще не снимал, да и догадывался, что живописности кадрам этот туман добавит сполна. Я не ошибся, смотрим дальше.
14. Отходим от причала, за камышами, мирно спит катер.
15. Легкий ветерок рвал туман в крупные клочья, мешая пробиваться лучам восходящего светила. Воздух был пропитан влагой, облака теплого и мягкого тумана окутывали наш катер, наснимал картинок вагон и маленькую тележку, красотища!!! Тишину этого туманного утра нарушал мерный гул нашего катера, фантастика!
16. Около сорока минут длилось наше блуждание по туманным просторам пруда-охладителя, мы обогнули водоразделительную дамбу и теперь всзяли курс на станцию. Солнце поднялось выше, ветерок усилился и наконец, стала виднеться станция. Первые кадры.
17. Но в этом утреннем царстве тепла и тумана мы не одни, за нами внимательно наблюдает цапля. Кстати разделительная дамба да и сам пруд-охладитель это не просто техническое сооружение, это можно назвать рукотворным заповедником.
Так, в ходе исследований проведенных сотрудниками Центрально-черноземного государственного природного биосферного заповедника было выявлено 524 вида сосудистых растений, 40 видов мохообразных и 41 вид лишайников. Кроме широко распространенных в Курской области лесных, луговых, болотных и растущих на песках растений, обнаружены 13 видов занесенных в Красные книги России и Курской области, в том числе и 8 видов орхидей.
Микологические исследования позволили всего за один вегетационный период выявить более 100 видов грибов. Исследования орнитофауны водоёма-охладителя Курской АЭС удивили не меньше. На его акватории и прилегающей санитарно-защитной зоне обнаружено более 100 видов птиц. Они спокойно живут здесь и, судя по всему, чувствуют себя достаточно уютно. Более того, коса-разделитель и прибрежные заросли, как выяснилось, являются единственным в курской области постоянным местообитанием усатой синицы, которая занесена в Красную книгу Курской области.
18. Станция тем временем всё ближе и ближе, туман то закроет, то откроет производственные корпусА.
19. А за спиной туман практически исчез, Саша, штатный фотограф АЭС активно запечатлевает нас, попутно рассказывает о станции и отвечает на наши немногочисленные вопросы.
20. По прошествии времен туман превратился в густые облака и поднялся над нами, у воды осталасть только узкая полоска.
21. А тем временем мы приближаемся к точке откуда отчалили всего час назад, и картина совсем другая. Мне этот кадр понравился больше всех. Его и покажу.
22. Пока мы приближались к точке старта нас догнал катер со второй группой, нагнал волну и скрылся за прибрежным камышом.
23. После высадки на берег у нас было немного времени, чтобы прогулятся по берегу и поснимать все, что душе угодно. Мне по душе пришлись листья камыша, покрытые утренней росой.
Потом был завтак, инструктаж по технике безопасности и радиационной безопасности, посещение музея и выезд на станцию.
На этом первую часть хочу закончить, она получилась пейзажной. Следующий репортаж будет из самОй станции.