Оригинал взят у
severok1979 в
ПЕРВЫЕ ТРАКТОРА НА ТАЙМЫРЕ: УРВАНЦЕВ И НОРИЛЬСКПродолжаем тему технического первопроходчества Н.Н. Урванцева на Таймыре.
Сегодня речь пойдёт о первых гусеничных тракторах в НПР.
Предоставим слово самому Николаю Николаевичу.
"Автотранспорт на Крайнем Севере впервые был применен автором настоящей статьи зимою 1925/26 г. при разведке Норильского полиметаллического месторождения для переброски грузов по тундре от реки Енисея до месторождения на расстояние 84 км.
Хотя завод «Большевик» уже приступил в то время к изготовлению своих первых опытных гусеничных тракторов типа «Холт», но их дороговизна и длительность изготовления заставили взять, что было в наличии - гусеничные сельскохозяйственные тракторы «Рено». Прицепками служили сани специальной конструкции лроф. Н. Ветчинкина.
В течение всей зимы по ряду причин удалось сделать лишь одну поездку на трех машинах, во время которой было перевезет) около 9 т строительных материалов и около 7 т каменного угля. Главными причинами затруднений служили конструктивные недостатка и плохое качество машин. Затем сани оказались весьма неудачного типа, чрезвычайно громоздкие, тяжелые, с узкими полозьями. Временами они настолько сильно зарывались в снег, что вытягивать их приходилось всеми тремя машинами, причем нередко рвался вчетверо. сложенный буксирный трос 12 мм а диаметре.
Все же в результате первого опыта было твердо установлено огромное значение механического транспорта на севере, ибо только за один рейс был переброшен груз, для доставки которого потребовался бы караван в 240 оленей. (Журнал "За рулем", 1935. №1, с.16-18, Н.Н. Урванцев Вездеходы в Арктике)
"Весьма важным вопросом для нас был транспорт: как и на чем перебрасывать с одного места на другое буровые вышки и оборудование, как обеспечить подвозку горючего, воды и прочего. О лошадях, оленях или собаках не могло быть и речи. Нужен был механический транспорт, опыт применения которого в бездорожных условиях Севера у меня уже имелся. Для доставки грузов, главным образом строительных материалов, при разведке Норильского месторождения в 1924 - 1926 годах применялись гусеничные тракторы "Рено" с прицепными санями грузоподъемностью 6 тонн.Это был первый опыт применения механического транспорта для хозяйственных работ в Арктике не только у нас, но и за рубежом. Тогда мы убедились, что тракторы с тяжелыми большегрузными санями могут работать только на плотных ледяных или укатанных дорогах. Для бездорожной снежной целины со сложным рельефом подойдут более легкие машины типа автосаней с гусеничным или полугусеничным ходом и легким буксиром на прицепе. Этот опыт нам и следовало теперь учесть, а поэтому от тракторов пришлось сразу же отказаться." (Н.Н. Урванцев Таймыр - край мой северный. Москва, "Мысль", 1978)
Как мы поняли из приведённых цитат, речь идёт о гусеничных тракторах "Рено". Увы, в части их изображений и технических описаний Интернет смог помочь в минимальной степени.
01. Схема с общим описанием конструкции. Даже на первый взгляд видно, что у трактора совершенно отсутствует утеплённая кабина машиниста, многие узлы и агрегаты расположены открыто, нет фар для работы в полярную ночь. Явно конструкция не для Арктики.
Кстати, в очередной раз убеждаюсь, что улица Нансена появилась в Норильске совершенно неслучайно. Статья из Заполярной правды (№ 154 от 11.10.2001).
"Как нам Нансен трактор подарил
Фритьоф Нансен был не только великим путешественником и исследователем Севера. Он приобрел знаменитость еще и своей деятельностью на благо общества. В годы гражданской войны Фритьоф Нансен был одним из западных общественных деятелей, поддержавших молодую Россию.
С Норильском же этого ученого связывает экспедиция 1925 года, которую возглавлял родственник жены Сталина Павел Алилуев. Именно с этой экспедицией на Таймыр впервые прибыли трактора прославленной марки "Рено", которые, правда, не оправдали себя в условиях Крайнего Севера. Но вот что написано об этом в секретном документе - отчете начальника экспедиции Павла Алилуева: ": системы (тракторов) "Холт" и "Рено" имеют примерно одни и те же конструктивные достоинства, с той лишь разницей, что одна система несколько сильнее другой: Причина, побудившая экспедицию приобрести трактора системы "Рено", общеизвестна. Н.Н. Урванцев, в свою очередь, был одним из инициаторов этого приобретения. Наши средства позволяли в одном случае иметь один "Холт", в другом три "Рено". Столь большая разница в цене объяснялась тем, что в одном случае продукция была нашего производства, с дорогой себестоимостью, а в другом заграничная, привезенная профессором Ф.Нансеном беспошлинно - как дар голодающим Поволжья". И еще один факт. Именем норвежского подданного Фритьофа Нансена назван один колхоз на Полтавщине. Это хозяйство было создано на деньги, направленные Нансеном в виде гуманитарной помощи. Т.КРЫЛЕВСКАЯ"
02. Единственное фото. Трактор, вроде, загружается на судно. Может, это отправка в Дудинку?