Павильон музея "Боевая слава Урала", Верхняя Пышма. Часть 1

May 09, 2016 22:00

Оригинал взят у toshishiro в Павильон музея "Боевая слава Урала", Верхняя Пышма. Часть 1
Кажется, в сообществе ещё не было обзора "Музея боевой славы" в Верхней Пышме, рискну подступиться к этой теме - в честь грядущего праздника. Музей был открыт по инициативе УГМК в 2005 году и за время своего существования накопил настолько солидную коллекцию военной техники, что осмотреть её за одно посещение затруднительно. Львиная доля техники расположена на экспозиции под открытым небом, часть более восприимчивых к погодным условиям экспонатов (включая гражданскую технику) спрятана в трёхэтажном павильоне, посещение которого платное. Коллекция ежегодно и весьма активно пополняется, экспонаты всё время переставляются и уплотняются, отчего, например, в павильоне доступ к ним стал куда проблематичнее. В итоге принято решение о строительстве второго павильона, и в скором будущем военная и гражданская техника будут разделены.




1. Своим обзором я охвачу лишь ту часть техники, которая расположена в этом самом павильоне, и, соответственно, разделю рассказ на две части - военную и гражданскую. Военная техника собрана преимущественно на первом этаже. Техника сопровождается информативными табличками, поэтому буду просто предоставлять слово музейщикам УГМК. Часть экспонатов помечена как участвовавшие в параде, а это значит, что они на ходу, поэтому этот момент я также буду отмечать. Начинается экспозиция с 45-мм противотанковой пушки М-42 образца 1942 года.
Годы выпуска: 1934-1946
Всего произведено: 10983 шт.
Завод-изготовитель: №172 (Пермь)
Разработчик: ОКБ-172 (Пермь)
Боевое применение: Великая Отечественная война
Модернизированный вариант 45-мм пушки 53-К обр. 1937 г. По сравнению с предыдущей моделью был значительно удлинён орудийный ствол, увеличена толщина брони щитового покрытия и разработан новый выстрел с увеличенным весом порохового заряда. В результате удалось повысить начальную скорость снаряда и увеличить бронепробиваемость.




Далее идёт лёгкая бронетехника. С одной стороны - бронеавтомобили, с другой - лёгкие танки.

2. Лёгкий бронеавтомобиль Д-8 образца 1931 года
Годы выпуска: 1931-1932
Всего произведено: до 60 шт.
Завод-изготовитель: Ижорский завод (г. Ленинград)
Разработчик: опытно-конструкторское и испытательное бюро Управления мехнизации и моторизации РККА, констркутор Н.И.Дыренков
Боевое применение: советско-финская война (1939-1940 гг.)
Предназначался для разведки, связи и боевого охранения. Машина имела низкий силуэт, сильно наклонённые броневые листы, обеспечивающие рикошетирование пуль. Башня отсутствовала - пулемёт был смонтирован прямо в корпус. На основе Д-8 в 1932 г. был создан бронеавтомобиль ФАИ.




3.



4. Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ образца 1933 года.
Годы выпуска: 1933-1935
Всего произведено: 697 шт.
Завод-изготовитель: Ижорский завод (г. Ленинград)
Разработчик: конструкторское бюро Ижорского завода
Боевое применение: гражданская война в Испании (1936-1939 гг.), военные конфликты на оз. Хасан (1938 г.), на р. Халхин-Гол (1939 г.), советско-финская (1939-1940 гг.) и Великая Отечественная войны.
Создан на основе шасси автомобиля Д-8 в 1932 г. Предназначался для разведки, связи и боевого охранения. Машина имела низкий силуэт, сильно наклонённые броневые листы, обеспечивающие рикошетирование пуль.




5.



6. Лёгкий бронеавтомобиль БА-20 обр. 1936 г.
Годы выпуска: 1936-1942
Всего произведено: 2013-2114 шт.
Завод-изготовитель: Выксунский завод дробильно-размольного оборудования
Разработчик: конструкторское бюро Выксунского завода дробильно-размольного оборудования (г. Выкса, Горьковская обл.)
Боевое применение: конфликт на р. Халхин-Гол (1939 г.), советско-финская (1939-1940 гг.) и Великая Отечественная войны.
Бронеавтомобиль БА-20 создан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1. Установлена пулестойкая броня и пулестойкие шины ГК. Машина обладала хорошей проходимостью. Использовалась для разведки и сопровождения колонн, как связной автомобиль.




7.



8. Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б образца 1942 года.
Годы выпуска: 1942-1946 гг.
Всего произведено: 5209 шт.
Завод-изготовитель: Горьковский автомобильный завод
Разработчик: конструкторское бюро Горьковского автомобильного завода, конструктор В.А.Грачёв
Боевое применение: Великая Отечественная война, военный конфликт в Корее (1950-1953 гг.)
Создан на основе шасси бронеавтомобиля БА-64. В результате модернизации боевая машина стала обладать повышенной устойчивостью к опрокидыванию. БА-64Б предназначался для решения задач командирской разведки, связи, сопровождения автоколонн.
Участник парада.




9. Средний бронеавтомобиль БА-27 образца 1927 года
Годы выпуска: 1928-1931 гг.
Всего произведено: 215 шт.
Завод-изготовитель: Ижорский завод (г. Ленинград)
Разработчик: конструктор А.А.Рожков; КБ АМО (г. Москва), конструкторы Б.Д. Строканов, Е.И. Важинский
Боевое применение: военные конфликты 1920-1930-х гг.
Первый советский серийный бронеавтомобиль. Разработан на шасси грузового автомобиля АМО-Ф-15. БА-27 состояли на вооружении Первой механизированной бригады, автоброневых дивизионов, бронеэскадронов кавалерийских дивизий Красной Армии. Несколько бронеавтомобилей были поставлены в Монголию, где использовались до конца 1940-х гг. На базе машины создана бронедрезина БА-27 ЖД и бронеавтомобиль БА-27М.




10.



11. Лёгкий бронеавтомобиль БА-3 образца 1934 года
Годы выпуска: 1934-1936 гг.
Всего произведено: более 200 шт.
Завод-изготовитель: Ижорский завод (г. Ленинград)
Разработчик: конструкторское бюро Ижорского завода
Боевое применение: конфликт на р. Халхин-Гол (1939 г.), советско-финская (1939-1940 гг.) и Великая Отечественная войны.
Бронеавтомобиль БА-3 создан на трёхосном шасси грузового автомобиля "Форд-Тимкен". Машина использовалась для разведки и сопровождения колонн, а также как связной автомобиль.




12.



13. Средний бронеавтомобиль БА-6 образца 1936 года.
Годы выпуска: 1936-1938 гг.
Всего произведено: 386 шт.
Завод-изготовитель: Ижорский завод (г. Ленинград)
Разработчик: конструкторское бюро Ижорского завода
Боевое применение: гражданская война в Испании (1936-1939 гг.), военный конфликт на р. Халхин-Гол (1939 г.), советско-финская (1939-1940 гг.) и Великая Отечественная войны.
Разработан на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА и корпуса от бронеавтомобиля БА-3. На момент создания обладал достаточно мощным вооружением. Особенностью БА-6 стало использование пулестойких шин "ГК". Бронеавтомобиль стоял на вооружении разведывательных подразделений стрелковых, танковых и кавалерийских соединений Красной Армии.
Участник парада.




14. Лёгкий плавающий автомобиль Ford GPA "SEEP"
Годы выпуска: 1941-1943 гг.
Поставлено по ленд-лизу в СССР: 2200-3500 шт.
Заводы-изготовители: заводы компании "Ford" (США)
Разработчик: конструкторы фирмы "Ford" (США)
Боевое применение: Вторая мировая война
Созда на базе знаменитого автомобиля "Willys" MB. Применялся для форсирования водных преград и в ходе проведения десантных операций. Конструкция машины была признана настолько удачной, что после войны на её базе был построен и производился советский автомобиль-амфибия ГАЗ-46 МАВ.




15.



16. Гусеничный артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" обр. 1937 г.
Годы выпуска: 1937-1941 гг.
Всего произведено: 7780 шт.
Заводы-изготовители: № 37 (Москва), Горьковский автомобильный завод
Разработчик: конструкторское бюро завода № 37 им. С. Орджоникидзе, конструктор - Н.А. Астров
Боевое применение: военные конфликты на оз. Хасан (1938 г.), на р. Халхин-Гол (1939 г.), советско-финская (1939-1940 гг.) и Великая Отечественная войны.
Предназначался для буксировки противотанковых и полковых артиллерийских орудий. В его конструкции широко применялись узлы и детали от лёгкого танка Т-38. В 1941 г. на базе "Комсомольца" были созданы самоходные орудия ЗиС-30, вооружённые 57-мм пушкой ЗиС.
Участник парада.




17.



18. Боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-24 обр. 1941 г.
Годы выпуска: 1941-1942 гг.
Всего произведено: 200 шт.
Завод-изготовитель: завод № 733 "Компрессор" (Москва)
Разработчик: специальной конструкторское бюро № 4, конструктор - Б.И. Шавырин
Боевое применение: Великая Отечественная война
Использование гусеничного танка Т-60 позволило повысить проходимость установки. Артиллерийская часть снабжена механизмами наводки и прицельными приспособлениями. Активно использовалась на первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.)




19. Гусеничный трактор-амфибия "Studebaker M29C Weasel"
Годы выпуска: 1943-1945 гг.
Всего произведено: 15124 шт.
Заводы-изготовители: Studebaker Brothers Manufacturing Company
Разработчик: Studebaker Brothers Manufacturing Company, конструктор - Джеффри Пайк
Боевое применение: боевые операции в Западной Европе в 1944-1945 гг.
Предназначен для перевозки людей и грузов в зимних условиях. Применялся войсками союзников во время боевых операций в Западной Европе в 1944-1945 гг. После окончания войны долгое время стоял на вооружении армий различных государств.
Участник парада.




20.



Теперь танковая половина зала.

21. Танкетка Т-27 обр. 1931 г.

Т-27 разработаны в 1930-1931 гг. на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk.IV. Стояли на вооружении разведывательных подразделений общевойсковых и танковых соединений, а также воздушно-десантных бригад. Применялись во время ликвидации басмачества, советско-финской войны (1939-1940 гг.) и в сражениях начального периода Великой Отечественной войны.




22.



23. Легкий плавающий танк Т-37А обр. 1932 г.
Первый советский серийный плавающий танк. Прототипом послужила английская танкетка Vickers-Carden-Loyd. Входил в состав разведывательных батальонов моторизованных дивизий, танковых батальонов стрелковых дивизий и воздушно-десантных корпусов. Представленный экспонат произведен на Ижорском заводе в числе ограниченной партии, с измененной сварной башней. Подбит в районе дороги Терийоки-Койвисто на рубеже УР «Инкиля» в ходе Советско-финской войны в феврале 1940 г.




24. Лёгкий плавающий танк Т-38 образца 1936 года.
Годы выпуска: 1936-1939
Всего произведено: 1340 шт.
Завод-изготовитель: №37 (Москва)
Разработчик: КБ-Т завода №37 (Москва), главный конструктор Н.А.Астров
Боевое применение: военный конфликт на реке Халхин-Гол (1939 г.), Советско-финская (1939-1940 гг.) и Великая Отечественная войны.
Является модернизированным вариантом танка Т-37А, при этом корпус был шире без дополнительных поплавков, башня была смещена влево. Изменения коснулись трансмиссии: вместо автомобильного дифференциала в качестве механизма поворота были использованы бортовые фрикционы. Движение на плаву обеспечивалось трехлопастным гребным винтом, маневрирование - рулём.
Благодаря перекомпоновке и улучшению ходовой части, в новой модели удалось уменьшить «галопирование» и повысить эффективность стрельбы с хода. Танк входил в состав разведывательных батальонов моторизованных дивизий, танковых батальонов стрелковых дивизий и воздушно-десантных корпусов.
Участник парада.




25.



26. Лёгкий танк Т-26 образца 1931 года.
Годы выпуска: 1931-1934
Всего произведено: 2038 шт.
Завод-изготовитель: №174 (Ленинград)
Разработчик: КБ завода №174 (Ленинград), конструктор С.А.Гинзбург
Боевое применение: военные конфликты 1930-х гг., Великая Отечественная война
Является первой модификацией танков Т-26. Предназначался для поддержки пехоты в составе стрелковых соединений, а также для выполнения самостоятельных задач. Характерное отличие - наличие двух башен, которые могли вращаться независимо друг от друга в секторе 270⁰.
Участник парада.




27.



28. Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года.
Годы выпуска: 1933-1940
Всего произведено: 3938 шт.
Завод-изготовитель: №174 им К.Е.Ворошилова (Ленинград)
Разработчик: КБ завода "Большевик", конструкторы С.А.Гинзбург, М.П.Зигель
Боевое применение: гражданская война в Испании (1936-1939 гг.), военный конфликт на р.Халхин-Гол (1939 г.), Советско-финская (1939-1940 гг.) и Великая Отечественная войны.
Вместе с колёсно-гусеничным танком БТ лёгкий танк Т-26РТ был основой бронетанкового парка Красной Армии предвоенного периода. Командирские танки Т-26РТ были оснащены коротковолновой радиостанцией, поручневая антенна которой была закреплена на изолирующих кронштейнах вокруг башни. Всего советской промышленностью изготовлено около 10300 танков Т-26 разных модификаций. Танк, представленный в экспозиции музея, участвовал в боях на ленинградском направлении.
Участник парада.




29.



30. Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5 образца 1933 г.
Годы выпуска: 1933-1934
Всего произведено: 1884 шт.
Завод-изготовитель: паровозостроительный завод им. Коминтерна (завод №183, Харьков)
Разработчик: Конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода, конструктор А.О.Фирсов
Боевое применение: гражданская война в Испании (1936-1939 гг.), военный конфликт на р.Халхин-Гол (1939 г.), Советско-финская (1939-1940 гг.) и Великая Отечественная войны.
Модификация предшествующей модели лёгкого танка БТ-2, спроектированного на основе американского танка М.1931 инженера Дж.Кристи. Танк БТ-5 отличался новой башней на уширенном погоне и более мощным вооружением - 45-мм пушкой
Участник парада.




31.



32. Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7 образца 1937 г.
Годы выпуска: 1937-1939
Всего произведено: 4613 шт.
Завод-изготовитель: №183 (Харьков)
Разработчик: Конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода, конструктор А.О.Фирсов
Боевое применение: военные конфликты 1930-х гг., Великая Отечественная война.
Один из лучших советских танков 1930-х гг. является дальнейшим развитием колёсно-гусеничного танка БТ-5, танк стоял на вооружении механизированных корпусов, а также мог использоваться для выполнения самостоятельных задач. Наряду с танком Т-26 являлся основой бронетанкового парка Красной Армии.
Участник парада.




33.



34. Ещё один БТ-7 со снятыми траками.




35.



36. Лёгкий танк Т-40С образца 1941 года
Годы выпуска: 1941
Всего произведено: 181 шт.
Завод-изготовитель: №37 (Москва)
Разработчик: конструкторское бюро завода №37, конструктор Н.А.Астров
Боевое применение: Великая Отечественная война
Танк Т-40С предназначался для замены устаревших танков Т-37А и Т-38. Стоял на вооружении разведывательных батальонов моторизованных дивизий, танковых батальонов стрелковых дивизий и воздушно-десантных корпусов. Применялся во время Великой Отечественной войны. Часть танков сипользовалась под монтаж реактивных установок.
Участник парада.




37.



38. Легкий танк Т-60 обр. 1941 г.
Спроектирован летом 1941 г. с учетом большой потребности в бронетанковой технике и невозможности быстрого освоения промышленностью танка Т-50. Отличался увеличенной толщиной лобовой части корпуса, обладал хорошей проходимостью и маневренностью. На базе танка выпускались САУ БМ-8‑24. Вооружение для танков Т-60 поставлял в том числе и завод № 314, который был развернут в ноябре 1941 г. на площадках Медногорского медно-серного комбината (входит в ООО «УГМК-Холдинг»).




39.



40. Легкий танк Т-70 обр. 1942 г.
При проектировании танка Т-70 были максимально использованы узлы и агрегаты танка Т-60. При этом было усилено бронирование, увеличено число катков до пяти, установлена пушка. Впервые в отечественном танкостроении применен принцип спаривания двух двигателей, соединенных в один агрегат. На базе танка Т-70, его узлов и агрегатов выпускались САУ СУ-76, СУ-76М и зенитная установка ЗСУ-37.




41.






42. Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-64
Легкий многоцелевой автомобиль повышенной проходимости вездеход со всеми ведущими колесами. Технической базой послужили полно приводное шасси ГАЗ-61 и агрегаты от серийных грузовиков. Применялся как штабной автомобиль и для буксировки артиллерийских орудий. На шасси ГАЗ-64 выпускался бронеавтомобиль БА-64. С 1943 г. выпускался модернизированный автомобиль под названием ГАЗ-67.




43.



44. Тяжёлый советский мотоцикл М-72 ИМЗ, копия немецкого мотоцикла BMW R71. Его прямым наследником стал знаменитый ирбитский "Урал".




45.



46. Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67
Годы выпуска: 1943-1953
Всего произведено: 92843 шт. (в 1943-1945 гг. - 4851 шт.)
Завод-изготовитель: Горьковский автомобильный завод
Разработчик: конструкторское бюро Горьковского автомобильного завода, конструкторы В.А.Грачёв, Г.М.Вассерман и др.
Боевое применение: Великая Отечественная война, военный конфликт в Корее (1950-1953 гг.)
Представляет собой модернизированную модель автомобиля ГАЗ-64. Использовался как штабной и разведывательный автомобиль, применялся для перевозки раненых, а также в качестве лёгкого артиллерийского тягача. После окончания войны широко использовался в народном хозяйстве.
Участник парада.




47. 7,62-мм счетверённая зенитная пулемётная установка М-4 образца 1931 г. на базе автомобиля ГАЗ-ММ
Годы выпуска: 1931-конец 1930-х гг.
Всего произведено: до 12000 установок, часть из которых устанавливалась на автомобиль ГАЗ-ММ
Заводы-изготовители: Тульский оружейный завод; шасси - Горьковский автомобильный завод
Разработчик: КБ Тульского оружейного завода, шасси - КБ Горьковского автомобильного завода
Боевое применение: советско-финская (1939-1940 гг.), Великая Отечественная войны
Установка представляет собой четыре пулемёта системы Максима, объединённых в один блок и смонтированных на тумбовом основании. Для поворачивания предусмотрены специальные наплечные дуги.Заряжание ленточное, при этом по сравнению с обычным пулемётом лента увеличена до 500 патронов на каждый ствол. Для своего времени М-4 была достаточно эффективным оружием, которое отличалось высокой скорострельностью и плотностью огня, а также быстрой наводкой. Автомобиль ГАЗ-ММ представляет собой модификацию знаменитой полуторки (ГАЗ-АА), оснащённую более мощным мотором ГАЗ-ММ (50 л.с.)




48. Грузовой автомобиль ЗиС-5В, передан в дар от коллектива ОАО "Приволжско-Уральского строительного управления" Министерства Обороны РФ
Годы выпуска: 1942-1947
Всего произведено: 85800 шт. (в 1942-1945 гг.)
Заводы-изготовители: Завод им. Сталина (г. Москва), Ульяновский автомобильный завод, Уральский автозавод им. Сталина
Разработчик: КБ Горьковского автомобильного завода
Боевое применение: Великая Отечественная война
ЗиС-5В - модель советского грузовика (буква "В" обозначала "военный"). В 1942 году на ЗиС-5В были применены облегчённая на 124 кг кабина из фанеры и дерева ("вагонки"). Доски обшивки крепились гвоздями. Крыша кабины изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался дермантин. Крылья были сделаны методом простой гибки из обычного листового проката вместо штампованных с глубокой вытяжкой на довоенной модели, тормоза оставлены только на задних колёсах, бортовая платформа с одним задним откидным бортом. Обод рулевого колеса изготовлялся из дерева.




49. Транспортёр переднего края (ТПК) ЛуАЗ-967
Годы выпуска: 1961-1989 гг.
Всего произведено: более 4000 шт.
Завод-изготовитель: Луцкий автомобильный завод
Разработчик: КБ Запорожского автомобильного завода
Полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъёмности. Был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения. Транспортёр отличался очень малыми габаритами и имел водонепроницаемый корпус. Экспонат предоставлен частным коллекционером Артемьевой Ларисой Борисовной.




50.



51.



52. Между этажами подвешено несколько советских истребителей времён второй мировой. Истребитель И-15 - "чатос" (исп. - курносый), в модификации И-153 известен как "чайка". Уступавший И-16 в скорости, но бравший манёвренностью, вполне себе неплохо сбивал ранние Me-109 в Испании. Любимая машина советского аса Анатолия Серова aka Родриго Матео.




53.



54.



55.



56. Гремевший в Испании и ещё немного поборовшийся в Великой Отечественной - И-16 "ишак".




57. Истребитель Як-1б образца 1942 года




58. Истребитель Миг-3 образца 1941 года. "Всего лишь один МиГ из тысячи", - говаривал про себя Александр Покрышкин, в начале войны пересевший на вот такой аппарат и одержавший на нём свои первые громкие победы.




59.



60. Истребитель ЛаГГ-3 образца 1941 года.




61. Самолет-разведчик Р-5 обр. 1928 г. - "небесный тихоход", оружие "ночных ведьм"

Один из самых массовых советских бипланов 1930-х гг. Использовался как посыльный, разведывательный, санитарный самолет, легкий бомбардировщик. Кроме того, массово использовался в гражданской авиации. Поставлялся в Иран, Турцию, Монголию.




62.



63.



С момента моего визита в музей, экспозиция павильона успела пополниться ещё парой машин: британский одноместный истребитель Hawker Hurricane и истребитель Як-3. Но за этим музеем трудно поспеть. Коллекция автомобилей и бронетехники также расширилась.

Военная тема продолжается на третьем этаже, хотя относительно крупных технических экспонатов тут немного, всё больше личные вещи бойцов, стрелковое и холодное оружие, манекены в обмундировании, небольшие экспозиции, посвящённые локальным войнам и т.п. Главный технический экспонат здесь такой.

64. Пулемётная кавалерийская тачанка обр. 1926 г.
Годы выпуска: 1920-1930-е гг.
Всего произведено: нет данных
Завод-изготовитель: Молочанский обозный завод
Разработчик: Молочанский обозный завод
Тачанка представляет собой специальную повозку с приспособлениями для перевозки пулемёта. Предназначена для стрельбы по наземным и воздушным целям. Запрягалась четвёркой лошадей. Тачанки стояли на вооружении кавалерийских соединений Красной Армии, применялись во время Великой Отечественной войны. На вооружении стояли до 1950-х гг.




65.



66. И покажу ещё несколько крупных стрелковых единиц оружия. Это станковый пулемёт Гочкис обр. 1914 года, основной пулемёт французской армии в Первую Мировую войну. "Вот что, ребята, пулемёт я вам не дам", - задумчиво выдавил из себя Верещагин, прибирая свой "гочкис" в шкаф. Правда там был лёгкий пулемёт значительно более поздней модели - 1922 года.




67. 7,62-мм ручной пулемёт "Льюис" образца 1913 года. А вот этот пулемёт товарищ Сухов изъял из фонда местного музея и отремонтировал. Остаётся только гадать, что в музее делал вполне на тот момент современный пулемёт, да ещё с боезапасом. Правда у того музейная табличка гласила, что он образца 1909 года.




68. 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт Дегтярева-Шпагина обр. 1938 года.




69. А это тяжёлый пехотный огнемёт ТПО-50 образца 1950 года



70.

Свердловская область, ZAVODFOTO из ЖЖ, Музей, Верхняя Пышма

Previous post Next post
Up