Усть-Илимская ГЭС

Apr 19, 2016 18:00

Оригинал взят у e_strannik в Усть-Илимская ГЭС
Неделю назад довелось побывать на четвертой по мощности ГЭС России - Усть-Илимской ГЭС. Станция находится на реке Ангара и является третьей ступенью Ангарского каскада, после Иркутской и Братской ГЭС. Высота верхнего бьефа над уровнем моря составляет 296 м. По плотине ГЭС проложен автодорожный переход, по которому движение в настоящее время закрыто.





1. Панорама с видом на ГЭС открывается с моста, связывающего две части города Усть-Илимск, но далеко и вид не завораживает. Поэтому остановились чтобы сделать фото по дороге на станцию.



2. В соответствии с проектом строительство Усть-Илимской ГЭС было разбито на два этапа. Первый - выполнение подготовительных работ - составил пять лет: с 1963 по 1967. За это время была освоена строительная площадка на левом берегу Ангары, подсобные производственные предприятия: бетонные, арматурные заводы, авторемонтные мастерские, поселок гидростроителей, проложена линия электропередачи Братск-Усть-Илимск.



3. В июне 1966 был открыт сквозной постоянный проезд по автодороге от Братска до будущей Усть-Илимской ГЭС. В марте 1966 начались работы на основных сооружениях гидроузла. Эта дата считается официальным началом строительства ГЭС.



4. 22 апреля 1968 в плотину ГЭС уложили первый кубометр бетона. Второе перекрытие русла Ангары было произведено 13 августа 1969. 3 октября 1974 началось заполнение Усть-Илимского водохранилища, оно продолжалось до 1977. В декабре 1980 года ГЭС сдана в промышленную эксплуатацию.



5. Закончим с историей станции и посмотрим, что она представляет из себя в наше время. Станция контролируется ОАО "Иркутскэнерго", однако плотины ГЭС находятся в собственности ОАО "РусГидро". Усть-Илимская ГЭС - высоконапорная гидроэлектростанция приплотинного типа. В состав основных сооружений гидроузла входят: бетонная гравитационная плотина длиной 1475м и высотой 105м, состоящая из станционной плотины длиной 396м, водосливной плотины длиной 242м, и глухих частей плотины (в русле и берегах) длиной 837м, а также левобережной каменно-земляной плотин длиной 1710м и высотой 28м, и правобережной земляной (песчаной) плотины длиной 538м и высотой 47м.



6. Вид из окна руководителя ГЭС. Мне эти тучи сразу не понравились. Так и получилось, во время осмотра станции повалил снег, и на гребень мы попали только на следующий день, но зато в свежевыпавшем снеге отражалось солнце :).



7. Взгляд Ильича направлен в сторону машинного зала, туда мы и направились.



8. Здание ГЭС длиной 440м расположено у правого берега непосредственно за станционной частью плотины. Планировалось установить 18 гидроагрегатов, но остановились на 16 агрегатах с радиально-осевыми турбинами и генераторами зонтичного типа. Места для еще двух агрегатов используется как дополнительная монтажная площадка.



9. Станция модернизируется и все ожидают прибытия нового рабочего колеса гидроагрегата № 10. Это-то и было инфоповодом нашего посещения ГЭС. Но из-за погодных условий колесо задержалось, и мы увидели его только утром в день отъезда из Усть-Илимска. На фотографии ротор генератора.



10. А это мама статор генератора.



11. Колесо, отработавшее 40 лет, было демонтировано, очищено и обцеловано женской половиной коллектива. Подробнее о новом рабочем колесе я уже писал. Смотрите по ссылке.



12. Турбины сделаны на Ленинградском Металлическом заводе (мой репортаж с него можно посмотреть по ссылке), а генераторы на заводе "Уралэлектротяжмаш".



13. Крепежные детальки. Такие маленькие, килограмм по 100 ))).



14.



15. Система управления направляющего аппарата гидротурбины.



16. Спустимся на 1 уровень ниже.



17.



18.



19.



20. Начальник смены машинного зала.



21.



22.



23.



24.



25.



26.



27. Пока нет рабочего колеса можно спуститься в шахту генератора.



28. И даже попасть в спиральную камеру, служащую для равномерного поступления воды (из напорного водовода) по всему периметру направляющего аппарата гидротурбины.



29. Облазив все, что только можно идем в Центральный пульт управления станции.



30. На этом наш осмотр закончился, на улице валил снег и оставаться на станции не имело смысла.



31. С наступлением вечера снег прекратился, и мы поехали снимать вечерние виды. Красотень!



32. Утром мы вернулись на тоже место. Мороз и солнце...



33. Ну и мой ДР, который я встретил в этом году в Усть-Илимске.



34. Распредустройство ГЭС. Современное оборудование занимает десятую часть этой территории, но в первую очередь модернизируются гидроагрегаты.



35.



36. Теперь на гребень станции. Сирены напоминают те, которые показывают в фильмах о войне.



37. С помощью двух козловых кранов производится подъем и опускание сегментных затворов водосброса, который, кстати, в крайний раз осуществлялся 20 лет назад.



38. Щеточка для очистки рельсов от снега - изобретение одного из сотрудников станции. Стоят уже лет 30 и ничего.



39.



40. Вид на плотину с правого берега.



41. Ангара в нижнем бьефе станции. Вот и все. Закончив со станцией я пошел гулять по Усть-Илимску. Репортаж был ранее - http://e-strannik.livejournal.com/227226.html



42. Вот и все. Мой следующий репортаж будет о Братской ГЭС, самой известной станции Ангарского каскада. Спасибо компании "Иркутскэнерго" и пресс-службе компании "Евросибэнерго" за возможность посетить эти гигантские объекты на карте нашей страны.



ЭНЕРГЕТИКА, ГЭС, Иркутская область, Усть-Илимск, Усть-Илимская ГЭС, ZAVODFOTO из ЖЖ

Previous post Next post
Up