Оригинал взят у
tankasan в
Красим Boeing 738...Сегодня многообразием вариантов окраски воздушных судов уже трудно кого-либо удивить. Но каким бы красивым не был самолёт, рекомендуется каждые 5-6 лет проводить обновление лакокрасочного покрытия, иными словами - перекрашивать, ведь условия его эксплуатации очень жёсткие, а небо не всегда радует идеальной погодой и комфортной температурой, особенно на высоте 10000 метров... Ну а если авиакомпания решает пополнить свой парк новыми бортами, то тут уж без перекраски обойтись ещё сложнее. Вот об этом мы и поговорим подробнее ...
(все фото до 1600)
О том как выполняются работы по покраске самолётов (в том числе и самолётов авиакомпании S7 airlines) нам подробно рассказали начальник покрасочного цеха - Хикмет Нажимович Парманкулов ( ООО "С 7 ИНЖИНИРИНГ" / филиал г. Минеральные Воды ) и Александр Павлович Денисчев - ведущий специалист по работе с клиентами ООО «ИНЖИНИРИНГ»...
Мировыми лидерами по выпуску авиационных специальных красок можно назвать две фирмы - голландскую Akzo Nobel и британскую PPG Aerospace.
Этот Boeing 737-800 будет окрашивается красками компании PPG по схеме: базовая краска (база) - лак...
Первое, с чего начинается процесс покраски, это подготовительные работы. С самолёта снимают некоторые антенны и лючки, отдельные элементы поверхностей и тщательно закрывают все щели и люки. Проводится изоляция титановых и композитных элементов планера, на которые не должен попасть агрессивный раствор смывки (специальные составы для смыва лакокрасочного покрытия, одобренные на авиазаводах и сертифицированные в нашей стране). Саму смывку обычно наносят методом распыления. После нанесения раствора поверхность выдерживается от 10 до 36 часов...
(за фото после смывки - отдельно спасибо Хикмету Нажимовичу)
После этого самолёт промывают водой под давлением с применением моющего состава, и повторно уже чистой водой. После высыхания выводят все неровности и впадины, дошкуривают или наносят шпатлёвку на сложные части и поверхности. Механическим методом стараются по металлу не работать, хотя бывают и такие старинные многослойные покрытия, что без зашкуривания уже не обойтись. Но обычно (по-возможности) всё очищается смывкой. Затем поверхности обезжиривают и самолёт готов для нанесения первого грунта...
В первую очередь наносят грунт (протравной) - именно он ложится на очищенный металл. Затем наносится второй грунт (перекрывной). Час уходит на нанесение первого грунта, ещё час на нанесение второго. После этого (ещё через час) приступают к нанесению первого цвета краски и через пару часов - второго. Фактически за пять часов работы с грунтами и красками могут быть завершены. Но это в идеале, а на практике всё зависит от сложности схемы покраски конкретного самолёта...
Большая часть времени уходит именно на подготовку к покраске - маскирование и укрывание...
В отличии от системы С-21100 (грунт-грунт-краска) в которой глянец выводится самой краской, система База-Лак позволяет значительно уменьшить общую толщину покрытия. Синтетическая эмаль фирмы PPG воздушной сушки ( при условии соблюдения высокой влажности) позволяет легко исправлять неточности и огрехи, полируя или подкрашивая их до нанесения финального слоя лака. Сам лак прекрасно скрывает все переходы и шероховатости. Нанесение ведётся электростатическим способом, что позволяет экономить краску и уменьшить пыль. Поднятие уровня влажности - необходимое условие для качественного окрашивания. Перед нанесением очередного слоя вода в ангаре выливается не только на пол, но и распыляется в воздухе...
Первыми красят крылья и стабилизатор. После окраски и высыхания они закрываются плёнкой и бумагой и начинаются работы по фюзеляжу. Бывает, что самолёт только пришёл с завода, и крылья уже окрашены по нужной цветовой схеме. Тогда можно обойтись и без их покраски, и после маскирования, сразу приступить к работам на фюзеляже и киле...
Тщательно укрытый самолёт готов к нанесению второго цвета краски...
Покрасочное оборудование выглядит достаточно замысловато, но вполне элегантно. К покрасочному пистолету подводятся две трубки (краска и воздух). Сам пистолет имеет сменную головку распылителя...
Оборудование промывается специальным растворителем (Solvent) каждый раз перед нанесением очередного слоя ЛКП (лакокрасочного покрытия).
Вместе с этим меняют и сопла краскопультов, которые, в промежутках между покраской, замачиваются в том же промывочном растворе (состав на основе изопропилового спирта). В покрасочной системе постоянно должна находиться жидкость - или краска, или растворитель. Пересыхание подводящих шлангов недопустимо...
Перед каждым нанесением грунта, краски или лака обязательно выполняется протирка и обезжиривание поверхности специальным составом на основе изопропиловых спиртов...
В обезжиривании участвуют все. Дружно, быстро и качественно обрабатывают всю поверхность растворителем...
Нанесение очередного цвета начинают одновременно с обеих сторон и двигаются от киля к носу самолёта - фактически волной. У каждого маляра есть напарник, который помогает ему с переносом шлангов, или может, при необходимости, сам взяться за пистолет и продолжить работу...
Несмотря на внушительные размеры самолёта, не везде получается красить поверхности стоя или хотя-бы сидя.
Некоторые элементы приходится "штурмовать" лёжа!
На фюзеляж Boeing 738 расходуется - до 200 кг покрытия (грунты, краски, лак - всё вместе). Краска наносится способом продольно-поперечного перекрытия...
После высыхания очередного слоя и снятия трафаретов можно заняться более мелкими местными подкрасками...
Ручная работа - подкраска мелких деталей и доводка контуров. Движения элегантны и точны, а главное - всё очень быстро, сказывается наработанный годами опыт...
Толщина всего многослойного покрытия менее 0,3 мм, но толще и нельзя - слой может и не выдержать. Самолёт, хотя и металлический, в полёте активно "дышит" (сказываются температуры и всевозможные нагрузки на поверхности), поэтому краска должна всегда оставаться эластичной...
Перед нанесением лака на свежеокрашенные поверхности наносятся всевозможные информационные плакарды и наклейки, каждая из которых укомплектована дополнительным листом с подробной схемой расположения и нанесения...
По желанию заказчика все надписи могут быть нанесены или трафаретами, или наклейками, отпечатанными на специальной бумаге. Трафареты изготавливаются на больших плоттерах по заранее разработанным схемам. На фюзеляже их установка нивелируется при помощи лазерных уровней по специальным точкам привязки, центры которых нанесены и на трафаретах. Нанесение всех надписей и знаков трафаретами несколько увеличивает общее время работ и их стоимость...
Последние завершающие штрихи и самолёт полностью готов к покрытию финальным слоя лака...
Покрасочные бригады в S7 Engineering работают посменно, меняя друг друга. Поэтому сам процесс идёт круглосуточно. Остановки бывают лишь на время высыхания очередного слоя покрытия. Все работы проводятся в специальной защитной одежде и респираторных масках, различных по конструкции в зависимости от вида работ...
Сушка лака длится от 6 до 10 часов. После того, как лак "встал", с самолёта снимают трафареты и укрывные материалы. Проводится поиск дефектов покраски и выполняется их устранение. После этого самолёт передаётся в ЦТО (центр технического обслуживания) - на него устанавливается всё то, что было снято перед покраской, и проводится контрольное взвешивание. Результаты вносятся в паспорт борта. Одновременно может быть проведена необходимая форма ТО. После этого самолёт готов к приёмке представителем заказчика. От закатки самолёта в ангар до окончания работ обычно проходит не более недели, а то и меньше...
Здесь, как и в автомобильной промышленности, качественная покраска хорошими материалами - одна из важных составляющих многолетней эксплуатации транспортного средства. )
p.s. Ко всему добавлю ещё и небольшой ролик, без претензий на качество, так как снимал всем подряд и без определённой цели. Но процесс он в общих чертах передаёт. )
Click to view
p.s.s. Об обновлении парка авиакомпнии S7 Airlines новыми Boeing 737-800 NG
читайте здесь