САТ СР-10, - новый отечественный УТС?

Jan 12, 2016 23:00

Оригинал взят у strangernn в САТ СР-10, - новый отечественный УТС?



Самолет СР-10 (кликабельно)

Свершилось, типа. ВКС РФ приняли на испытания "полностью отечественный" реактивный УТС СР-10 разработки московской компании "Конструкторское бюро "Современные авиационные технологии" (КБ "САТ") и производства дагестанского НПО "Авиаагрегат". Этот легкий двухместный самолет (максимальна взлетная масса 2700кг) предназначен для "второй ступени обучения", и считается, что на него можно пересаживать едва получивших первоначальные навыки на поршневых УТС курсантов. Самолет по своим ЛТХ вполне ординарен, хотя и имеет несколько интересных элементов в конструкции. Первое, что надо отметить, - обратную стреловидность крыла в 10°. Зачем? Затем, что это учебный самолет. А у крыла с обратной стреловидностью замечательные противоштопорные характеристики, так что даже неопытный курсант не сумеет убиться на ровном месте из-за небольшой ошибки в пилотаже. Да, на сверхзвуке у такого крыла есть сложности, - но где сверхзвук, и где УТС для курсантов? Он сугубо дозвуковой.


На этом хорошие новости заканчиваются и начинаются вопросы.



самолет сзади-справа. Хорошо видны шасси и сопло двигателя (кликабельно)

Смотрите на ЛТХ машины:

Самолет СР-10 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с одним ТРДД. Взлетная масса самолета: максимальная - 2700 кг, нормальная - 2400 кг. Самолет должен иметь максимальную скорость полета до 900 км/ч, а пилотажную скорость - 700 км/ч. Крейсерская экономическая скорость - 520 км/ч. Скорость отрыва - 190 км/ч, скорость посадочная - 185 км/ч. Максимальная скороподъемность у земли - 60 м/с; минимальный радиус установившегося виража - 290 м; максимальная дальность - 1500 км, а практический потолок - 6000 м. Самолет СР-10 будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +10g/-8g

Во-первых, как-то он слабо летает. С такой массой и двигателями АИ-25 или даже АЛ-55, с которым тяговооруженность машины после некоторой выработки топлива приближается к единице, а с форсажной версией мотора даже ее превышает, - летает очень скромно. Предельная скорость 900км/ч, а максимальная высота полета - всего 6000м. По моим представлениям оно должно залетать вдвое выше, как минимум, и по скорости упираться только в звуковой барьер. Почему такие ограничения, - совершенно непонятно. Заложены в систему управления по учебным соображениям? Ну, скорость, - предположим, чтобы в околозвуковые эффекты курсант не попал, а высота почему ограничена? Уж явно не в нагрузке на крыло дело-то! Авиалайнеры выше летают, а тут пилотажник...



вид на самолет спереди (кликабельно)
в кадре табличка с ЛТХ

Не очень понятны и вопросы прочности. Заявленные допустимые перегрузки +10g/-8g, а прочности при такой массе хватит? Железа не маловато? А если там не железо, а какие-то новые композиты, то проведены ли их испытания по всем параметрам, и не стоит ли ждать от них сюрпризов при эксплуатации? Пока мне этом совсем непонятно. Так что самолет ждут очень большие и длительные испытания, я думаю. Года на 2-3, как минимум. Тем более, что разработка эта - чисто частная, и штат компании САТ составляет, как рассказывают, всего семь человек, вдобавок, - это их первый проект (который они делали довольно долго, - фотографии полноразмерного макета машины с МАКС2009, а до готовности к испытаниям (по мнению разработчиков) машина добралась только летом 2015 года, шесть лет спустя). Так что, я думаю, начнут даже не с полетов, а с проверки всех расчетов.

Но, конечно, новый УТС нужен, и классом ниже, чем самолеты типа Л-39 и Як-130. Возможно, что с этим самолетом все сложится и он таки пойдет в серию.+ очень ранний макет машины
+ самолет на выставке MAKC2009
+ вид сзади-справа
+ вид сбоку, крупно

P.S. ...а вот это очень интересно: "М.Миронов (директор КБ "САТ") также сообщил, что на базе СР-10 прорабатывается проект беспилотного комплекса с беспилотным летательным аппаратом "Аргумент" - беспилотной версией СР-10. Такой комплекс прорабатывается в инициативном порядке и находится на стадии аванпроекта. Сам проект доведен до сведения военных, но пока никаких решений не принято."

САМОЛЕТЫ, АВИАЦИЯ, ТРАНСПОРТ, ZAVODFOTO из ЖЖ

Previous post Next post
Up