Музей Алтайской железной дороги

Jan 11, 2016 10:00

Оригинал взят у oksa_sun в Музей Алтайской железной дороги

Становится уже какой-то доброй традицией писать раз в год про Алтайскую железную дорогу. В прошлом, 2015 году ей исполнилось 100 лет. И был посвящен этому пост, большую часть материалов для которого пришлось долго собирать по просторам интернета, хотя изначально я хотела посетить музей - но в прошлые новогодние праздники это не удалось. Зато в этот приезд в Барнаул я все исправила, первым делом побежала в музей Алтайской железной дороги.

Как я искала его - это отдельная песня. Указатель на привокзальной площади указывает в направлении старого здания. А музей около года назад переехал в новое здание. Практически взяв охранника РЖД измором, я выпросила у него телефон директора музея Ольги Николаевны Бучневой, позвонила и пришла в гости.

Я так хотела в прошлый раз показать музейные экспонаты любителю транспорта samiznaetekto, и так рада, что в этот раз к твоему Дню Рождения, Мишаня, все наконец-то сложилось.


Музей Алтайской железной дороги открылся мне видом на здание старого вокзала. К счастью, и нынче оно стоит, в нем хотят разместить зал ожидания пригородного отправления.

1.


История Алтайской железной дороги интересна.
"15 февраля 1763 года прибывший на Барнаульский сереброплавильный завод обер-штейгер Козьма Фролов построил на Колывано-Воскресенскиз заводах (Змеиногорск) лежнёвый путь с желобчатыми чугунными полосами - прообраз будущей железной дороги".

"1806 год. горный инженер Колывано-Воскресенских заводов Петр Козьмич Фролов построил наземную железную дорогу на конной тяге в Змеиногорске от рудника до плавильных печей длиной 1 километр 867 метров с выемкой  метров и виадуком длиной 293 метра"

"Март 1899 - Барнаульская городская дума рассматривает вопрос о соединении Алтая железнодорожной линией с Транссибирской магистралью с целью транспортировки продукии города и волости в центральную Россию. "

"1906 г. за счет госказщны произведены первые изысканияна трассе будущей Алтайской железной дороги".

"1907 г. - разработан проект рельсового пути от Барнаула до Новониколаевска длиной 225 верст, стоимостью 10 млн. рублей".

"14 марта 1912 г. сооружение дороги одобрено Государственнм советом, а в июне 1912 года последовало Высочайшее утверждение проекта Алтайской железной дороги. Стоимость работ оценивалась в 60 млн. рублей. Стоимость соорудения моста через Обь - 1 млн. 400 тыс. рублей".

2.


"Декабрь 1912 г. - учреждено Акционерное Общество Алтайской железной дороги с основным капиталом 7,2 млн. рублей".

"15 июня 1913 г. - в полутора километрах от города напротив Соборного переулка началось строительство станции Барнаул".

"21 октября 1915 г. - торжетвенное открытие Алтайской железной дороги и вокзала в Барнауле".

Цитаты взяты из только что вышедей книги "Летопись железной дороги Алтая. Время. События. Люди", Барнаул, 2015 г.

О строительстве можно почитать в моем прошлогоднем посте.

Историю можно рассказывать бесконечно долго, но давайте взглянем на предметы той эпохи.

Интерес вызывают старые рельсы, с отпечатком "Алт. ЖД 1913 г.". Да, официально дорогу открыли только через два года, но строительство её началось в 1913 году.

3.


Но не только рельсы имели специальную маркировку. Посуда, которая подавалась не только в вагонах первого класса, но также в железнодорожной столовой также была отмечена особым вензелем.

4.


Не случайно в музее представлены ассигнации - дорога строилась на частные средства.

5.


А вот и первый машинист первого паровоза Василий Семенович Кривенко. Он провел первый пассажирский состав 8 октября 1915 года из Ново-Николаевска в Барнаул и доставил 290 пудов почтовой клади.

6.


Дальше ежегодно случались события. Приятные и не очень. Открытие дороге от Татарской до Славгорода, начало ремонта паровозов и вагонов Главных ремонтных мастерских Барнаула, открытие железнодорожной больницы, расстрелы железнодорожников в 1918 году, восстановление паровозоа "Ыу 107" на субботнике, создание дистанции связи, репрессии, эвакуация заводов из центральной части страны во время войны в Барнаул... Перечислять события можно долго. Книгу листать можно бесконечно, но посмотрим на экспонаты.

Железная дорога охватывает 20 станций. Кажется, что много, но до самых красивых мест Алтайских гор не доходит.

7.


Совершенно не к месту, кажется на первый взгляд, смотрятся интерьеры русской избы. Что они делают на железной дороге? Железку строили быстро -всего за пару лет. Приезжали сюда много людей на заработки. Жили и оставались на Алтае. Поэтому вспомнить как жили первые железнодорожники стоит.

8.


Из интересного здесь есть электрический жезловый аппарат системы Трегера 1958 г.

9,


komen_dant популярно объяснил как с ним работали.

"Перегон ограничивают два таких аппарата. Правом на выезд на перегон служит врученный машинисту жезл. Перегон ограничивают два таких жезловых аппарата одинаковой серии. На каждом жезле наклепана табличка с указанием перегона, на котором он действует.

Для того, что бы извлечь жезл (отправить поезд), дежурный по станции (ДСП) звонит на соседнюю станцию, ограничивающую перегон и просит разрешение отправить поезд. Если ДСП второй станции разрешает, то он после устного согласования, вращает руку специального устройства, которое отправляет электрический сигнал на первую станцию, и разблокирует замок жезлового аппарата. После этого ДСП первой станции может изъять из аппарата жезл, и вручить его машинисту. Как только жезл изъят, оба аппарата, ограничивающих перегон блокируются, и изъять из них новый жезл нельзя, до тех пор, пока не будет вложен изъятый жезл. Причем он может быть вложен на следующей станции (поезд прибыл туда), или на станции где был изъят (отправление отменили).

Перед отправлением поезда ДСП вручает жезл главному кондуктору, тот проверят правильность выданного жезла (читает указание перегона) и передает его машинисту. После получения жезла, машинист убеждается, что ДСП подает сигнал отправления (свернутый желтый флажок или специальный диск), он может выезжать на перегон. По прибытию на следующую станцию, жезл передается ДСП, который его вкладывает в аппарат. После этого на перегон можно отправлять либо встречный, либо еще один поезд.

Если поезд следует без остановки, то используются специальные жезлоподаватели, в которые вкладываются жезлы. Машинист сбрасывает скорость, помощник машиниста (или кочегар) спускаются на подножку локомотива, за пару метров до ДСП бросают на землю жезлоподаватель с жезлом от предыдущего перегона, а затем подхватывают у ДСП жезлоподаватель с жезлом от следующего перегона. Применялись так же механические жезлообмениватели.

Кое-где (оооочень редко) сейчас можно встретить такие системы в ходу на РЖД, на совсем малодеятельных направлениях. Точно есть в Карелии, на том берегу Ладоги."

Сохранились шарманки - сундучки манистов 1940-1950-е гг. В них хранили личные вещи, еду. Заказывали их самостоятельно - кто-то жестяной, кто - деревянный.

10.


А вот содержимое более современной шарманки - дипломата.

11.


Музей разместился на двух этажах в семи залах. Когда я туда шла, думала, что покажут пару залов с тремя десятками экспонатов, но я не думала, что здесь настолько насыщенная коллекция. Ни за что в одном посте невозможно рассказать обо всем. Потому покажу лишь наиболее интересные вещи.

Стоит здесь кабина от паровоза серии "Л". Можно забраться и погудеть.

12.


Представлено локомотивное депо. Вся история.

13.


14.


В депо и ремонтные мастерские я схожу в следующий раз. Приглашения были, но времени на их посещение совершенно не осталось.

У железной дороги свой информационный центр. И исторические средства связи. Сейчас там все уже современное.

Модем.

15.


Концентратор директора.

16.


Особый интерес представляют таблички, снятые с вагонов.

17.


18.


19.


20.


21.


22.


И это только маааленькая часть музея. Еще много интересного можно рассказать о разных подразделениях железки, но это уже в другой раз.

К прошлогоднему 100-летнему юбилею выпустили памятный знак. Торжества шли почти весь год - 100-летие дороге, 100-летие станциям - было что отмечать. Музейные сотрудники много сделали для сохранения памяти о стройке века. И продолжают сохранять и рассказывать увлекательные истории. Будете на Алтае обязательно посетите этот музей.

23.


Музей Алтайской железной дороги  расположен в городе Барнаул по адресу: Площадь Победы,8. Вход - бесплатный. Тел. (3852) 29 37 65.

Ежегодно музей проводит и принимает участие в различных фестивалях. К примеру, "РЖД зажигает звезды".  Здесь проходят тематические выставки, познавательные лекции, а сотрудники музея с радостью готовы рассказать об истории и современности Алтайской железной дороги.

За экскурсию по музею и возможность получить уникальное издание "Летопись железной дороги Алтая" спасибо директору музея Алтайской железной дороги Ольге Николаевне Бучневой и её помощнику Евгению Ивановичу Суворову.

Все фотографии в посте мои и размещены в хранилище 4sync.com



Алтайский край, ТРАНСПОРТ, РЖД, НАЗЕМНЫЙ, ZAVODFOTO из ЖЖ, Музей, Барнаул

Previous post Next post
Up