Оригинал взят у
alexhitrov в
Спецзавод №1 во Владивостоке: отходы "с возвратом", "взрывные" ТБО и "мусорная" экономика Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в районе бухты Десантной в пригороде Владивостока - только одна из промплощадок МУПВ "Спецзавод №1" - главного городского предприятия по обращению с бытовым мусором, но при этом - едва ли не самая важная. Именно здесь с 2012 года перерабатывают и захоранивают все бытовые отходы, производимые населением Владивостока. Комплекс, являвшийся на момент строительства одним из самых современных в России, на данный момент не загружен и наполовину, что позволяет рассчитывать на него в условиях роста и развития столицы Приморья.
Утром на комплексе по переработке и утилизации ТБО на ул. Холмистой,1 царит небывалое оживление. Огромные мусоровозы практически безостановочно доставляют на предприятие отходы городской жизнедеятельности - бытовой мусор, большая часть которого останется здесь навсегда после оплаты его доставщиком по установленному тарифу. Но не весь.
Встречающий нас директор предприятия Евгений Ширяев с ходу демонстрирует нам мощности сортировочного цеха комплекса. Они включают в себя две сортировочные линии, из которых в настоящее время работает только одна. Объясняет гендиректор и необходимость столь "щепетильного" отношения к отходам.
- Все, что к нам поступает из ТБО, мы подвергаем сортировке и производим выборку вторичного сырья - всего 8 наименований. Это те отходы, которые впоследствии идут на вторичную переработку: бумага, картон, ПЭТ-бутылка, стекло и стеклобой, полиэтилен, жесть и алюминий. Процент выборки в данный момент составляет от 10 до 13%, а остальное отправляется на захоронение, - рассказывает и показывает Евгений Ширяев.
Технологический процесс на предприятии совмещает автоматизированный и ручной труд - несортированный мусор движется по конвейерной ленте в цеха, где опытные сортировщики вручную производят выборку вторсырья - каждый свое наименование. Отобранная фракция ловкими движениями сортировщиков отправляется в специальное отверстие, под которым установлен огромный мешок.
- Данный комплекс на момент строительства был наиболее современным в России как раз из-за технологии выборки вторсырья. Потенциал выборки оценивался в 30% от общего объема ТБО. Но на данный момент он не реализует свой потенциал полностью, так как многие наименования вторсырья - ветошь, древесина, пищевые отходы, к сожалению, пока не востребованы на местном рынке, - говорит Евгений Ширяев.
После заполнения тары, собранное вторсырье отправляется на дальнейшую прессовку и упаковку - в зависимости от наименования. Те отходы, что остаются после выборки, отправляются напрямую под пресс, где из них формируются так называемые "хвосты", которые впоследствии обвязываются проволокой и захораниваются на полигоне.
Вес одного стандартного "хвоста" составляет примерно 800-900 кг. Сортированное вторсырье по мере накопления реализуется специализирующимся на его переработке компаниям.
На конвейерную ленту, а следовательно, и сортировку, поступает только бытовой мусор, а другие виды ТБО, например, строительные отходы, отправляются напрямую на полигон. Кстати, за несколько лет работы на конвейере иногда оказывались и не совсем "профильные" отходы.
- Однажды к нам привезли и сдали как мусор более 20 боевых снарядов, которые неизвестно кто выбросил в мусорный контейнер. Пришлось останавливать работу предприятия, вызывать саперов и все это обезвреживать, - рассказывает Евгений Ширяев.
Производительность двух линий предприятия - до 400 тонн сортировки и утилизации ТБО в сутки и до 300 тысяч тонн ТБО в год, но на таких объемах завод никогда не работал. В последний же год объемы поступающих на предприятие ТБО серьезно упали - производственная программа комплекса на текущий год установлена на уровне 137 тысяч тонн, но, есть вероятность, что комплекс не доберет и этих объемов. Причем, совсем не потому, что город вдруг стал производить меньше мусора.
- Все дело в том, что многие мусоровывозящие компании, которые раньше возили ТБО к нам, стали возить мусор на полигоны Артема и поселка Мирный - там, где идет захоронение безо всякой сортировки, а, следовательно, - принимают ТБО дешевле, чем мы. Хотя, куда уж дешевле, - сокрушается Евгений Ширяев.
Действующий тариф на приемку ТБО - основная головная боль руководства комплекса. В декабре 2013 года тариф установили сразу на четыре года, заложив ежегодную индексацию на тогдашний уровень инфляции - 5%. При этом тариф рассчитывался, исходя из плановой мощности предприятия - 300 тысяч тонн в год, но таких объемов комплекс с тех пор не видел и в помине. К тому же, резко изменившаяся экономическая ситуация в стране в один момент сделала установленный тариф экономически необоснованным и поставила предприятие на грань убыточности. Это уже привело почти к двукратному сокращению персонала предприятия и к долгам по налогам в бюджеты разных уровней.
- Сейчас за один кубометр ТБО мы получаем по 69,31 рубля, тогда как наша производственная программа предполагает, что экономически обоснованная стоимость кубометра мусора должна быть не меньше 143 рублей. Притом, что утилизация и вывоз мусора входит в строку обслуживания жилого фонда, то есть за это платят жильцы домов. Сейчас с квадрата платится около 3,64 рублей, но если повысить тариф для населения, то повышение составит всего 1,5% - 43 копейки с квадрата жилплощади. Для нас бы это стало спасением, - отмечает Евгений Ширяев.
По его словам, в соседнем Хабаровске и вовсе нет никакой сортировки, а тариф - в два раза выше, чем в столице Приморья. Так, если тонна ТБО во Владивостоке принимается по 560 рублей, то в соседнем регионе - по 1,2 тысячи рублей. Если же отходы проходят через одну из мусоросортировочных станций Хабаровска, то стоимость возрастает до 2,4 тысячи рублей за тонну.
Невыгодный тариф и убытки не только не позволяют предприятию развиваться, но и ставят под угрозу его дальнейшее функционирование. Построенный в рамках первой очереди вместе с комплексом полигон для захоронения "хвостов", так называемая "карта", уже практически заполнен, а оставшегося места для захоронения едва ли хватит до осени следующего года. Спасением могла бы стать разработка следующих "карт", однако на это требуются немалые деньги, которых у предприятия нет.
- Всего проектом было заложено пять полигонов, но построен был только один. Еще четыре предстоит построить в рамках второй очереди. Изначально финансирование на их строительство было заложено в ФЦП "Развитие Дальнего Востока и Забайкальского региона до 2025 года", но в прошлом году, после секвестра госпрограммы, мы были исключены оттуда. Но без разработки новых "карт" не обойтись - хотя бы один полигон нужно обязательно построить, для этого нужно как минимум 200-250 млн рублей. Весь вопрос в финансировании. Город в рамках софинансирования готов выделить свою часть финансирования, вопрос стоит в готовности краевых властей выделять средства. Ну и, конечно, в тарифе, - говорит Евгений Ширяев.
Над первой "картой" кружат стаи птиц - необычно крупных чаек и ворон. По словам директора, периодически в поисках пропитания сюда прилетают еще и орланы.
Полигон действительно уже практически заполнен захороненными "хвостами". По словам Ширяева, здесь уже покоится более 900 тысяч кубометров мусора.
Решению накопившихся проблем предприятия могут помочь недавние изменения федерального законодательства в сфере переработки ТБО. Новый федеральный закон №458 вводит с 1 января 2016 года утилизацию ТБО с обязательной выемкой вторсырья, что сделает "Спецзавод №1" едва ли не единственной промплощадкой в Приморье, где такой процесс уже налажен. Утилизировать мусор на прочих полигонах и свалках будет запрещено.
Но даже этот закон не без недостатков, признается директор предприятия.
- Там есть статья о том, что лица которые участвуют в раздельном сборе, перевозке, хранении и утилизации ТБО должны быть предварительно обучены, в том числе, рядовые рабочие - сортировщики. То есть, для того, чтобы быть допущенным к переработке мусора, работник должен пройти 112-часовой обучающий курс. На мой взгляд, это излишне. В этом деле хватает обычного инструктажа, который сортировщики и так проходят при приеме на работу. А законодатель требует именно обучения, которое, к тому же, не из дешевых. Обучение одного работника обойдется работодателю минимум в 4 тысячи рублей, что при штате в более 100 человек, "влетает в копеечку". А, учитывая текучесть кадров на предприятии, большая часть денег может быть просто выкинута на ветер, - говорит Евгений Ширяев.
Несмотря на возникшие проблемы, руководитель "Спецзавода №1" верит, что у предприятия большое будущее, так как его существование жизненно необходимо для снижения нагрузки на экологию города и его окрестностей.
В перспективе, по мнению Ширяева, переработка ТБО во Владивостоке должна стать более глубокой, а, следовательно, более прибыльной. Кроме того, утилизация бытового мусора может стать еще и источником генерации - производства электроэнергии и тепловой энергии.
- Те же "хвосты" могут не захораниваться, а перерабатываться в топливо для мусоросжигательных, плавильных и цементных заводов. Во всем мире уже есть современные высокотехнологичные мусоросжигательные заводы с новыми технологиями очистки газов. Если бы рядом с нашим комплексом построить такой завод, то можно было бы вырабатывать и тепловую, и электрическую энергию, что позволило бы не только обеспечивать ей собственное производство, но и отдавать населению по достаточно низкой цене. На захоронение в этом случае пошли бы только зола и шлак, то есть не более 20% от всего объема мусора. Это, к тому же, существенно снизило бы нагрузку на экологию. Во всем мире охрана окружающей среды поддерживается за счет бюджета, а у нас почему-то считают, что утилизация мусора должна быть самоокупаемой, а в идеале - приносить доход. Но это пока утопия, - заключает Евгений Ширяев.
Справка: МУПВ "Спецзавод №1" - единственное предприятие Владивостока, осуществляющим комплексную утилизацию твердых бытовых отходов, как от жилищного фонда, так и от предприятий города, а также крупногабаритных, строительных и древесных отходов. Спецзавод объединяет три промышленных площадки: комплекс по переработке и утилизации ТБО на Холмистой,1, мусоросжигательный завод на улице Бородинской, а также комплекс ТБО на острове Русском. Кроме того, у предприятия есть собственная мусоровывозящая компания. Комплекс на Холмистой был построен в 2011 году, первый год его эксплуатировала компания-застройщик "Востокинвестстрой". Муниципалитету комплекс передали в июле 2012 года.
Спасибо за внимание!)
РИА PrimaMedia