Аэропорт Якутск-Туймаада

Nov 12, 2015 12:00

Оригинал взят у kirill_kvs в Аэропорт Якутск-Туймаада



Продолжаю тему путевых командировочных заметок: сегодня на очереди аэропорт Якутска и окрестности.
35 картинок с самолётами и не только.
 
Аэропорт расположен с черте города и носит неофициальное название  "Туймаада", по названию долины, в которой расположен Якутск.
На сегодняшний день это единственный в мире аэропорт-полигон для испытания новой авиационной техники в условиях низких температур. Так, например, в 1991-м здесь проходил испытания Ил-96, в 1995-м - Boeing 757, в 2000-м - Ту-214, в 2003-м - Airbus A340..

1



Здание нового пассажирского терминала, пропускной способностью 700 пассажиров в час было открыто в июне 2012 года.
Аэровокзал выполнен в привычном для архитектуры современного Якутска стиле: металл, стекло, множество углов и граней, напоминающих пассажиру, что он находится в столице Алмазного края.

2



Этническую изюминку зданию придают традиционные якутские орнаменты, орлиные головы, и даже конские хвосты. Это не просто стеклянная коробка, у якутской воздушной гавани несомненно есть свой, особенный колорит.

3



Заглянем внутрь. Второй этаж, зал ожидания:

4



5



6



7



Стерильная зона:

8



Терминал оснащен тремя телескопическими трапами:

9



Главная изюминка аэровокзала - вне всякого сомнения это внушительных размеров авиамодели, парящие под потолком в зале ожидания:

10



11



Модели выполнены чьими-то умелыми руками и копируют вполне реальны борта, летавшие и летающие над просторами Якутии по сей день.
Вот, например, Ан-12Б RA-11767. Борт 1963 года выпуска, более 25 лет базировался в аэропорту Якутска. В 2010-2011 годах самолёт прошел капитально-восстановительный ремонт в Твери, и летает теперь по сей день с бортовым номером 11767 в интересах СибНИА им. Чаплыгина в характерной для этого эксплуатанта сине-белой ливрее.

12



А это уже история: Junkers F.13 с бортовым R-RDAA Российского общества добровольного воздушного флота "Добролёт", открывший 28 августа 1928 года воздушную линию Иркутск-Якутск. Это была "Якутская гидролиния гражданской авиации" - первая в СССР регулярная линия, проходящая над Районами Сибири и Дальнего Востока.
К слову, Юнкерсы производились тем же "Добролётом", по лицензии:

13



Британский биплан Sopwith ("Сопвич") - первая крылатая машина, поднявшаяся над просторами Якутии в октябре 1925 года:

14



До вылета несколько часов - есть время прогуляться по окресностям.
Неподалеку от терминала можно увидеть стеллу, посвященную известным авиаторам республики Саха и в частности Василию Ильичу Кузьмину - Герою Социалистического Труда, первому лётчику-якуту, работавшем в годы Войны на перегоночной трассе Алсиб вторым пилотом на Дугласе С-47, и возглавлявшем в послевоенный период Якутский объединенный авиаотряд:

15



И снова - прекрасный хэнд-мэйд: Ли-2, он же DC-3, он же С-47 Якутского УГА стремительно набирает высоту.

16



Без этих самолетов немыслимо было бы развитие и становление авиации в регионе. Они же активно использовались в работе "Алсиба".
Напомню, что перегоночная авиатрасса "Алсиб" - это отдельная, большая глава в истории Якутска и всего региона.
Если кто не слышал - немного подробностей можно почитать у меня вот здесь:




А увидеть настоящие Дугласы, пролетевшие из США в Россию по легендарной трассе здесь:


    
   


Недалеко от аэропорта в покосившемся от времени и скрученном мерзлотой деревянном доме расположился музей авиации Республики Саха.
UPD: по информации от 08 октября 2015 в музей открыт в зале ожидания аэровокзала, вероятно туда перекочевала и экспозиция. В этих числах отмечалось 90-летие авиации Якутии.

17



18



Если пройти еще чуть подальше в сторону ул. Можайского - обязательно накнетесь на два самолета-памятника: Ан-24Б и Як-40.
Борта отреставрированы относительно недавно, но вероятно страдают от рук обделенных разумом местных обитателей. В итоге Ан-24 пока почти в идеале, а вот Як-40 на троечку, уж за что его так не любят - непонятно.

19


Самолеты окрашены в классические Аэрофлотовские ливреи 70хх годов, на вечной стоянке им возвращены регистрационные номера СССР.

20



21



Борт СССР-88177 1976-го года выпуска и и всю жизнь провел в Якутии: Базировался в Якутске, позже - в Нерюнгри.

23


Аэрофлот | Як-40 | CCCР-88177

24



Заплаточка:

25



26



Если побродить вокруг - запросто можно найти пару блоков бортовой электроники:

27



Предполагается, что когда-нибудь место по соседству займёт отреставрированный Ил-14, фюзеляж которого вроде как до сих пор хранится в порту
28



Ан-24Б - не "коренной" житель Якутии, значительную часть жизни пролетал на Урале, в "Аэрофлоте" носил имя "Киевский Комсомолец"

29


Аэрофлот | Ан-24Б | СССР-47755 (RA-46374)

Напоследок - немного перронных наблюдений. Не всем по душе авиационная мертвечина, так что слабонервным не смотреть.
Сначало все более-менее гуманно: Ан-140, уже более года назад поставленные "к забору". С 2005 года авиакомпания "Якутия" приобрела четыре машины, в качестве замены Ан-24\26. К сожалению, череда неисправностей, а также чрезмерно дорогое обслуживание (серийное производство на сегодня фактически прекращено) вынудили авиакомпанию отказаться от эксплуатации этих самолётов.

30



Дальше - больше. Первое, что видят пассажиры по правому борту на рулении сразу после посадки - огромную порубочную площадку.
Экспозицию открывает Ан-12 RA-11892 несуществующей ныне "СирАЭРО". Это последний сохранившийся в Якутии Ан-12, есть планы по восстановлению его в качестве памятника. Хорошо бы:
31


СирАЭРО | Ан-12 | RA-11894

32



Как минимум до двух Ту-154 еще не добрались.

RA-85812, Эмка 1995 года выпуска:

33


Якутия | Ту-154М | RA-85812

RA-85794, Эмка 1994 года выпуска. Самолет серьезно пострадал в 2005м во время посадки в аэропорту Китилля, Финляндия (посадка до полосы с перегрузкой 4g), но был восстановлен.

34


Якутия | Ту-154М | RA-85794

Первое знакомство с воздушной гаванью Якутска на этом завершаем. Прощальный взгляд на перрон из кабины - и летим домой!

35



Спасибо за внимание!

АВИАЦИЯ, ТРАНСПОРТ, АЭРОПОРТ, Якутск, ZAVODFOTO из ЖЖ, Республика Саха (Якутия), Аэропорт Якутск

Previous post Next post
Up