Угличская ГЭС

Nov 11, 2015 10:00

Оригинал взят у korbi в Угличская ГЭС

Экспериментальный пост, можно сказать :)

Гидроэлектростанции меня привлекали давно. А теперь меня продали туда в рабство и появилась возможность спокойно посмотреть на всё своими глазами.

Поскольку я не вхожу в разряд блоггеров и прочих журналистов, экскурсию в стиле «посмотрите, как у нас красиво» нам никто не проводил, зеркалки у меня нет, и заморачиваться получением красивых картинок без штатива было просто некогда. Зато узнала много интересных вещей :) И их явно больше, чем приемлимый формат жж-постов. Поэтому, начиная рассказ, даже не знаю, что получится. Первый блин комом, и смотрибельных фотографий с Угличской ГЭС у меня вышло немного. Наверно потому, что большую часть времени я просто радостно бегала туда-сюда, забыв про всё на свете.

Немного о старой станции, и чем они вообще уникальны, эти ГЭС :)





Зачем нужны ГЭС?

На гидроэнергетику сейчас приходится около 16% мирового производства электроэнергии, и около 80% электроэнергии из возобновимых источников. Россия по производству гидроэлектроэнергии занимает пятое место.

На вопрос о преимуществах ГЭС перед другими типами электростанций, как правило, отвечают, что это сравнительно дёшево, экологично, надёжно и почти вечно. Да, это так. Но, на самом деле, есть и другой, гораздо более важный момент.

Наверно, многие помнят системную аварию 2005 года в Москве. Выход из строя подстанции «Чагино» привёл к отключению связанной с ней ТЭЦ-22. А вскоре, с наступлением утреннего пика энергопотребления, от перегрузок - к сбоям в работе московского энергокольца и всей объединённой с ним энергосистемы.
А вот если бы в этом кольце была ГЭС... :)
Впрочем,
«Для обеспечения надежного функционирования Единой энергетической системы России и компенсации неравномерного потребления электроэнергии в условиях увеличения доли базисных АЭС в европейской части страны необходимо ускорить сооружение гидроаккумулирующих электростанций», - говорится в документе об энергетической стратегии России до 2020г, утвержденной в 2008 году.

Дело в том, что из всех существующих типов электростанций именно ГЭС являются наиболее манёвренными, и только они способны при необходимости существенно увеличить объемы выработки в считанные минуты, покрывая пиковые нагрузки. Для тепловых станций этот процесс измеряется часами, а для атомных - целыми сутками. И само по себе создание Единой Энергетической Сети России стало возможным именно благодаря вводу в эксплуатацию мощных ГЭС Волжско-Камского каскада.

ГЭС в зависимости от условий размещения делятся на: русловые, приплотинные и деревационные. Волжские являются именно русловыми. Строятся такие на равнинных реках, с напором воды не больше 40 метров. Точнее, строятся-то они, конечно, изначально на речной пойме, а уже потом после перекрытия основного русла и поднятия уровня оказываются в воде.

Угличская ГЭС.

Вторая ступень Волжского каскада.
Первая в СССР крупная гидроэлетростанция. В каком-то смысле, даже экспериментальная, что нашло отражение в её необычной конструкции.

Решение о её строительстве было принято 14 сентября 1935 г. Строительство велось в 1938-1943 годы. Пуск первого гидроагрегата состоялся в 1940 году, второго - в 1941. В годы войны Угличская и соседняя Рыбинская ГЭС были главными источниками электроэнергии для Москвы, поскольку тепловые станции были законсервированы. И если первые работы в Угличе выполняли заключенные ВолгоЛАГа, то к окончанию строительства наряду с ними трудились 4 тысячи пленных немцев. И все, что построено тогда, стоит до сих пор. Сейчас ГЭС реконструируют, но то самое оборудование 40-х годов всё ещё работает.

Про саму конструкцию и устройство ГЭС... не знаю, писать подробно или нет. В другой раз, наверно :)

Торцевая сторона здания ГЭС. Прям сталинка...) Только сфотографировалось как-то криво...



Большой мостовой кран грузоподъемностью 310т для извлечения гидроагрегатов был спроектирован внутри здания ГЭС, отчего машинный зал построен довольно высоким (потом так больше не делали). Поскольку он отапливался станционным же генератором, оказалось, что при таких размерах тепло быстро улетучивается и зимой становится весьма холодно. Тогда над машзалом сделали вторую крышу меньшего размера. Простите, забыла отдельно сфотографировать...)



Маслонапорная установка



Пособие по дёрганью рычажков и тыканью кнопочек...



А вот - колонка управления турбиной ГА №1! Старая, рабочая! Еще та самая.

Изначально на станции были установлены два гидроагрегата, каждый мощностью 55 МВт, диаметр рабочего колеса - 9 метров, 60 оборотов в минуту. Общая мощность станции составляла 110 МВт. К 2011 году был заменён гидроагрегат №2 на более мощный (65МВт), причем заменен полностью - вместе со всеми прилежащими системами. На новых станциях реконструкция проходит обычно лишь частично и последовательно.





Выработка электроэнергии, особенно в маловодные периоды, не является приоритетом гидроэнергетиков. Режимы работы ГЭС устанавливаются таким образом, чтобы соблюсти интересы всех водопользователей. Так, в связи с маловодной весной этого года и падением уровня в реке, Угличская ГЭС была на несколько дней остановлена, чтобы наполнить водохранилища станции до минимально допустимой навигационной отметки - 111м.
Вот, кстати, на этой страничке всегда можно посмотреть текущую ситуацию с наполнением водохранилищ.

Гидроэнергетики ждали дождей, а мне наоборот повезло - довелось залезть в шахту второго агрегата :)



Где-то между турбиной и генератором... Вы же знаете как оно устроено, да? :) Если что, следующий раз расскажу. Но вот эта вертикальная штука впереди - вал, их соединяющий.



А снизу видны - поворотное кольцо, сервопривод и лопатки направляющего аппарата - то есть часть агрегата, отвечающая за поступление воды на рабочее колесо турбины.



Вот схема оттуда же, для понятности. Вот мы - по серединке)



И разрез здания целиком.



Ой, что это?..



Тема кабельников не раскрыта :)

Вообще под машзалом была куча всяких трубопроводов и приборчиков, которые я, совершенно в них не понимая, по глупости своей даже не фоткала. Предполагаю, что здесь должны бы быть какие-то насосные и напорные установки.



Куда больше меня привлекла ремонтная площадка. Своими просторами и сталинским духом :)



Уииии! Глубинные затворы!..



И прочая запорная арматура....





Да, кстати. Какие бы стереотипы ни ходили, но на этих ГЭС бетонные водосбросные плотины для как такового сброса воды почти не используются, разве что для пропуска больших паводков и сброса льда через верхний затвор. А всё лишнее в штатном режиме проходит через специальные придонные отверстия (примерно там же внизу, где турбина, только мимо неё. Размером 5х8,5 метров). Угличскую ГЭС построили такой первой - то ли из соображений предвоенной маскировки, то ли из-за отсутствия достаточного количества информации по расчету перестраховаться решили. Но потом так дальше и строили.

Вот схема у меня откуда-то.



К сожалению, я так запрыгалась от радости что совсем забыла сфотографировать, но вот в этой стене (справа) щитового отделения раположена еще куча быстропадающих затворов, скидывающихся для перекрытия... подводящего канала) Вдали - кран на 50т для тягания еще одной разновидности затворов или решеток.



Вид в другую сторону. Нашли лопатку турбины?)



Чуть-чуть меня для масштаба :)



А рельсы - это подъездная железная дорога... приходит сюда с берега по дамбе. Ее фотографировать не разрешалось по причине наличия там "средств охраны" в виде забора.

Зато с неё открывается прекрасный (на фото не видно, но поверьте) вид на саму ГЭС. Можно заметить, что здание как бы разделено на несколько секций. Каждому окошку соответствует место для одного гидроагрегата. А последнее - ремонтная площадка :)



Немного сталинского ампира :) Красотища там!..



Дорожки на территории тоже очень уютные...)



Дотопала до открытого распределительного утройства 220кВ, вот оно. (Хотя вообще фото делалось ради таблички "люк дренажа") Примерно оттуда ЛЭП идёт на Москву, Рыбинск и Ярославль.



Эх, здорово у них там!..



Напоследок приведу схему всего гидроузла.



Шлюз...



Кстати, земляная плотина Угличской ГЭС - первая в СССР намывная. Длина 300 м, высота - 28.



А у бетонной из 7и секций - нестандартный пролёт - 19,8 метров.

Демонтированный гидроагрегат теперь частично выставлен в качестве музейного экспоната. Вот рабочее колесо турбины, например.



И, совсем напоследок - там же рядом есть замечательный музей гидроэнергетики!



Не знаю, как там с экскурсиями, но сходите - не пожалеете! :)



ЭНЕРГЕТИКА, Ярославская область, ГЭС, ZAVODFOTO из ЖЖ, Угличская ГЭС, Углич

Previous post Next post
Up