День московского троллейбуса

Oct 24, 2015 18:00

Оригинал взят у e_strannik в День московского троллейбуса
Выставка ретро троллейбусов, проходящая сегодня на Фрунзенской набережной, представит составы, которым исполнилось от 30 до 60 лет: ЗиУ-9, ЗиУ-5, СВАРЗ-МТБЭС, СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ, МТБ-82Д и другие модели, которые помнят столичные старожилы. Я же покажу вам эти машины в Филевском автобусно-троллейбусном парке, перед выездом на парад ретро техники по московским улицам.





1. За свою восьмидесятилетнюю историю московский троллейбус несколько раз менял внешний облик, "убранство" салонов и техническое оснащение. Самый пожилой экспонат сегодняшней выставки - троллейбус ЯТБ-1, на нем я остановлюсь подробнее.



2. ЯТБ-1 - советский высокопольный троллейбус для внутригородских пассажирских перевозок производства Ярославского автомобильного завода. Аббревиатура "ЯТБ-1" означает "ярославский троллейбус, первая модель".



3. Образцом для ЯТБ-1 стали британские троллейбусы, два образца которых приобрел главный конструктор ЯГАЗа В. В. Осепчугов во время командировки в Великобританию в октябре-ноябре 1935 года.



4. Серийный выпуск "рогатых" решили освоить на ЯГАЗе, ранее специализировавшемся на выпуске грузовиков и автобусов. В марте 1936 года для ЯАЗ определили три основных задачи по выпуску троллейбусов. 1. Освоить производство троллейбусов в течение двух с половиной месяцев. 2. На основе выпущенных двух опытных образцов троллейбусов наладить их производство в текущем году и изготовить 250 единиц, их вписали в годовой план завода на 1936 г. 3. Пересмотреть конструкцию троллейбуса и усовершенствовать ее на основании замечаний, полученных после начала эксплуатации.



5. Деревянный кузов снаружи обшивали стальным листом, изнутри - фанерой. Масса «домика» оказалась приличной - около 3 т. Из-за чего пришлось сооружать массивную раму, которую склепали из стандартных прокатных швеллеров с большим запасом прочности, о раме со штампованными лонжеронами не шло даже речи. Масса троллейбуса превышала 9500 кг, и, чтобы непременно облегчить машину, пришлось стенку кабины водителя заменить лёгкой перегородкой.



6. До недавних пор считалось, что троллейбусов ЯТБ не сохранилось нигде. После списания некоторые машины оставались в парках - использовались как сараи и бытовки, но даже такую "недвижимость" повсюду безжалостно смело время.



7. В 70-х несколько превращенных в бытовки ЯТБ ещё стояли в питерском Троллейбусном парке № 1, один из них был отреставрирован для нужд Ленфильма. Машина снялась в таких фильмах, как "Рожденная революцией", "Записки мертвого человека", "Блокада". Последняя лента стала роковой, при съемках художественного фильма о тяжелых днях блокадного Ленинграда троллейбус по режиссерскому замыслу беззастенчиво сожгли. Так, казалось, был утерян последний экземпляр и история подписала ЯТБ свой приговор.



7. Но произошло буквально чудо - в конце 90-х в одном из садоводств ст. Горьковское в Ленобласти был найден кузов с рамой, стоящий на дачном участке в качестве сарая. По раме с тремя продольными швеллерами реставраторы установили, что найденный на дачном участке троллейбус - именно ЯТБ-1. На раме стояло клеймо "1936". Последние годы перед списанием и отправкой на дачный участок этот ЯТБ служил учебным в каком-то ленинградском парке: в кабине нашлись остатки механизма "двойных педалей". Силами питерских энтузиастов он был перевезен в город и за несколько лет отреставрирован. Сейчас он находится в петербургском музее электротранспорта.



8. Восстановленный ЯТБ-1 - это не просто кузов на колесах, а полностью работоспособная машина, готовая выйти на линию, хотя работать ЯТБ-1, конечно, уже не пойдет: теперь его предназначение - экскурсии и съемки.



9.  МТБ-82 - советский высокопольный троллейбус средней вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1946 по 1961 год.



10. Аббревиатура ТБЭС-ВСХВ расшифровывается ТроллейБус ЭкСкурсионный Всесоюзной СельскоХозяйственной Выставки. Соответственно МТБЭС - Модернизированный ТроллейБус ЭкСкурсионный, хотя он уже не являлся экскурсионным, а работал на обычных городских маршрутах.



11. Выпускались в 1955-1957 и 1958-1964 годах соответственно в количестве 18 и 524 шт. Несколько десятков троллейбусов было собрано до 1959 года также на Киевском заводе электротранспорта (КЗЭТ). Троллейбусы были унифицированы с более поздними сочленёнными моделями ТС-1 и ТС-2. Электрооборудование троллейбусов было применено также на модели Киев-2 КЗЭТа. Укороченный модернизированный вариант троллейбуса МТБЭС ограниченно выпускался с 1962 года также на КЗЭТ как модель Киев-3.



12. Восстановленные в одном экземпляре на СВАРЗе из бытовок к 60-летию Московского троллейбуса в 1993 году троллейбус МТБЭС и к 850-летию Москвы в 1997 году троллейбус ТБЭС находятся в музее пассажирского транспорта Москвы и участвуют в парадах городского транспорта.



13. Ближайший родственник ТБЭС-ВСХВ - СВАРЗ-МТБЭС



14. ЗиУ-5 - советский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1959 по 1972 годы на заводе имени Урицкого в г. Энгельс.



15.



16. Еще одна модификация ЗиУ-5Г



17.



18. Эх, ностальгия. Билетик стоил 4 копейки.



19. "Ежегодные парады ретротехники - это уникальная возможность для жителей столицы прикоснуться к истории своего города, увидеть, как с течением времени менялся общественный транспорт, который является неотъемлемой частью облика московских улиц. В этом году Мосгортранс уже успешно провел выставки старинных трамваев и автобусов. Сегодня мы рады пригласить горожан на Праздник московского троллейбуса", - сказал генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Евгений Михайлов.



20. Ну, что же. Все документы готовы, можно трогаться в путь.



21.



22. evge_chesnokov



23.



24.



25. Эта модель троллейбуса ЗиУ-9 находится в серийном производстве с 1972 года по настоящее время, пережив несколько модернизаций.



Москва, ТРАНСПОРТ, НАЗЕМНЫЙ, ZAVODFOTO из ЖЖ

Previous post Next post
Up