На пользу Родине, на радость людям и назло врагам!

Oct 24, 2015 16:00

Оригинал взят у ivan_stalich в На пользу Родине, на радость людям и назло врагам!


1


В Новосибирске работает один из Российских авиазаводов - НАПО им. Чкалова.
Сегодня он производит фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, а также элементы фюзеляжа и оперения для Sukhoi Superjet 100.
17 августа авиазавод проводил день открытых дверей, посвященный Дню воздушного флота России, ставший уже регулярным мероприятием. На радость любителей авиации, (раньше такие мероприятия были только для работников завода).
Посещение авиазавода интересно возможностью посмотреть самолеты, стоящие на постаментах и статическую экспозицию на летном поле. В Новосибирске большое количество самолетов - памятников, но в большинстве своем они не доступны глазу горожан, т.к. стоят на закрытых территориях.
Во-вторых, можно походить по цехам! А для меня это в двойне интересно, т.к. я по первому образованию инженер и в молодости собирался строить свою карьеру как раз на подобном заводе (эх, если бы не перестройка!)
И самое главное, это показательные выступления летчиков-испытателей на новеньких Су-34!
Телевика с собой не было снимал на CANON 450D, линза 18-135, поэтому крупные планы в полете будут "КАК ПОЛУЧИЛИСЬ" :-)
Первым экспонатом, стоящим на постаменте, стал Су-24. Это фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Их НАЗ выпускал с 1971 по 1993 годы, и за все время было выпущено порядка 1400 машин! А сейчас завод участвует в программе их модернизации.
Су-24М2 до сих пор не потеряли актуальности! Вспомним историю с эсминцем «Дональд Кук» в 2014, в Чёрном море, или их недавнюю победу на Авиадартс 2015 (в своем классе). А сегодня мы почти каждый день слышим об их эффективной работе в Сирии. Сегодня 12 самолетов Су-24 М2 участвуют в антитеррористической операции.
Его максимальная скорость 1600 км/ч.


2
А это - Су-15, истребитель-перехватчик, выпускался в1968-1981 годы. Максимальная скорость 2230 км/ч. Он в свои годы составлял основу ПВО СССР, и именно Су-15 неоднократно сбивал иностранные самолёты не санкционированно залетавшие на территорию СССР. Выпущено их было порядка 1300 машин.


3
Як-28 - Первый в СССР крупносерийный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Мог нести ядерное вооружение!
Интересно, что Як-28, несмотря на довольно большое количество построенных самолётов официально не был принят на вооружение! Во как!
Многие (очень надеюсь, что ВСЕ!!!) знают песню «Огромное небо», написанную поэтом Робертом Рождественским и композитором Оскаром Фельцманом. Её замечательно исполняла Эдита Пьеха. Так вот эта песня основана на реальных событиях и связана с Ак-28! Во время перегона, над Берлином у самолёта в результате помпажа отказали сразу оба двигателя, и машина начала падать на жилые кварталы Берлина! Лётчики Борис Капустин и Юрий Янов пытались запустить двигатели, им удалось отвести самолёт от густонаселённых кварталов за черту города. Они приняли решение посадить самолёт в лесу, который виднелся неподалёку, но это было кладбище, на котором в тот день (Пасха) было много людей. Экипажу поступила команда катапультироваться, но Капустин и Янов решили не покидать падающую машину, а попытаться посадить её. Показавшееся вдали озеро, могло подойти для посадки самолёта на воду, но возникшая вдруг впереди дамба с шоссе, на котором было много автомобилей, заставила командира экипажа Капустина приподнять уже совершенно неуправляемый самолёт и перенести его через дамбу. После этого самолёт упал и с большим наклоном ушёл в толстый слой ила на дне озера. Пилоты погибли. Вот такой самолет! «А город подумал - ученья идут»


4
Идем в цех гражданской продукции. Тут выпускают элементы фюзеляжа и оперения для Сухой Суперджет 100. В частности, переднюю часть - кабину!


5
Перед нами автоматический клепальный станок IPAC 1639, от немецкой компании BROETJE Automation.


6
Рабочий управляет им вот с такого пульта! Ну прямо ЦУП! Представляете - какая нужна квалификация! Сегодня НАЗ им. Чкалова дает работу более, чем 7000 сотрудникам!


7
А это стапель, на котором собирают горизонтальное хвостовое оперение для SSJ-100


8
Алюминий не зря называют «крылатым металлом», он владеет огромным количеством полезных качеств, и в частности очень легкий, но при этом, необычайно крепкий! Самолеты на 2/3 состоят из алюминиевых сплавов. Из огромных заготовок, на заводе фрезеруют детали, которые после обработки становятся легче в 10 раз!


9
Вот в частности будущие крылья (точнее стабилизаторы).


10
А вот они уже на стапеле.


11
А так выглядит «голая» кабина Суперждета. Пройдет совсем немного времени и тут будут сидеть пилоты.


12
А в эту «трубу» встанут мощные двигатели Архипа Люльки - АЛ-31Ф, и будут выдавать «на-гора» каждый по 12500 кгс. на форсаже, и разгонять 45-тонный Су34 почти до 2 тыс. км/час!


13
В процессе фрезеровки заготовки могут терять более 90% своего веса!


14
Вот, казалось-бы неприметная деталь! Но каждый летчик, летающий на Су-34 скажет - Это Очень нужная и важная вещь! Ведь это часть брони! Пилотская кабина выполнена как бронекапсула, поэтому экипаж может действовать на малых высотах в условиях огневого противодействия со стороны противника. Бронезащиту имеют также жизненно важные агрегаты, в том числе - двигатели. В данном случае броня титановая, толщиной 17 мм! Обычная броня, при одинаковой толщине, прочнее титана, НО! При одинаковом весе брони, титановая прочнее!


15
А вот в этой большущей печи происходит отпуск закаленных заготовок, для снижения хрупкости.


16
Корпус самолета после клепки тщательно герметизируется с помощью специальных мастик. А потом еще проверят дождеванием.


17
Вот мы в «святая святых» авиазавода - в цехе окончательной сборки (а заводчане сказали-бы «в цеху»). Тут происходит установка оборудования и оснастки. Соединяют и подключают агрегаты, монтируют трубопроводы, гидравлику и электропроводку. Короче - оживляют самолет. Всего Су-34 содержит 57 тысяч деталей.
На момент написания поста произведено 74 серийных самолета!


18
Закончив экскурсию по цехам идем к ЛИСу. Но не тому, который муж хитрой, рыжей плутовки. ЛИС - это летно-испытательная станция. Там работают летчики, инженеры, специалисты спецслужб и бортовые техники. Они отслеживают весь процесс постройки опытного самолета от начала до конца, а потом облетывают машину.
Первым на площадке перед ЛИС обращает на себя внимание блестящий и красивый ТВС-2ДТ. Это перспективный лёгкий многоцелевой самолёт, созданный на базе ремоторизованного Ан-2 в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА).
Сразу обращает на себя внимание, загнутое в «Шарклет» нижнее крыло и отсутствие растяжек. Крылья - КОМПОЗИТНЫЕ!!!


19
На этом самолете полностью новое оперение, включая хвостовое.


20
Весь переливается! (видимо готовится к полету на МАКС 2015)


21
А это «сердце» нового «кукурузника» - турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12UAN взлетной мощностью 1100 л.с. Благодаря модернизации, самолет увеличил крейсерскую скорость с 180 до 350 км/ч. (максимальную до 400!) грузоподъемность с 1500 до 4000 кг. Дальность полета с 990 до 4000 км. При этом существенно снизились эксплуатационные расходы! Такой самолет очень нужен нашей стране!


22
А это двигатель Ан-28, для модернизации которого, панировался изначально Американский Honeywell.


23
На территории авиазавода живет много белок, (видимо их тут не обижают, да еще и подкармливают) одну из них я снял. Красавица!


24
Первым взлетевшим бортом оказался Ил-76. Причем взлетал прямо на нас (на город), что бывает не часто. А на перегонки с ним вылетел коршун!


25
Красивый самолет! И летает соответственно!


26
Продолжим осмотр «статики». Вот нос Су-24. Видно, что он сделан не из металла. Он выклеен из радиопрозрачных материалов для размещения в нем радиолокационного оборудования.


27
А это нос Су-34 (конечно тоже радиопрозрачный), под ним антенна РЛС. РЛС позволяет увидеть противника, или цель в воздухе за 120 км, а на земле за 100 км. Она позволяет сопровождать до 10 объектов одновременно и стрелять по 4 целям одновременно.
При этом ракурсе понятно, почему самолет получил прозвище «Утенок».
Вход в кабину снизу защищает кабину от попадания осадков при посадке летчиков в самолет - на что часто жаловались летчики на машинах классической компоновки со сдвижным или откидным фонарем! Так-что и тут выигрыш!


28
Новые самолеты благодаря специальному покрытию имеют желто-зеленый цвет. Эта грунтовка защищает машину от коррозии. На фото хорошо видно переднее горизонтальное оперение, оно, увеличивает несущие свойства самолета, улучшает характеристики устойчивости и управляемости на больших углах атаки.


29
А на поле в это время заметна суета в районе вертолетной стоянки


30
Парашютисты готовятся к взлету.


31
Какой-же сложный автомат перекоса у вертолета. Он изменяет угол установки каждой лопасти винта в зависимости от того, где лопасть оказывается в определённый момент вращения винта. Интересно, что каждая лопасть имеет индивидуальный номер. Не все знают, что по своей сути каждая лопасть - это крыло, создающее подъемную силу, как крыло самолета и от винта самолета отличается радикально и по профилю, и по принципу работы.


32
На стоянке у «Сушек» заметна движуха механиков и летчиков. Скоро полеты.


33
Первый поехал! Зорошо заметна на хвосте решетка генератора ВСУ. Про хвост потом расскажу подробнее.


34
Второй пошел!


35
А за ними и Ми-8 с парашютистами. Ночью был дождь и на рулежках лужи!


36
Полетели парашютисты. Ми-8 над МИ-8


37


38
Третья Сушка!


39
Красавец! Сухие взлетели и ушли в «зону ожидания», пока парашютисты выполнят свою программу.


40
Вначале одиночные прыжки. Один из них с флагом НСО.


41


42
Следом групповые, с традиционной «этажеркой».


43
Кульминация праздника - показательные полеты Су-34. Шли тройкой, сумел поймать двоих на расходе.


44
Какая мощь! И грация одновременно! Этот бомбардировщик способен конкурировать в бою с истребителями.


45
Проход с выпущенными шасси. Кстати, по шасси Су-34 можно легко отличить Су-34, от Су-27, 30, 35. На каждой стойке по 2 колеса. Это и не мудрено - Су-34 на 15 тонн тяжелее!


46


47
Народ не отрываясь смотрит за пилотажем! И  Споттеры в особенности!


48
В прошлом году завод передал в войска 18 самолетов. В этом план передать, как минимум не меньше.


49
Су-34 способен нести до 8 тонн бомбовой нагрузки! При этом он маневренный, как колибри! Как говаривал Мухамед Али - порхать как бабочка и жалить, как пчела!


50
Интересно, что самолеты настолько идентично окрашены, что отличить их друг от друга в полете не представляется возможным. Снизу, на хвосте, видны решетки тепловых ловушек.


51


52
До передачи самолетов в строевые части каждый самолет проходит тщательные испытания. Они продолжаются примерно два месяца.


53
Проверяется работа всех систем и оборудования в самых разных режимах от минимальных до предельных. В общей сложности 350 режимов!


54
Летают на разных высотах и скоростях!


55
Су-34 - основной ударный самолёт ВКС России, способный применять всю номенклатуру высокоточного вооружения класса воздух-поверхность.


56
Сегодня шесть Су-34 выполняют боевые задачи по борьбе с террористами в Сирии, нанося удары высокоточным оружием с больших высот.


57
А летчики-испытатели авиазавода, тем временем показывают нам свое мастерство и возможности самолета. А они у него ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ!


58


59
Стоимость самолета порядка 1,5 млрд. рублей! На его борту 13 вычислительных машин. Быстрый и беспощадный - такими эпитетами наградили СУ-34 военные эксперты.


60
Заходят на посадку.


61


62
А мы по лужам! В кабине Су-34 два летчика, сидящих рядом, а не друг за другом, как на Су-30. Такая компоновка позволяет летчикам встать, размяться, подогреть еду и сходить в туалет! В самолете есть кондиционер и спальное место!!!!! Катапультное кресло К-36ДМ с функцией МАССАЖА!!! Считается одним из лучших и самых надёжных катапультных кресел в мире.


63
Летчики хорошо поработали и идут отдыхать. Впереди Заслуженный летчик-испытатель РФ, полковник Валерий Серпионович Поташов! Зам. начальника ЛИС, (мой сосед!!!). Спасибо Любе Бортной за фотографию.


Самолеты выстроили у забора дав возможность людям их получше рассмотреть.
Механики готовят машины к буксировке в ангары/


64
А здесь мы видим хвостовую часть. Она такая длинная, чтобы обеспечить центровку самолета, нос тяжелый из-за оборудования и огромной антенны РЛС. Она тоже крайне важна! Тут расположены: автономный электрогенератор (ВСУ). Применение автономного генератора позволяет летчикам дежурить на необорудованных аэродромах, находясь в кабине самолета в тепле и с запитанным бортовым оборудованием, в готовности к быстрому запуску двигателей и ускоренному взлету!  Также тут есть радиолокатор заднего обзора и система отстрела тепловых ловушек. Ну и тормозной парашют в добавок. Вот такой вот полезный хвост!


65
Спасибо за компанию моим коллегам - споттерам! wizarden, rebucia87, lopatkowlopatkow, cubalibre, oceansasha, jess_nsk


66

Пусть завод работает, делает прекрасные самолёты, дает работу людям, устраивает праздники.
На пользу Родине, на радость людям и назло врагам!

МАШИНОСТРОЕНИЕ, Новосибирск, АВИАЦИОННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ, ZAVODFOTO из ЖЖ, Новосибирская область, НАЗ им. В.П.Чкалова

Previous post Next post
Up