Саратовская ГРЭС

Oct 04, 2015 19:00

Оригинал взят у yelkz в Саратовская ГРЭС


В рамках блог-туров, посетили один из старейших действующих энергетических объектов не только Саратова, но и России в целом - Саратовскую ГРЭС. Хотя не все догадываются о немаленьком возрасте станции (и уж тем более значимости этого объекта в истории энергетики), видеть хотя бы со стороны её доводилось многим - все знают эти дымящие трубы в центре...
СарГРЭС расположена на улице Чернышевской (практически на пересечении с Радищева), рядом с Волгой. Собственно раньше весь объект назывался СаратовЭнерго, но после реформирования РАО ЕЭС - там всё разделилось на несколько организаций и теперь собственно сама станция - лишь часть комплекса.
Вот так например вид на станцию (со стороны высотки на Горького/Бахметьевской):



А так ГРЭС выглядит со стороны Волги:





Строительство станции началось в 1926 в рамках проекта ГОЭЛРО и уже в 1930-м году в эксплуатацию была введена первая очередь станции (на тот момент 3 котла и 2 турбогенератора). Последующие очереди вводились в 1932, 1941 и 1951 соответственно (по 2 котла и по одному турбогенератору). Таким образом СарГРЭС старше саратовской же ТЭЦ-1 на 4 году (1-я очередь ТЭЦ-1 была введена только в 1934):



Ленин перед главным зданием - неизменная дань тому времени - всё-таки План ГОЭЛРО возник ещё в начале 20-х годов при непосредственном участии (собственно фраза "Лампочка Ильича" имеет отношение именно к этом - электрификации всей страны):





Лично меня всегда занимал вопрос: в чем отличие ТЭЦ от ГРЭС (хотя бы и на примере Саратова - хотя я думаю в других городах ситуация будет такой же). И та и другая станция вырабатывает не только элетроэнергию и тепло для нужд населения, и та и другая работали изначально на угле, а потом перешли на газ (или вспомогательно мазут в случае крайней необходимости). Даже оборудование и компоновка котёл-турбина используется одинаковая (поперечная связь котлов).
Ответ прост: никакой разницы по сути нет! Просто ГРЭС (расшифровывается как государственная районная электрическая станция) в советские времена имели более высокий статус (государственная же) и более высокое подчинение. То есть при прочих равных данных ГРЭС (государственная) более статусная была чем ТЭС (городского подчинения).



Кстати выработка тепловой энергии (обогрев и горячая вода) для нужд горожан началась только в 1958 году. Изначально это была чисто электростанцией. Кстати есть ошибочное мнение, что выработка тепла на всех таких станциях - это такой побочный продукт, мол "некуда девать тепло - давайте будем дома отапливать". Выработка тепла и электроэнергии являются равноценными процессами (тем самым обеспечивают большее КПД всей станции).



Первым делом на станции проходит инструктаж по технике безопасности и узнаем какие-то общие сведения о самой станции:



Отправляемся на центральный щит управления, откуда осуществляется контроль за станцией.





Оборудование по большей части современное, помимо плановых и капитальных ремонтов, также происходит постепенно обновления всего оборудования. Наивно было бы думать, что всё тут осталось в нетронутом состоянии с 1930-го года - станция как живой организм постоянно обновлялась и менялась:





Хотя какие-то элементы с тех самых пор остались и хранятся, как например вот эти датчики и лампочка на них (хотя это не сколько рабочие элементы - сколько символ эпохи ГОЭЛРО, своего рода памятник - там самая Лампоча Ильича):





С центрального щита хорошо просматривается весь машинный зал. Всего здесь работает 5 парогенераторов суммарной мощностью в 54 МВт. Для сравнения например Балаковская АЭС вырабатывает 4000 МВт, Саратовская ТЭЦ-5 - 440 МВт. Не так много одним словом, однако для питания центральных районов (где практически не осталось промышленных объектов) этого вкупе с вырабатываем теплом вполне хватает:









Машинный зал встречает нас фреской с Лениным во всю стену (ох уж этот Ленин - неотступно следит за всей Советской энергетикой):





В целом - машинный зал выглядит достаточно обычно - какие-то элементы чуть более старые, какие-то чуть менее:



Вполне обычные элементы управления (если можно вообще назвать такие пульты обычными - поди разберись какие кнопки и датчики за что отвечают):





Много-много непонятных труб-механизмов, впрочем после БЭАС с их трубами-датчиками (заполняющими всю стену) меня уже сложно чем-либо удивить:





Кстати несмотря на более чем просторный зал, здесь мало того что очень шумно (ну это понятно - работающие турбины), так ещё и достаточно жарко. Пар, раскручивающий генераторы, разогревается более чем до 400 градусов:



"Электросила" (ныне "Силовые машины") - легендарный Ленинградский завод. Если первые устанавливаемые турбины были импортные Стерлинги, то к 40-м годам уже было налажено отечественное производство:





Ещё один символ времени - 39-й год выпуска:



Покинув машинный зал отправляемся в соседнее помещение - котельную:



Котельная - здесь расположены газовые котлы. Газ сжигается и разогревает воду до высокотемпературного пара, здесь же техническая вода подогревается, чтоб поступать в тепловые сети.
Ещё один интересный факт - СарГРЭС была первой в СССР станцией, перешедшей с угля на газ. Во время войны ДонБасс был потерян и начали возникать перебои с поставкой угля, а саратовским предприятиям требовалась бесперебойная работа (здесь располагались многие оборонные предприятия). Сначала попробовали нефть - но она оказалась не так удобно (очень много отходов), да и поставки каспийской нефти по Волге были не так уж безопасны (в 42-м году немцы вышли к Волге). Поэтому было принято решение переходить на газ - в кратчайшие сроки (два месяца) от Елшанского месторождение был построен газопровод, который обеспечил бесперебойными поставками топлива предприятие.
Собственно помимо газификации это ещё в дальнейшем стало толчком для развития газопроводной системы - Газпром начал зарождаться тоже из Саратовской области:







В общей сложности в котельной 9 котлов (турбогенераторов всего 5). В отличие от той же ТЭЦ-5 с блочной системой (один котёл - один генератор), здесь станция с поперечной связью котлов. Это значит, что пар например от первого котла может пойти к 5-му генератору и наоборот пар от 9-го котла может попасть в первый генератор. Такая разветвленная система позволяет лучше балансировать с мощностями, гибче регулировать работу, но чревато энергетическими потерями и более запутанной системой паропроводов. Собственно изначально станции строились с поперечной связью, а более современные сейчас именно блочного типа - было признано, что это более эффективно:







За кирпичной кладкой - печь (ближе подойти как-то страшновато - да и жарко очень):



В плане старое-новое котельная часть выглядит ещё более эклектично:





Вот например сохранившаяся угольная галерея - здесь сверху угольную пыль (измельченный уголь смешанный с воздухом) засыпали в печи - просто так поджечь уголь было достаточно проблематично - приходилось идти на такие технологические усложнения:





С переходом на газ необходимость в угле отпала - говорят одновременно было уволены почти 100 сотрудников - все люди занятые в техпроцессах подготавливающих уголь к сжиганию в печи (для примера общий персонал станции на данный момент около 200 человек):



Один из старейших котлов - той самой первой очереди, запущенной в 1930-м:



По соседству с ним котел №1 уже демонтировали и установили более современный аналог. Котел №2 следующий кандидат на замену:





На мой резонный вопрос: а является ли безопасным в плане эксплуатации столь старое оборудование, меня успокоили - каждый элемент регулярно подвергается проверке, и в случае необходимости ремонту или замене - соответственно всё сертифицированно и гарантийно работает. Какие-то элементы могут спокойно эксплуатироваться с 1930-го года, какие-то надо заменять раз в год - но в целом при правильной эксплуатации станция может прослужить ещё столько же.



То же самое про экологические нормы - на станции осуществляется жёсткий контроль всех выбросов, хотя газ сам по себе достаточно чистое топливо - по сравнению с тем же мазутом (который впрочем уже очень давно не использовали - хотя он подразумевается как резервно-аварийное топливо) и уже тем более углём.
Современное оборудование всё фиксирует:





В целом что хочется сказать.
Перед экскурсией у меня было глубокое убеждение, что СарГРЭС - это такой архаизм, отживающий своё и его надо плавно выводить из эксплуатации (как это сейчас постепенно происходит со станцией ТЭЦ-1). Но вот несмотря на весьма древний внешний вид, внутри станция вполне себе работоспособная и отвечающая всем современным нормам. Конечно можно возразить, что те же ТЭЦ-5 или ТЭЦ-2 (имеющие на порядок больше мощность) - могут легко закрыть все потребности, вызванные закрытием СарГРЭС - но пока что ни у кого нет ответа - что делать с инфраструктурой - электрическими и главное тепловыми сетями, ведь весь центр города завязан на СарГРЭС и только на неё, а в какой ад превратится город в случае перестройки тепловых сетей в центре даже представлять не хочется.
Одним словом - пока нет решения этого вопроса, СарГРЭС будет работать и работать вполне успешно!

ЭНЕРГЕТИКА, Саратов, Саратовская область, Саратовская ГРЭС, ZAVODFOTO из ЖЖ, ТЭЦ и ГРЭС

Previous post Next post
Up