Оригинал взят у
kerrangjke в
Завод, коллектор и бомбарь Обзор сразу трёх объектов нашего города: завод "Красный Дон", Богатяновский коллектор и убежище "Красное знамя". Это и многое другое внутри поста:
Все эти места интересны по своему, но разделять каждое на отдельные блоги - глупо: где-то слишком мало инфы, а где-то не так уж и много фотографий вышло. Поэтому решил сделать своеобразную сборную солянку, которую обычно делаю у себя в жж, но лишь с небольшой разницей в том, что первые два места находятся рядом друг с другом. Ну да ладно, обо всём по порядку.
Первое место - завод Красный Дон, который находится на нашей набережной. В 1846 году никакого судоремонтного завода здесь не было, а был построенный первыми отечественными капиталистами первый чугунолитейный завод. После революции завод со временем превратился в судоремонтные мастерские. Являясь одним из старейших предприятий Ростова, в советское время завод работал на полную мощность - свидетельством тому, например, выдержки из газеты "Речник Дона" за 1948 год: Ростовские заводы "Красный Дон" и "Красный флот" досрочно выпустили из ремонта ряд пароходов, теплоходов и барж. На линии Ростов-Азов начал курсировать пассажирский пароход "Пожарский". 21 января вышел из Ростова вверх по реке теплоход "Пролетарий". Он доставил в рабочий посёлок Константиновский промышленные товары и продукты для магазинов.
проходная и старинное здание, которое "спрятали" внутри советской постройки:
В 1948 уже существовало регулярное пассажирское сообщение между Ростовом и Азовом по воде (сейчас, к примеру, регулярного - не существует), а город Константиновск именуется ещё рабочим поселком. Не обходилось и без социалистического соревнования - "На пароходах "Красный Дон" и "Пролетарий" прошли профсоюзные собрания, на которых были избраны судовые комитеты. На этих собраниях коллективы решили вызвать на социалистическое соревнование за досрочное выполнение навигационного плана 1948 года лучшие суда Днепровского пароходства".
руины былого:
Советское телевидение снимало тогда не гламурных светских див, а настоящих тружеников. "Недавно Ростовская студия "Союзкинохроники" провела съёмки на заводе "Красный Дон". В первую часть вошёл киноочерк о буксировщике "Красный Дон", вышедшем из ремонта досрочно - к ленинским дням. Оператор заснял момент сдачи судна в эксплуатацию, приёмочную комиссию за работой. Кадры войдут в очередной номер киножурнала "Новости дня".
На заводе занимались не распилом государственных средств, а ремонтом судов - "В воскресенье, 11 апреля, в затоне завода "Красный Дон" после капитального ремонта состоялся спуск на воду мощного буксировщика "Коммунар". Сейчас судоремонтники приступили к обстройке и монтажу оборудования и механизмов судна. В середине лета буксировщик должен вступить в эксплуатацию." Был, кстати, и одноименный буксировщик "Красный Дон" - водил, например, баржи с сеном из станицы Семикаракорской. "В Ростовский порт из первого рейса возвратился буксировщик "Красный Дон". Он привёл первую гружёную баржу "Братск". Из станицы Семикаракорской доставлено 280 тонн сена, её поставили к причалам Заготсена. Несмотря на то, что работа происходила вручную, первая баржа, прибывшая в Ростовский порт, обработана досрочно".
Но простодушные работяги и не подозревали, что они живут плохо, некачественно, и в империи зла. К середине 90-ых завод фактически производил только якорные цепи, а к тому же - обладал лакомым куском земли прямо на ростовской набережной. Поскольку производство в современной России не нужно никому, а земля - нужна успешным самореализовавшимся гражданам, вписавшимся в рынок - завод начали потихоньку покупать.
Завод «Красный Дон» - был старейшим машиностроительное предприятием Ростова. Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) выпускал картечь, которой заряжались пушки защитников Севастополя. После Великой Отечественной войны «Красный Дон» строил земснаряды для намыва Цимлянской плотины. Затем освоил производство самоходных барж с водометными двигателями, а в последнее время специализировался преимущественно на выпуске якорных цепей... Но, усё, пришло и его время.
Директор завода с дальнейшими планами новых собственников предприятия не знаком. - Я работаю на заводе уже 30 лет, и все это время помню, как периодически возникали и затухали разговоры о переносе нашего производства за черту города. Видимо, на этот раз его точно перенесут. На вопрос о том, что будет с предприятием после его переноса, скорее всего, на левый берег, пока никто не может ответить. Но известно, что в последнее время дела у завода шли не очень хорошо. Мы уже давно не занимаемся ни судоремонтом, ни судостроением хотя бы потому, что у нас сейчас нет для этого судоподъемного средства. Да и оборудование устарело и не обновлялось десятилетиями. Единственное, что мы можем себе позволить, это модернизация малых судов, чем мы изредка занимаемся, когда удается выйти на клиента. Помимо этого мы ремонтируем дизели, и наиболее успешно работает модернизированный цех по производству судовых и прочих цепей, благодаря которому мы еле-еле выживаем. То есть сегодня в принципе к судостроению мы не имеем никакого отношения, профиль нашего предприятия сместился в сторону машиностроения.
От завода на сегодняшний день толком уже ничего не осталось, ну, а про перенос его и прочее - сами знаете, что будет... В общем, ещё одна история канула в лету.
Пришло время рассказать про второй объект моего обзора, который находится рядом - Богатяновский коллектор. Коллектор протяженностью около километра, но проходимо не более 100 метров. Привлекает своим нестандартным сечением - яйцевидным.
наш залаз:
Спускаться по скользким деревяшкам не самое приятное, впрочем, место того стоит - бывать в подобных местах (с таким сечением) мне ещё не доводилось.
какая-то дырка уходящая вникуда:
Судя по огромному количеству меток, дозор тут играл давно и много раз:
Такс, приступим к самому главному - фото:
В принципе, тут можно даже было не обувать сапоги - можно пройти и по краям:
Иногда встречались участки с кирпичной кладкой - случались обвалы и коллектор "ремонтировали":
Идём дальше, чего только не встретишь под ногами в таких местах:
В самом конце нашего пути упираемся в трубу, где после неё сверху льётся вода - своеобразный водопад:
Интерес взял верх и я прошёл через него, но упёрся в завалы всякого дерьма. В принципе, этот участок можно обойти на земле, но желания как такового уже не было...
Несколько фоток на память и пора отправляться дальше:
Последним объектом станет убежище "Красное Знамя". Данное убежище располагается в подвале жилого дома. Убежище очень мало по размерам: всего две комнаты и один вход. Сохранилось кое-какое имущество ГО: плакаты, противогазы, фильтры. Освещение есть только в одной комнате. В комнате с ФВУ висит знамя Советского Союза.
Прежде, чем спуститься к нему - нужно выполнить несколько действий:
Огонь потушили, папиросу бросили - всё по пунктам. Как это часто бывает, по одну сторону - склады жильцов:
По другую - наша цель:
Чтоб и дверь закрывалась и труба была - можно просто срезать край гермы...
Немного ГОшного барахла:
Вот и наше знамя:
На сколько мне стало известно, сюда оно перекочевало с другого заброшенного места - завода Красный Аксай. Ребята решили немного украсить место и разбавить унылость бомбаря. - Что же, у них это вышло!
пламя революции:
Последняя фотография - уцелевшая ФВУ:
На этом у меня всё, спасибо за внимание.
Наша группа Вконтакте:
http://vk.com/urbanrostov