Оригинал взят у
m_viper в
Памятник Су-25 в Петропавловке Во время своего недавнего автопутешествия из Самары в Ростов-на-Дону, проезжая через село Петропавловка в воронежской области, я, совершенно случайно, наткнулся на поставленный как памятник летчикам штурмовик Су-25. Естественно, я не мог проехать мимо такой удачи - остановился и сделал несколько снимков крылатой машины на постаменте. И сейчас предлагаю вашему вниманию walkaround памятника, с небольшой исторической справкой по самолету и моими краткими комментариями к фотографиям.
Мне действительно повезло, поскольку памятник этот совсем новый, а потому - самолет еще находится в превосходном состоянии. Памятник был открыт 6 ноября 2014 года, в честь военных летчиков, несущих службу в рядах ВВС РФ. Место выбрано не случайно: во-первых, в расположенном не так далеко Борисоглебске курсанты высшего военного училища поднимались в воздух именно на этой машине. Во-вторых, Заслуженный летчик-испытатель Анатолий Иванов, облетавший множество боевых самолетов, родом как раз из Петропавловки.
Появлению монумента посодействовал и другой уроженец Петропавловки - бывший главнокомандующий ВВС России (а ныне - главнокомандующий военно-космическими силами России) генерал-полковник Виктор Бондарев. Кстати, интересный факт - во время авиационной части парада на Красной площади 9 мая 2015 года он лично пилотировал самолет Ту-160.
Больше про памятник я никаких интересных фактов не нашел, а потому - переходим непосредственно к самолету.
В 1956 году в структуре военно-воздушных сил Советского Союза была упразднена как класс штурмовая авиация. Военные стратеги посчитали, что низкоскоростным и маломаневренным бронированным самолетам нет места на поле боя современной ракетно-ядерной войны. Задачи по поддержке наземных сил и уничтожению бронированных сухопутных машин противника возложили на сверхзвуковые фронтовые истребители-бомбардировщики - такие как МиГ-21 и Су-7Б. Время и опыт локальных конфликтов шестидесятых-семидесятых (прежде всего - вьетнамской войны) показали ошибочность этой концепции, и в ОКБ Сухого в инициативном порядке, «тайно», начали работать над легкой дозвуковой машиной поля боя. Поэтому, когда в 1969 году маршал авиапромышленности Дементьев обязал ведущие авиационные КБ провести конкурс на разработку легкого штурмовика, ОКБ Сухого продемонстрировало не только аванпроект, но и макет разрабатываемой машины. Как результат - КБ было объявлено победителем первого этапа конкурса, наравне с ОКБ Микояна и Гуревича.
В феврале 1975 года прототип изделия «Т-8» совершил свой первый полет. Далее последовал длительный период доводки опытных машин, и только 30 декабря 1980 года самолет прошел первый этап государственных испытаний, получив индекс Су-25.
Уже в первый год серийного производства, новинке удалось повоевать. С июля 1981 по октябрь 1982 г. в рамках операции «Экзамен» в Афганистане проходили войсковые испытания самолетов Су-25 в составе 200-й отдельной штурмовой авиационной эскадрильи (ОШАЭ). в 1984 году эскадрилья была увеличена до авиаполка. Боевые действия выявили высокую живучесть и манёвренность штурмовика. Относительно невысокая скорость полёта позволяла ему наносить очень точные удары, чего были лишены истребители-бомбардировщики. В Афганистане Су-25 получил своё прозвище «Грач», став самым известным самолётом этой войны.
Кроме Афгана, машина воевала в обеих чеченских кампаниях, в Южной Осетии в 2009 году, в локальных конфликтах на территории бывшего СССР (Абхазская война 1992-1993гг, гражданская война в Таджикистане, Карабахская война, боевые действия на территории Украины в настоящее время и пр.), а также в конфликтах на Ближнем Востоке и на Балканах.
Су-25 послужил основой для множества модификаций - от учебно-тренировочного и спортивного Су-28 до корабельного Су-25УТГ и противотанкового Су-39.
В настоящее время Су-25 является основным штурмовиком ВВС России и авиации ВМФ России. В строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении. Кроме того, некоторое количество Су-25 имеется в учебных авиаполках.
На этом краткую историческую справку будем считать завершенной - взглянем на машину в деталях.
Носовая часть самолета. Штурмовик имеет титановую бронекабину, которая защищает пилота от стрелкового огня, поражения осколками зенитных снарядов и малокалиберной артиллерии. Непосредственно за кабиной находится отсек носовой стойки шасси.
Фонарь кабины бронирован частично. Лобовое бронестекло способно выдержать огонь крупнокалиберного пулемета, а вот боковая часть фонаря практически не имеет бронирования. В ходе чеченской компании это стоило жизни одному летчику - он был убит огнем ДШК, очередь пришлась как раз по боковому остеклению.
Также в носовой части самолета установлена пушечная установка ВПУ-17А с двухствольной пушкой ГШ-2-30 калибром 30 мм. Из-за мощного воздействия отдачи пушки на самолет и его системы, ведение продолжительного огня запрещено - только короткими очередями.
Передняя стойка шасси.
На носовом колесе расположен грязезащитный щиток. Он предотвращает попадание мусора и частиц грунта в воздухозаборники двигателей.
Ниша для уборки стойки закрывается двумя щитками (створками). На фото видно, что сама ниша не бывает открытой - щиток возвращается в закрытое положение сразу после выпуска передней стойки.
Центроплан. По бокам фюзеляжа расположены мотогондолы - такое разнесение двигателей практически исключает одновременное их поражение (что, в свою очередь, критически важно для живучести машины).
Обратите внимание на многочисленные надписи на фюзеляже - так называемую «техничку». Сохранение этих надписей даже на музейных машинах - явление ооооочень редкое, а уж на памятнике-то и подавно! Поэтому, повторюсь, мне очень сильно повезло застать свеженький монумент. Через несколько лет поверх самолета ляжет несколько слоев краски - и всего этого великолепия уже не будет видно...
В равной степени это касается многочисленных потеков грязи, технических жидкостей, забитых швов обшивки и прочих следов эксплуатации самолета. Именно они делают этот памятник столь живым.
Многочисленные сервисные лючки на мотогондолах двигателей, испещренные «техничкой».
Основные стойки шасси.
В очередной раз восторгаюсь - для памятника состояние всей гидравлики стоек просто феноменальное!
Шасси самолета обеспечивает его эксплуатацию как с бетонных, так и с грунтовых аэродромов
Центральные стойки шасси имеют довольно замысловатую конструкцию и кинематику механизма уборки, позволяющие минимизировать пространство колесного отсека в фюзеляже.
Вооружение самолета Су-25 располагается на восьми балочных держателях и двух пилон-держателях, которые при определенном ракурсе напоминают зубья расчески. Именно поэтому Су-25 вначале окрестили «Расческами» или «Гребенками» и только после Афганистана, где официальным позывным штурмовиков было слово «Грач», за Су-25 закрепилось это прозвище.
Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения - авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений.
На корневых держателях установлены подвесные топливные баки, далее - блоки неуправляемых ракет и свободнопадающие бомбы.
На крайних пилонах-держателях подвешены ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, предназначенные для уничтожения воздушных целей.
Хорошо видны ручки для переноски блока неуправляемых ракет С-8. Раньше я не знал, что они там есть.
В пилонах на законцовках крыла располагаются выдвижные посадочные фары и тормозные щитки. Вертикальная пластина - это противобликовочный щиток, защищающий летчика от ослепления светом посадочных фар.
Фугасная авиабомба ФАБ-500. Виден разъем соединения боевой части со стабилизатором.
Интересная деталь - подвесные топливные баки (справа) можно заправить не только топливом но и напалмом, превратив их, таким образом, в смертоносное оружие.
Вот здесь хорошо видна линия раскрытия тормозных щитков на пилонах крыла.
Почему-то на этом конкретном самолете нет контейнеров с дипольными отражателями и ИК-ловушками, для защиты от ракет «воздух-воздух» и ПЗРК. Обычно они устанавливаются на верхние поверхности мотогондол двигателей.
Сами двигатели (если они там остались, конечно) закрыты красными заглушками. На Су-25 устанавливаются два турбореактивных одноконтурных двухвальных двигателя Р-95Ш с тягой 40,2 кН/4100 кгс каждый. Двигатели не имеют форсажных камер.
Хвостовое оперение штурмовика. Вы можете видеть руль направления, оснащенный триммером и кинематическим сервокомпенсатором. Отдельно закреплен демпфер рыскания (в верхней части).
Узел поворота руля высоты. Кто-нибудь знает, что обозначают эти кружки на лючках? Вроде бы, там находятся антенны госопознования «свой-чужой».
На конце хвостовой балки расположен контейнер тормозного парашюта.
Вот здесь крышку парашютной системы очень хорошо видно.
Закрылки находятся в слегка отклоненном положении - благодаря этому можно разглядеть петли их навески.
Верхняя часть самолета, похоже, перекрашивалась - технических надписей там почти совсем не осталось, а они должны быть в не меньшем количестве, чем на брюхе.
Триммер руля высоты.
Заглушка сопла двигателя.
Еще раз взглянем на закрылки.
Лючки в мотогондолах позволяют проводить текущее обслуживания двигателя без снятия панелей.
Киль Су-25. Моя догадка о том, что самолет перекрашивался, подтверждается - видите контур «старых» звезд, без синего канта?.
«Техничка» на створках шасси.
Ну и напоследок - еще несколько ракурсов.
Вот такой получился детальный walk around памятника Су-25. Обязательно напишите, нравится ли вам такой подробный репортаж, и хотите ли вы видеть такие фоторазборы в будущем. А на этом все, спасибо что смотрели, до новых встреч!